Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об административных правонарушениях






 

Производство по делам об административных правонарушениях есть процесс всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его и обеспечения исполнения вынесенного постановления, согласно разделу IV КоАП. По своей природе административный процесс подобен конституционному, уголовному и гражданскому. Поэтому ряд авторов обоснованно говорят об административно-процессуальном праве как самостоятельной отрасли права. Но в силу того, что нормы об административном процессе содержатся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, и в силу традиции производство об административных правонарушениях часто рассматривают как подотрасль административного права.

В отличие от иных видов процесса, являющихся порядком судопроизводства, производство по делам об административных правонарушениях уполномочен осуществлять широкий круг органов: 1) судьи, например, по делам о незаконных действиях по усыновлению (в большинстве случаев мировые судьи); 2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 3) государственные органы исполнительной власти (к которым, в частности, приравниваются и билетные контролеры унитарных транспорных предприятий); 4) административные комиссии, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (в Алтайском крае это административные комиссии при местных администрациях, рассматривающие ряд алтайских правонарушений (ст. 76-81 Закона об административной ответственности на территории Алтайского края)). В ст. 23.1-23.62 КоАП и ст. 74-76 Закона перечислены виды правонарушений, которые уполномочен рассматривать тот или иной орган.

Для обеспечения производства по делу могут применяться такие принудительные меры обеспечения (ст. 27.1 КоАП), которые не следует путать с наказаниями, как: 1) доставление – принудительное препровождение лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте (данную и некоторые из последующих мер вправе производить служащие военизированных органов власти, в т. ч. ведомственной и вневедомственной охраны); 2) административное задержание как исключительная мера, срок которого не может превышать 3 часов (по делам, предусматривающих арест, по пограничным делам или при необходимости установления личности – до 48 часов); 3) личный досмотр; 4) осмотр помещений юридического лица; 5) привод на рассмотрение дела; 6) арест товаров; 7) изъятие вещей и документов; 8) отстранение от управления транспортным средством; 9) медицинское освидетельствование на состояние опьянения и др.

Моментом начала производства по делам об административных правонарушениях является возбуждение дела. Это может быть: 1) составление протокола о применении мер обеспечения; 2) составление протокола об административном правонарушении или постановление прокуророра; 3) вынесение определения о возбуждении дела при необходимости расследования; 4) наказание, когда протокол не требуется.

Основным документом, удостоверяющим начало производства, является протокол об административном правонарушении, который подписывается лицом, его составившим, и обвиняемым (замечания последнего прилагаются к протоколу); в случае отказа обвиняемого от росписи делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку обвиняемому и потерпевшему, если он имеется (ст. 28.2 КоАП). Протокол составляется немедленно, кроме случаев необходимости выяснения дополнительных обстоятельств (в течение 2 суток) или проведения расследования (по его окончании), и направляется в течение суток для рассмотрения дела.

Составление протокола не требуется, если административным наказанием является предупреждение или штраф в размере, не превышающем 1 МРОТ (при нарушении таможенных правил – 10 МРОТ). Но если лицо оспаривает решение или отказывается от уплаты, составляется протокол (ст. 28.6 КоАП).

Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения протокола (срок может быть продлен, но не более чем на месяц). По делам, влекущим арест, рассмотрение производится в день поступления протокола, а по делам в отношении задержанного – не позднее 48 часов с момента задержания (ст. 29.6 КоАП).

По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении наказания или о прекращении производства по делу либо определение о передаче дела по подведомственности. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, либо высылается ему в течение 3 дней (ст. 29.11 КоАП).

Постановление по делу может быть обжаловано в вышестоящий суд, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела не судом в течение 10 суток со дня получения копии постановления (по ходатайству лица, пропущенный срок может быть восстановлен) (ст. 30.1 и 30.3 КоАП).

Последним этапом производства по делу является исполнение наказания. Например, штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления о назначении наказания в законную силу.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Регулирует или нет административное право осуществление законодательной власти?

2. В чем отличие функций федеральной службы и федерального агентства?

3. Является ли административное задержание видом административного наказания?

4. В каких случаях не требуется составление протокола об административном правонарушении?

 

ГЛАВА 7
УГОЛОВНОЕ ПРАВО РФ

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.