Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 3. Главные направления в развитии социологии в XX в.






3.3.1. Дифференциация и специализация социологического знания

Теоретическая социология первой половины XX века. Основные социологические идеи Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, К. Маннгейма.

Формирование эмпирической социологии. «Хоторнский эксперимент» и его значение для развития социологии как науки..

Формирование и институционализация отраслевых социологических дисциплин (социология знания, социология науки, социология образования, социология города, социология села, социологии управления и др.).

3.3.2. Структурно-функциональный анализ

Европейская составляющая структурно-функционального анализа (Г. Спенсер, Б. Малиновский, А.Р. Редклифф-Браун). Вклад Э. Дюркгейма и П. Сорокина в социологию структурного функционализма.

Т. Парсонс и его концепция структурно-функционального анализа.

Вклад Р.Мертона в развитие структурного функционализма. Смягчение парсоновского универсального функционализма. Функции и дисфункции. Явные и латентные функции. Концепция теорий среднего уровня.

Французский функционализм (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж.Деррида).

3.3.3. Феноменологическая социология и символический интеракционизм

Основные идеи феноменологической социологии (А. Шютц, П. Бергер, Т. Лукман). Понятия «жизненный мир», «структуры жизненного мира», «социальное конструирование реальности». Концепция «качественной методологии».

Основные идеи символического интеракционизма (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Г. Блумер). Структура процесса интеракции. Теория «зеркального Я».

3.3.4. Франкфуртская философско-социологическая школа

Формирование и этапы эволюции Франкфуртской школы.

Леворадикальный характер воззрений представителей Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, Ю. Хабермас): проблемы авторитаризма, отчуждения и деформации личности в современном обществе; концепции «авторитарной личности» и «одномерного человека»; фашизоидный характер «позднего капитализма».

3.3.5. Судьбы российской социологии в советский и постсоветский периоды

Институционализация и плюрализм российской социологии в первые годы советской власти. Теоретическая деятельность П.А. Сорокина, В.И. Ленина, К.М. Тахтарева, А.А. Богданова, Н.И. Бухарина.

Развитие прикладных социологических исследований по социологии труда, организации промышленного производства, бюджету времени (А.К. Гастев, С.Г. Струмилин).

Установление господства марксистской идеологии в духовной жизни общества. Репрессии против «буржуазных ученых» - обществоведов. Марксистская социология - исторический материализм.

Негативная роль работ И.В. Сталина «О диалектическом и историческом материализме», «Марксизм и вопросы языкознания» для развития в стране социальных и гуманитарных наук.

Восстановление и развитие социологических исследований во второй половине 50-х годов, в 60-е и последующие годы. Дискуссии о месте марксистской социологии в системе общественных наук и ее социальных функциях. Основные направления и результаты социологических исследований (А.М. Румянцев, Г.В. Осипов, Т.И. Заславская, В.А. Ядов).

Институционализация российской социологии в конце 80-х - 90-е годы.

Русская социология в эмиграции. (П.А. Сорокин, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, Ж. Гурвич). Роль русских социологов в развитии западной социологии. Значение теоретической (концепция «интегральной социологии»), преподавательской и организационной деятельности П.А. Сорокина.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.