Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель олигополии, основанной на тайном сговоре






Олигополия, основанная на тайном сговоре, функционирует по принципу монополии: фирмы устанавливают предельно допустимый общий уровень выпуска продукции, затем этот выпуск распределяется между фирмами олигополистами, пока эти фирмы придерживаются, установленных квот, цена будет держаться на уровне монопольной. Тайный сговор запрещен законом, вместе с тем в некоторых странах подобное явление все же встречается.

Существуют различные мнения относительно эффективности олигополии. Основные положения традиционной точки зрения: олигополия приводит к ограничению выпуска продукции и завышению рыночной цены. В случае тайного сговора олигополия даже менее желательна, чем монополия, т. к. внешне создается видимость конкуренции на рынке. Соответственно невозможно применять антимонопольное законодательство для регулирования цены. Цена в условиях олигополии больше предельных издержек и больше минимума средних издержек:

P > MC > AC min

Олигополисты, в случае тайного сговора, функционируют по принципу чистой монополии и назначают цену и объем производства, кот максимизирует общую прибыль, а это является нежелательным для общества, и ведет к неэффективному распределению ресурсов и к производственной неэффективности.

Точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта: крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения НТП, поскольку обладают значительными финансовыми ресурсами и способны финансировать НИОКР. Существование барьеров для вступления в отрасль позволяет олигополисту получать прибыль и направлять ее часть на НИОКР.


51. Ценообразование в условиях олигополии по принципу «издержки плюс»

Единой модели поведения фирмы в условиях олигополии не существует. Наиболее распространенными моделями, объясняющими поведение олигополистических фирм, явл –модель ломаной кривой спроса, модель олигополии основанной на тайном сговоре, модель ценообразования олигополии «издержки плюс» и модель лидерства в ценах.

Каждая фирма уверена, что если она поднимет свою цену выше текущей равновесной цены Р*, ни один из конкурентов не последует ее примеру, и она потеряет большую часть своего объема продаж (рис). Каждая фирма также верит, что если она понизит свою цену, все остальные фирмы сделают то же самое и ее продажи увеличатся только в той степени, в какой возрастет рыночный спрос. В результате кривая спроса фирмы D изгибается в точке Р* и

ее кривая предельного дохода MR в этой точке прерывается. Если предельные издержки увеличить с МС до МС´, фирма продолжит производить тот же объем производства Q*по той же цене Р*. Недостаток модели ломаной кривой спроса – она не поясняет каким образом формируется цена на товар олигополистов, а лишь объясняет нежелание фирм изменять данную цену.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.