Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агропромышленного производства






 

Государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство до 2005 г. были установлены Федеральным законом от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Ныне он прекратил свое действие, но и новый федеральный закон до сих пор не принят, поэтому ряд предусмотренных ранее мероприятий реализуется на основе подзаконных актов, кроме того, в субъектах Федерации принимаются собственные законы.

Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;

- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;

- развитие социальной сферы села;

- иные направления, определенные законодательством РФ.

Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства должна гарантироваться возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и стимулироваться формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством.

В случае нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта. Для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции[89]. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственными продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции – в форме организации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов. Объемы осуществления закупочных и товарных интервенций, уровень цен на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие определяет Правительство РФ.

Закупочные интервенции осуществляются в случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие ввиду сокращения спроса на них.

Товарные интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

Лизинг в сфере агропромышленного производства с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы, источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере агропромышленного производства определяются соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ[90]. Лизинг без участия государства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Основой экономических отношений на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством РФ. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. В качестве основы для установления гарантированных цен используются целевые цены (нормативные индикаторы), которые устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам, получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства.

Государственное регулирование развития социальной сферы села производится путем государственной поддержки в соответствии с федеральными целевыми программами, а также в виде дотаций, предоставляемых местным бюджетам, в порядке, установленном действующим законодательством. Субъекты РФ осуществляют государственную поддержку социальной сферы села в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ[91].

Регулирование сельскохозяйственных отношений осуществляется органами управления сельским хозяйством совместно с другими органами государственного управления, каждый из которых действует в пределах своей компетенции.

Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 в структуре федеральных органов исполнительной власти выделены Министерство сельского хозяйства РФ и подчиненные ему: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству и Федеральное агентство по сельскому хозяйству (в настоящее время последнее упразднено; его функции переданы Министерству).

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181[92] утверждены Вопросы Министерства сельского хозяйства РФ. Этим постановлением установлено, что Министерство сельского хозяйства самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты законов и актов Президента и Правительства РФ по следующим вопросам:

1) реформирование и финансирование развития в АПК и рыболовстве;

2) государственная поддержка организаций АПК и рыболовства;

3) программы по развитию села;

4) использование земель сельхозназначения;

5) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия;

6) племенное животноводство и элитное семеноводство;

7) техническое и технологическое обеспечение в АПК и рыболовстве;

8) производство и оборот этилового спирта из пищевого и не пищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

9) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных биологических ресурсов и производственная деятельность в морских рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота;

10) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории РФ;

11) охота и охотничье хозяйство.

Собственное регулирование сельского хозяйства осуществляется и на уровне Алтайского края. Законом Алтайского края от 12 июля 2005 г. № 44-ЗС «О развитии сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Алтайском крае»[93] определены правовые основы агропродовольственной политики в Алтайском крае, установлены порядок и условия оказания мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Основными целями агропродовольственной политики Алтайского края определены:

1) развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;

2) обеспечение населения Алтайского края и других регионов РФ доступными высококачественными продуктами питания;

3) увеличение занятости, улучшение социальных условий и повышение уровня жизни сельского населения;

4) создание для сельскохозяйственных товаропроизводителей равных с субъектами хозяйственной деятельности других отраслей экономики условий получения доходов, обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

5) формирование объемов сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, материально-технических ресурсов для государственных региональных нужд;

6) формирование сырьевой базы отраслей легкой, перерабатывающей и пищевой промышленности для обеспечения их устойчивого развития;

7) создание на селе объектов кооперативной и муниципальной инфраструктуры производственно-технического обеспечения и технологического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, кредитования и страхования.

Основными принципами агропродовольственной политики Алтайского края являются:

1) признание необходимости поддержки сельскохозяйственного производства в Алтайском крае;

2) последовательность и устойчивость мер государственного регулирования сельскохозяйственного производства;

3) прозрачность агропродовольственной политики;

4) равная доступность всех субъектов предпринимательства к информации о государственной агропродовольственной политике;

5) равная доступность государственной поддержки для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей независимо от их организационно-правовой формы;

6) исполнение обязательств между администрацией Алтайского края и сельскохозяйственными товаропроизводителями;

7) установление уровня поддержки сельскохозяйственного производства на очередной год в размере не менее 6 процентов бюджета Алтайского края (с 1 января 2006 г.);

8) взаимодействие администрации Алтайского края, Алтайского краевого Совета народных депутатов, представительных и исполнительных органов муниципальных образований с общественными организациями, отраслевыми союзами и ассоциациями сельскохозяйственных производителей в Алтайском крае по вопросам развития агропромышленного комплекса.

Основные инструменты агропродовольственной политики Алтайского края:

1) определение минимальных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию на уровне общественно необходимых затрат на ее производство с учетом рентабельности, обеспечивающей расширенное воспроизводство;

2) закупка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции для региональных нужд;

3) субсидирование части расходов предприятий из краевого бюджета по производству сельскохозяйственной продукции;

4) инвестиции в развитие производства сельскохозяйственной продукции;

5) система кредитования, лизинга техники, оборудования и племенных животных;

6) предоставление государственных гарантий Алтайского края по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственными предприятиями;

7) развитие информационного обеспечения сельских территорий;

8) стимулирование научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе.

В целях поддержки ценовых соотношений на сельскохозяйственную и промышленную продукции администрацией Алтайского края разрабатываются мероприятия, включающие:

1) определение объемов (квот) по видам сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными товаропроизводителями через залоговые операции по гарантированным ценам;

2) снижение спекулятивных издержек рынка при производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

3) проведение закупочных и товарных интервенций.

Администрацией Алтайского края ежегодно разрабатываются мероприятия товарно-кредитной поддержки сельскохозяйственного производства, включающие:

1) меры по стабилизации и развитию рынка сельскохозяйственной продукции;

2) меры по защите доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) организацию закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, их реализацию на внутреннем и внешнем рынках;

4) предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям бюджетных кредитов на проведение сезонных мероприятий в области сельскохозяйственного производства.

Законом Алтайского края предусмотрена поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, находящихся в неблагоприятных природно-климатических условиях; племенного и товарного животноводства, рыбоводства, пчеловодства и птицеводства; элитного семеноводства; производства льна; развития садоводства; обновления основных фондов сельского хозяйства; личных (подсобных) хозяйств и вновь образованных сельскохозяйственных товаропроизводителей; сельской кредитной кооперации; системы страхования урожая сельскохозяйственных культур; мероприятий по улучшению плодородия земель, борьбе с особо опасными вредителями сельскохозяйственных растений; проведения научно-исследовательских работ, внедрения инновационных технологий и распространения передового опыта в сельском хозяйстве; кадрового обеспечения агропромышленного комплекса Алтайского края.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.