Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как направлять подопечного в процессе обучения
Правила дорожного движения описывают знак «Главная дорога». Развивающие вопросы — это «знак главной дороги» при передаче знаний. Система развивающих вопросов позволяет определить реальный план действий, помогает обучаемому понять его, что, в свою очередь, способствует формированию ответственного отношения к делу.
Содержание и порядок вопросов позволяют наставнику активно управлять диалогом. Примеры представлены в табл.2. Необязательно использовать все, наставнику следует выбрать три-пять ключевых вопросов по своему усмотрению.
Таблица 2. Развивающие вопросы
Этап
| Пример вопроса
| Польза вопроса
| 1. Осознание ситуации и имеющихся ресурсов
| ■ От кого и чего зависит на данный момент развитие событий?
■ На что именно, как и в какой степени влияете лично вы?
| Позволяет обучаемому осознать личную ответственность,
обозначить зоны своей компетентности.
| 2.Осознание возможностей и препятствий
| ■ Что вы можете сделать, и какие возможны препятствия?
■ Какие условия были бы идеальны для достижения цели?
■ Как вы можете повлиять на появление благоприятных и нейтрализацию неблагоприятных условий?
| Психологическая подготовка к препятствиям.
Обучаемый заранее готовится к тому, как будет справляться с трудностями, если таковые возникнут
| 3. Разработка плана действий
| ■ Что когда, кому и в какой последовательности следует делать для реализации намеченного?
■ Для достижения цели: что нужно делать обязательно, что желательно, а без чего можно обойтись?
■ Кто будет отвечать за каждый этап?
■ Когда должны быть реализованы действия на каждом этапе?
■ Какие дополнительные средства и помощь понадобятся на каждом этапе?
■ Что будет свидетельствовать о возможности продвижения на следующий этап?
| Обучаемый учится отделять значимые критерии от незначимых
, планировать работу и время,
самостоятельно определять уровень своего мастерства (т.е. понимать, сколько времени ему понадобится для завершения работы), работать в команде
| 4.Окончательная проработка
| ■ Что еще требует дополнительного уточнения?
■ Какие существуют варианты?
■ В чем могут состоять принципиально отличные подходы к задаче?
| Обучаемый учится творческому подходу к решению любой задачи
| Ошибка 4. Поставив задачу, наставник забывает проверить, насколько понял ее обучаемый и достаточно ли у него ресурсов для ее решения.
Правило 4. Используйте как миниум три развивающих вопроса после постановки задачи. Узнайте, каким образом обучаемый собирается ее решать.
|