Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к структуре и содержанию выпускной квалификационной работы






ВКР должна содержать:

- титульный лист;

- аннотацию (на русском и английском языках);

- оглавление;

- введение;

- главы основной части;

- заключение;

- библиографический список;

- приложения.

Титульный лист является первой страницей ВКР и заполняется в строгом соответствии с образцом (приложение 2).

В аннотации на русском и английском языках коротко раскрывается основное содержание ВКР, включающее характеристику темы, проблемы, объекта и предмета, цели работы. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная работа в сравнении с другими, родственными по тематике, работами. В тексте аннотации должны быть отражены результаты работы — основные теоретические и экспериментальные результаты, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. Средний объем аннотации — 700—1000 знаков (с учетом пробелов).

После аннотации помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки выпускной квалификационной работы (кроме подзаголовков, которые даются в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя (см. пример в приложении 3).

Во введении дается краткое обоснование выбора темы ВКР, обосновывается актуальность темы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования; формулируется гипотеза исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые работы по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к изложенным в них научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы.

Введение должно быть кратким и сжатым изложением основных идей работы. В нем должны отсутствовать подробности, связанные, например, с возникновением замысла работы или с личными переживаниями автора.

Актуальность исследования. Актуальность исследования определяется, прежде всего, запросами практики и необходимостью научного решения выявленных проблем. Обычно актуальность исследования позволяет точно и обоснованно сформулировать проблему исследования. В соответствии с формулировкой выявленной проблемы формулируется цель исследования.

Цель исследования —это научное решение сформулированной проблемы. Цель исследования, как правило, лежит за границами исследования. Предпочтительно не ограничивать цель исследования «изучением», «описанием», «выявлением» и т.д., так как не изучение само по себе является целью исследования, но решение с помощью такого изучения вполне определенных практических задач.

Задачи исследования. Постановка задач исследования — это своего рода обозначение этапов исследования, выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Соответственно, в работе может быть поставлено несколько задач.

Объект исследования — это то, что непосредственно подвергается исследованию. Например, объект исследования — проблемное поле современных российских старшеклассников, предмет исследования — содержание и структура проблемного поля современных российских старшеклассников; объект исследования — ценностные ориентации и представления о мире у детей, предмет исследования — рисунки детей, отражающие их ценностные ориентации.

При описании объекта исследования также могут указываться количество обследованных, их возраст, пол и другие психологические характеристики, важные для понимания изучаемого явления. Например, предмет исследования — системное изучение психологических закономерностей и механизмов саморегуляции и самоорганизации социального поведения личности. Объект исследования — 500 человек, из них 350 человек — члены трудовых коллективов, а 150 человек — члены учебных коллективов (студенты вузов и техникумов, учащиеся школ и ПТУ).

Предмет исследования — это всегда определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. К предмету исследования в психологии относятся психические процессы, свойства, психологические характеристики человека, психические состояния, поведенческая, когнитивная, эмоциональные сферы, виды деятельности и общения, а также взаимосвязи и взаимовлияния их друг на друга, взаимосвязи с другими уровнями и внутри одного уровня психической организации человека и т.д.

Гипотеза исследования — это утверждение (суждение), соответствие которого действительности необходимо проверить в ходе исследования, анализируя его результаты. Гипотеза может быть подтверждена результатами исследования, а может быть опровергнута, что также является научным результатом. Для того чтобы это было возможно, гипотеза должна быть сформулирована точно и однозначно.

Научная новизна. В зависимости от характера и сущности исследования научная новизна может формулироваться по-разному. Например, можно выделить следующие уровни новизны.

Уровень конкретизации: новый результат уточняет известный, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся обучения или воспитания, преподавания учебных дисциплин. Изменения затрагивают частные вопросы, отдельные положения, не имеющие принципиального значения для понимания сути явления, процесса.

Уровень дополнения: новый результат расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации. Приращение носит существенный характер, открывает новые аспекты, грани проблемы, выделяются новые элементы, части, которые ранее не были известны. В целом нововведение не изменяет сложившуюся картину, а лишь дополняет ее.

Уровень преобразования: характеризуется принципиально новыми подходами, которых раньше в теории и практике не было, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области психологии.

