Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение допускаемых напряжений изгиба.






Допускаемые напряжения изгиба зубьев шестерни σ FP1 и колеса σ FP2 определяют по общей зависимости, но с подстановкой соответствующих параметров для шестерни и колеса.

,

где σ Flim – предел выносливости при отнулевом цикле напряжений, вычисляют по эмпирическим формулам из таблицы 6.9:

Таблица 6.9.

Способ термической или химико-термической обработки Группа сталей Твердость зубьев σ Flim, МПа
на поверхности в сердцевине
Улучшение, Нормализация 40, 45, 40Х, 40ХН, 35ХМ < 350НВ < 350НВ 1.75 НВСР
Закалка ТВЧ по контуру зубьев 40Х, 40ХН, 35ХМ 48 —52 HRC 27 —35 HRC 600 – 700
Закалка ТВЧ сквозная (m< 3 мм) 48 —52 HRC 48 —52 HRC 500 – 600
Цементация 20Х, 20ХН2М, 18ХГТ, 25ХГМ, 12ХНЗА 57 — 62 HRC 30 —45 HRC 750 – 800
Цементация с автоматическим регулированием процесса 850 – 950
Азотирование 38Х2МЮА, 40ХНМА < 67 НRC 24 —40 HRC 12 HRCСР + + 290

 

YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности между зубьями;

YR = 1 при шлифовании и зубофрезеровании с параметром шероховатости R≤ 40 мкм;

YR = 1, 05…1, 2 при полировании (большие значения при улучшении и после закалки ТВЧ);

YА – коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки (реверса);

YА = 1 при одностороннем приложении нагрузки;

SF – коэффициент запаса прочности;

SF = 1, 75 для нормализованных и улучшенных зубчатых колес;

SF = 1, 85 для закаленных зубчатых колес.

SF = 1, 55 для цементованных и нитроцементованных зубчатых колес;

КFL – коэффициент долговечности;

КFL = ,

где m – показатель степени в уравнении кривой усталости;

m = 6 для зубьев из улучшенных и нормализованных сталей, а также для поверхностно-упрочненных зубьев со шлифованной выкружкой;

m = 9 для зубьев из закаленных сталей.

NF0 = 4·106 – базовое число циклов напряжений до перегиба кривой усталости;

N – эквивалентное число циклов напряжений изгиба.

В нашем случае m = 6, тогда

циклов;

циклов.

При N > NFЕ0 деталь работает в зоне горизонтального участка кривой усталости, следовательно расчет нужно вести как при постоянном режиме напряжений, принимая КFL = 1.

В нашем случае:

σ Flim1 = 1, 75·НВ1 = 1, 75·220=385 МПа;

σ Flim2 = 1, 75·НВ2 = 1, 75·170=297, 5 МПа;

YR = 1; YА = 1; SF = 1, 75; КFL = 1.

Тогда:

;

.

 

¨ Определение действительных напряжений изгиба у ножки зуба.

,

где Ft – окружная сила;

mn – нормальный модуль;

b – ширина венца зубчатого колеса;

YF – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений, в зависимости от числа зубьев (для прямозубых передач) или от приведенного числа зубьев (для косозубых передач) и коэффициента смещения для внешнего зацепления;

Приведенное число зубьев определим по формуле:

Значения YF берутся из таблицы 6.10:

Таблица 6.10.

Z или ZV Значения YFS при коэффициенте χ смещения инструмента
-0, 6 -0, 4 -0, 2   +0, 2 +0, 4 +0, 6
  3, 67
  4, 00 3, 62 3, 30
  4, 30 3, 89 3, 58 3, 32
  4, 08 3, 78 3, 56 3, 34
  4, 22 3, 91 3, 70 3, 52 3, 37
  4, 38 4, 02 3, 80 3, 64 3, 51 3, 40
  4, 37 4, 06 3, 86 3, 70 3, 60 3, 51 3, 42
  3, 98 3, 80 3, 70 3, 62 3, 57 3, 52 3, 46
  3, 80 3, 71 3, 63 3, 60 3, 57 3, 53 3, 49
  3, 71 3, 66 3, 62 3, 59 3, 58 3, 53 3, 51
  3, 62 3, 61 3, 61 3, 59 3, 59 3, 59 3, 56

 

KF – коэффициент нагрузки при изгибе

,

где K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями

K = 1, 0 для прямозубых колес.

