Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 10.






ТЕМА: ТОРМОЖЕНИЕ В ЦНС.

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ КООРДИНАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦНС.

 

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Студент должен знать: взаимодействие процессов возбуждения и торможения на центральных нейронах;

механизм развития центрального торможения;

нейрональные механизмы, обеспечивающие развитие сопряженного торможения в центрах - антагонистах;

механизмы, обеспечивающие усиление и удлинение биологически значимых афферентных нервных сигналов;

явление доминанты, ее физиологическое значение.

Студент должен уметь: нарисовать схемы, объясняющие нейрональные механизмы развития: сопряженного торможения в центрах-антагонистах; возвратного торможения; пресинаптического торможения.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Что такое торможение?

2. Возникает ли торможение в любом отделе ЦНС? (да, нет).

3. Кем и в каком опыте было описано центральное торможение?

4. Объясните механизмы, обусловливающие возникновение центрального торможения.

5. Назовите известные вам тормозные медиаторы.

6. Что наблюдается на постсинаптической мембране при развитии вторичного постсинаптического торможения: а) деполяризация; б) гиперполяризация; в) реполяризация?

7. Дайте определение доминанты.

8. Перечислите основные свойства доминантного очага.

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

 

1. Торможение в ЦНС (И. М. Сеченов).

2. Современные представления о механизмах центрального торможения. Постсинаптическое и пресинаптическое торможение.

3. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа координации рефлексов: принцип реципрокности, одновременная и последовательная индукция, принцип обратной связи, принцип общего конечного пути, союзные и антагонистические рефлексы.

4. Принцип доминанты (А.А. Ухтомский). Свойства доминантного очага в ЦНС.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

 

Видеодемонстрация опытов:

1. Сеченовское торможение (наличие центрального торможения).

2. Доминанта (свойства доминантного очага на примере естественной и искусственно созданной доминанты).

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

1. Изменение процессов торможения в ЦНС в пожилом и старческом возрасте.

2. Изменение координации движений в пожилом и старческом возрасте.

 

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ИТОГОВОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:

 

1. Уменьшается ли время сгибательного рефлекса задней лапки лягушки при одновременном сильном механическом раздражении передней лапки? Почему?

2. Чем отличается иррадиация возбуждения в центральной нервной системе, возникающая при отравлении стрихнином от иррадиации при постепенном возрастании силы раздражителя, действующего на организм?

3. Почему чтение во время еды отрицательно сказывается на акте пищеварения?

4. Вы готовитесь к экзаменам. Тихо играет радио. Это не мешает вашей работе. Почему? Каков механизм этого?

5. Объясните, почему, когда у человека болит зуб, все посторонние слабые раздражители, действующие на организм, усиливают эту боль?

6. Почему трудно сконцентрировать внимание в монотонной обстановке?

 

Сборник «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии».

Раздел «Общая физиология». Задачи №180-189.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.