Теоретическая значимость — это методологическая характеристика исследования, описывающая значение полученных результатов для психологической науки. В формулировке дается определение направления, отрасли или раздела психологии, которые обогатил своими новыми результатами исследователь (с содержательным уточнением, чем именно); выделяются положения работы, носящие теоретический характер.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.

Если в исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования в той или иной сфере психологической практики. Таким образом, практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности независимо от того, является квалификационная работа теоретической, экспериментальной или практико-ориентированной.

Основная часть работы состоит, как правило, из двух — трех глав. Каждая глава имеет целевое назначение и в определенной мере является основой последующей. Основной текст обычно включает обзор литературы по выбранной теме, описание организации собственных исследований, описание и анализ полученных результатов, заключение, выводы и рекомендации. К основному тексту относится также и список литературы, которая была прочитана и проанализирована в процессе работы.

Примерное содержание глав основной части ВКР может быть следующим.

Глава 1 — как правило, содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы). Аналитический обзор научной литературы является исследовательским процессом, поэтому он не может быть ограничен простым цитированием множества авторов, разрабатывающих ту же проблему. При использовании цитирования для подтверждения важной мысли или существенного положения ссылка на источник должна быть оформлена в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 7.0.5—2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» (утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.04.2008 г. № 95—ст).

При написании аналитического обзора в рамках магистерской диссертации необходимо использовать как отечественные, так и зарубежные библиографические источники. При написании бакалаврской работы использование источников на иностранных языках не является обязательным.

Аналитический обзор заканчивается уточнением задач исследования, более четкой формулировкой гипотезы исследования. Кроме того, аналитический обзор может заканчиваться обоснованием собственного подхода к изучению выбранной проблемы.

Глава 2 — может содержать подробный анализ предмета исследования, описание его основных параметров и характеристик; описание методов и методик исследования. При характеристике методик обязательно указываются авторы, а также, если методика зарубежная, приводятся сведения о ее апробации и адаптации на отечественной популяции. Вторая глава также содержит указания на использованные методы статистической обработки эмпирического материала.

Глава 3 — обычно включает в себя доказательства выдвинутых гипотез и аргументацию, необходимые расчеты и формулировки выводов. Главы 2 и 3 могут быть объединены. В этом случае в работе сначала описываются данные, отнесенные выше к главе 2.

Глава может иметь несколько подразделов. Каждому подразделу присваивается свой рубрикационный номер и дается собственное название. Логика описания результатов должна соответствовать логике постановки задач исследования и должна подводить к достижению поставленной цели. Подразделы могут заканчиваться выводами. Это позволит освободить основные выводы от второстепенных, которые, тем не менее, важны для понимания сущности изучаемого явления. Промежуточные выводы подготавливают студента к написанию заключения о работе и формулировке основных выводов по всему проведенному исследованию.

Выводы должны строго соответствовать задачам и гипотезе, каждая задача должна, так или иначе, найти отражение в выводах. Выводы должны быть содержательными и убедительными, могут включать цифры, должны быть пронумерованы. Выводы — это краткая презентация результатов выполненного исследования.

В заключении следует кратко изложить замысел, обоснование направления, ход проведенного исследования и полученные результаты. Заключение пишется в свободном стиле и может содержать перспективы дальнейшей работы в том виде, какими их представляет автор. Однако оно должно быть непосредственно связано с темой исследования. В заключении дается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования и подтверждения гипотезы.

Заключение включает перечень результатов исследования, которые не сопровождаются математическими частностями. Дается их содержательный смысл. Отмечается, были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известным ранее, противоречат или дополняют их и т.п. Эта часть работы носит форму систематизации изложенной в основной части научной информации.

Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Заключение предполагает осмысление материала на более высоком уровне обобщения с точки зрения проблемы, поставленной в исследовании. Кроме того, в заключении намечаются возможные перспективы исследования.

После заключения приводится список использованной литературы — библиографический список. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте ВКР. Библиографический список должен содержать, как правило, не менее 30 наименований для бакалаврской работы и не менее 40—50 — для магистерской диссертации.

Приложения. Вспомогательные и дополнительные материалы, которые перегружают текст основной части работы, помещают в приложениях. Приложение включает вспомогательный материал, таблицы вспомогательных цифровых данных, протоколы опытов, иллюстрации вспомогательного типа. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.