Для колес с углом β > 0º принимают

Степень точности…………... 6 7 9

K……………………………0, 72 0, 81 1, 0

K – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения напряжений по ширине зубчатого венца

При симметричном расположении колес относительно опор При несимметричном расположении Колес относительно опор НВ
1, 05……….……………..1, 25 ≤ 350
1, 1……………….………1, 35 > 350

 

KFV – коэффициент, учитывающий динамическое действие нагрузки, значение которого берутся из Таблицы 6.11.

Таблица 6.11.

Степень точности по ГОСТ 1643-81 Твердость на поверхности зубьев колеса Значения КFV при V, м/с
         
  > 350 НВ 1, 02/1, 01 1, 06/1, 03 1, 10/1, 06 1, 16/1, 06 1, 20/1, 08
≤ 350 НВ 1, 06/1, 03 1, 18/1, 09 1, 32/1, 13 1, 50/1, 20 1, 64/1, 26
  > 350 НВ 1, 02/1, 01 1, 06/1, 03 1, 12/1, 05 1, 19/1, 08 1, 25/1, 10
≤ 350 НВ 1, 08/1, 03 1, 24/1, 09 1, 40/1, 16 1, 64/1, 25 1, 80/1, 32
  > 350 НВ 1, 03/1, 01 1, 09/1, 03 1, 15/1, 06 1, 24/1, 09 1, 30/1, 12
≤ 350 НВ 1, 10/1, 04 1, 30/1, 12 1, 48/1, 19 1, 77/1, 30 1, 96/1, 38
  > 350 НВ 1, 03/1, 01 1, 09/1, 03 1, 17/1, 07 1, 28/1, 11 1, 35/1, 14
≤ 350 НВ 1, 11/1, 04 1, 33/1, 12 1, 56/1, 22 1, 90/1, 36 —/1, 45

Примечание. В числителе приведены значения для прямозубых, в знаменателе – для косозубых зубчатых колес.

Yβ – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба

(β в градусах)

 

Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев

,

где ε α – коэффициент торцового перекрытия

Для прямозубых колес Yβ = 1; Yε = 1 – при степени точности 8 и 9;

Yε = 0, 8 – при степени точности 5…7.

Для косозубых передач Yε = 0, 65

Расчет ведем для шестерни и колеса.

В нашем случае: Ft = 3141, 86 Н; mn = 2 мм; b1 = 80 мм; b2 = 72 мм; β = 10˚ 48´; ε α = 1, 745; K = 0, 9; K = 1, 05; KFV = 1, 03; Yε = 0, 65; Yβ = 0, 9; YF1 = 3, 75; YF2 = 3, 59

Прочность зубьев шестерни и колеса по изгибу обеспечена.

Для σ F допускается перегрузка до 5%. При больших перегрузках следует увеличить модуль и повторить расчет. В нашем случае недогрузки по изгибу, даже значительной, пересчет не производят.

¨ Проверка на прочность по кратковременным перегрузкам при изгибе.

Расчетное напряжение изгиба при перегрузке определяется по формуле:

,

где σ F – расчетное напряжение изгиба;

γ – коэффициент перегрузки,

σ FPM – допускаемое предельное напряжение изгиба по пиковым нагрузкам.

При расчете на прочность при изгибе максимальная нагрузка определяется по формуле:

при НВ≤ 350

при НВ > 350

где σ Т – предел текучести материала;

σ в – предел прочности материала.

В нашем случае:

Так как σ FM < σ FPM, то при изгибе максимальной нагрузкой прочность зубьев обеспечена.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.