Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Прекращение обязательства






Обязательство, возникшее из контракта (договора) или по иным основаниям, в силу своей природы (eo ipso) должно прекратиться. Прекращение обязательства означает погашение тех прав и обязанностей, которые составляют его содержание. Право формулирует определенные основания этого; римское право, прежде всего, указывало на прекращение в силу права (ipso iure – когда должник освобождается от необходимости «дать, сделать») и прекращение в силу процессуального возражения (ope exceptionis – когда иск кредитора парализуется обоснованным возражением должника). Одновременно с таким подходом, именно римский правопорядок выработал понятия и термины, которые оказались универсальными категориями института прекращение обязательств: исполнение, новация, слияние обязательств, смерть одной из сторон, зачет, освобождение от долга, погасительная давность, невозможность исполнения.

1. Прекращение обязательства в силу права

Исполнение (solutio)

Главным основанием прекращения является исполнение обязательства. Это следует из здравого смысла и вот как описано в Титуле XXIX Институций Юстиниана: «Всякое обязательство прекращается исполнением того, что следует исполнить, или, с согласия кредитора, исполнением одного действия вместо другого. Безразлично, исполняет ли обязательство тот, кто должен, или другой за него».

Сам термин solutio – исполнение – происходит от solvere (что буквально означает освобождать, развязывать) и это раскрывает древнее представление об исполнении, как об освобождении несостоятельного должника от оков. А поскольку в архаический период эти оковы накладывались по совершении ритуального действия посредством меди и весов (либральная сделка), то и освобождение от долга могло быть произведено также либральной сделкой, но «актом обратного действия» (actus contrarius). В классический период подобные формальности потеряли свое значение, так что исполнением стало признаваться осуществление должником (solvens) тех действий, которые составляют его обязанность перед кредитором (accipiens). Гай лаконично определяет этот принцип (Гай, Ин. Кн.3, 168): «Обязательство погашается преимущественно платежом должного».

Соответствующие действия (платеж) надлежит совершить в точном соответствии с содержанием обязательства применительно к его субъектам, предмету, в установленный срок и в надлежащем месте.

Когда рассматриваются субъекты исполнения, то выясняется, кто может исполнить и кому можно исполнить. Вышеприведенное правило Институций свидетельствует, что не существовало ограничений в личности должника: юридически действительным признавалось как исполнение самим должником, так и третьим лицом; для римского права не характерно наличие строго личных обязательств, исполнение по которым требуется исключительно от должника. Принять исполнение мог кредитор либо то лицо, которому он приказал это сделать (представитель - procurator).

Обязательство считается исполненным, когда предоставлено в полном объеме то, что является его предметом. В силу этого, кредитор вправе отказаться от принятия частичного исполнения. Равным образом, не допускалась замена исполнения. Однако при согласии кредитора частичное исполнение будет признано освобождением должника от части долга, а замена исполнения - дача в уплату (datio in solutum) надлежащим исполнением.

Определение срока исполнения важно в договорных обязательствах, но часто бывает, что стороны не оговаривают момент, когда исполнение следует. Первоначально действовало правило, что если срок в договоре не установлен, «долг возникает немедленно» или, иначе говоря: если договор заключен без срока и условия, то момент возникновения обязательства и срок исполнения совпадают. Но постепенно пришли к убеждению, что зачастую нереально требовать немедленного исполнения (исполнение предусмотрено в ином месте, нежели место установления обязательства; характер исполнения таков, что требует предварительной подготовки). Было выработано правило: когда обязательством не предусмотрен срок, то исполнение может быть потребовано немедленно, за исключением случая указания такого места исполнения, из которого можно сделать вывод о времени, необходимом для прибытия в это место.

При рассмотрении срока исполнения, возникает вопрос о допустимости досрочного исполнения. Единого правила на этот счет не было, но юристы полагали, что возможность или невозможность досрочного исполнения зависит от того, в чьих интересах установлен срок: если он установлен в интересах кредитора, то он вправе отказаться от досрочного исполнения, если в интересах должника, то досрочное исполнение допускается.

Всякое обязательство, установлен ли в нем срок для исполнения самими сторонами, или предполагается разумный срок исполнения, должно быть исполнено в срок. В противном случае наступает просрочка, являющаяся основанием возникновения юридической ответственности допустившего просрочку лица.

Если в договоре стороны установили место, в котором обязательство должно быть исполнено, то кредитор вправе не принимать исполнение, предложенное в другом месте. Часто место исполнения связано с существом предмета: предполагается, что недвижимость передается в месте ее нахождения. Если же невозможно установить место исполнения ни из соглашения, ни из иных обстоятельств, то применялись правила, что должник вправе предоставить исполнение в месте, где застанет кредитора, но обязан исполнить там, где к нему будет предъявлено требование.

Новация (novatio)

Новация (обновление) - это прекращение обязательства посредством замены его новым обязательствам. Гай в следующих выражениях описывает эту юридическую конструкцию (Кн.3, 176): «Кроме того, обязательство погашается обновлением, если я, например, стипулирую, чтобы то, что ты мне должен, было дано Тицием. Ибо со вступлением нового лица возникает новое обязательство, а первое, перенесенное в последующее, прекращается».

