Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О значении римского права






Известно высказывание выдающегося русского цивилиста И.А. Пок-ровского: «Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир».[1] Однако оно нуждается в уточнении: не римское право дважды завоевало мир, а два разных мира – античный и христианский – успешно применяли это право к своим запросам; и это поистине удивительно!

Высказанная поправка вовсе не умаляет значимости римского права, напротив, утверждает величие и универсальную ценность того, что было достигнуто в праве античным гением. Но ведь при такой точке зрения требуется перестановка акцентов в традиционных представлениях о значении римского права для других эпох, в том числе, для настоящего времени.

Нижеследующие тезисы представляют не более чем попытку обнаружения главных направлений соответствующих поисков.

1. Римское право, каким оно предстает в законодательстве Юстиниана есть не столько создание римского народа, сколько результат работы всего античного мира в пределах от Рейна до Эфрата.

2. Оно представляет по своей универсальной значимости такое же культурное достижение, какими являются греческая философия и драматургия, живопись, ваяние и зодчество, как навигационные и коммерческие открытия финикийцев, как теологические достижения иудеев.

3. В качестве такового культурного достижения, римское право есть неиссякаемый источник заимствования юридических идей, категорий, формул, представлений.

4. Наименование этого культурного явления, включающее имя могущественнейшего в истории человечества государства, знаменует то важное обстоятельство, что право, в отличие от философии, искусства может развиться до совершенства только в условиях прочной государственности, имеющей продолжительную самостоятельную жизнь.

5. Действительной исторической заслугой собственно римского народа является то, что он создал и длительное время сохранял именно такую государственность.

6. Право римлян на протяжении многих веков было хаотичным и бессистемным, но - всегда живым, действующим, саморазвивающимся правом.

7. Законченную форму это право приобрело в эллинизированной Восточной римской империи, принявшей православие.

8. Германские народы в последующем существенно изменили дух и букву этого права, приспособив в результате длительных усилий к городским условиям жизни, сложившимся в Западной Европе в результате целого ряда социально-экономических потрясений, в том числе, «григорианской реформы», Реформации и буржуазных революций.

9. Это измененное и приспособленное право легло в фундамент правовых систем большинства стран современного мира как основа юридического образования, основа кодификаций национального гражданского права, основа теории права.

 

Все эти обстоятельства необходимо иметь в виду, когда приступаешь к изучению римского права с тем, чтобы не возникла иллюзия отвлеченности этого изучения от насущных запросов действительности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.