Новация имеет место, когда меняется существенный элемент обязательства: должник или кредитор (что обозначалось термином делегация- delegatio), вводится условие или срок, либо имевшиеся условие или срок отменяются; изменяется предмет предоставления (вместо платежа за купленную вещь предусматривается оказание услуги) и пр. Для действительности новации необходимо наличие намерения сторон новировать обязательство (animus novandi). При этом наличие такого намерения не презюмируется (не предполагается исходя из обстоятельств дела): оно должно быть ясно выражено в соглашении сторон о новации.

Слияние обязательств (confusio)

Эта ситуация обозначается еще как совпадение должника и кредитора в одном лице: такое возникает чаще всего, когда кредитор становится наследником должника или наоборот, то есть при наследственном правопреемстве.

Смерть одной из сторон

Смерть физического лица, являющегося стороной обязательства, не прекращает его, так как наследник, в сакральном смысле - продолжатель личности умершего, а в обыденных делах - универсальный правопреемник: он принимает на себя ответственность по долгам умершего. Но некоторые обязательства, главным образом, из правонарушений (ex delicto) погашались смертью правонарушителя. Такое же представление было об обязательствах тех, кто был подвергнут умалению правоспособности (capitis deminutio).

Приведенные конструкции относятся к основаниям прекращения в силу права (ipso iure). С распространением консенсуальных контрактов особым способом прекращения стало «взаимное разногласие» (contrarius consensus), иными словами, соглашение сторон таких договоров, как купля-продажа, товарищество, поручение, расторгнуть сделку.

 

2. Прекращения обязательств в силу эксцепции

Зачет (compensatio)

Зачет имеет место, когда у двух субъектов существуют друг к другу встречные требования, возникшие из разных обязательств; следовательно, зачет - это погашение одного требования другим, встречным требованием. Общие правила о зачете содержатся в Дигестах (Д.16.II): «1. (Модестин). Зачет есть взаимный расчет (contributio) долга и требования. 2. (Юлиан). Каждый устраняет предъявляющего к нему требование кредитора, который вместе с тем является и должником, если он готов произвести зачет. 3. (Помпоний). Зачет является необходимым потому, что для нас важнее не платить, чем требовать обратно уплаченное».

Полагают, что данная конструкция возникла при судебных разбирательствах из операций банкиров (argerntarii) в рамках формулярного процесса, то есть в классический период. Если банкир предъявлял иск клиенту, он обязан был указать в интенции формулы остаток по счету, то есть разницу между тем, что давал клиенту (кредит) и тем, что от него получал (дебет); этот остаток (сальдо) и определял сумму требования. Таким образом, возникла обязанность профессиональных торговцев предъявлять иск по зачете; в противном случае в иске отказывалось из-за превышения исковых требований (plus petitio).

Долгое время зачет применялся только в связи с определенными обязательствами и лишь постепенно (окончательно, в эпоху Юстиниана) приобрел черты универсального способа прекращения любых обязательств (кроме обязательств из поклажи (хранения)), применение которого было возможно при наличии определенных условий. Об этом свидетельствует следующий фрагмент из Институций Юстиниана (Кн.4, 30): «В исках доброй совести предоставляется, очевидно, полная возможность определить, сколько ex aequo et bono следует возвратить истцу. В судебной оценке наблюдается еще следующее: если, в свою очередь, истец является должником ответчика, то кондемнация делается на ту сумму, которая остается за вычетом суммы, следуемой с истца в пользу ответчика. Но по рескрипту божественного Марка и в исках строгого права при возражении о злом умысле имела место компенсация. Наша, однако, конституция расширила те компенсации, которые опираются на открытом праве, на иски вещные, личные и другие, за исключением лишь иска из поклажи: мы нашли безусловно невозможным дать при иске из поклажи компенсацию, дабы никто под прикрытием компенсации не подвергался обману при отыскании оставленных в качестве поклажи вещей».

В целом, условия применения зачета, сводились к следующим: а) зачитываемые требования должны быть встречными (кредитор по одному обязательству является должником по другому обязательству между теми же лицами); б) требования должны быть ликвидными (то есть такими, которые не обременены иными обязательствами); в) зачитываются только такие требования, срок исполнения по которым уже наступил; г) встречные требования должны быть однородны; следовательно больше всего подходят для зачета денежные обязательства.

Освобождение от долга (remissio debiti)

Освобождение происходило посредством соглашения о неистребовании долга (pactum de non petendo) и если такое соглашение состоялось, то должник, в случае обращения к нему требования кредитора, приобретал право на защиту в виде возражения о заключенном соглашении (exceptio pacti conventi). В какой-то степени соглашение о неистребовании напоминало мировое соглашение (transactio).

Возражение о погасительной давности (praescriptio (exceptio) longi temporis)

Такое снование прекращения обязательство появилось лишь в постклассический период, когда конституцией Феодосия II в 424 г. было постановлено, что все личные иски могут предъявляться лишь в течение 30 лет с момента наступления срока исполнения обязательства.

Невозможность исполнения

Невозможность исполнения связывалась, как правило, с гибелью предмета обязательства, являющегося индивидуальной вещью. Если это происходило в результате случая (casus) или непреодолимой силы (vis maior), то есть независимых от воли субъектов обстоятельств, то обязательство погашалось.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.