Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное управление охраной окружающей среды






Основные законодательные акты в области охраны окружающей среды - это Закон РСФСР " Об охране окружающей природной среды" (1991 г.) с поправками 2001 г. и Закон РФ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.). Закон 1991 г. устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания и установлены графики их выполнения. Законом вводится платность природных ресурсов. Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет также закон РФ " О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя: санитарные нормы и правила Минздрава РФ (СН, СП, СанПиН, ГН), СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатации объектов народного хозяйства, общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии РФ[3], устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них зягрязняющих веществ и т.д. ГОСТЫ системы стандартов " Охрана природы" - часть государственной системы стандартизации под № 17.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов " Охрана природы" - составная часть государственной системы стандартизации, ее 17 система. Эта система представляет собой совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов, каждый из которых (кроме комплекса с шифром 0) включает 6 групп стандартов. Структура системы стандартов «Охрана природы»:

Шифр комплекса Наименование комплекса   Группы стандартов
    Комплекс организационных стандартов                        
                             
    Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования вод                        
                             
    Комплекс стандартов в области защиты атмосферы                        
                             
    Комплекс стандартов в области рационального использования биоресурсов                        
                             
    Комплекс стандартов в области охраны и рационального использования почв                        
                             
    Комплекс стандартов в области улучшения использования земель                        
                             
    Комплекс стандартов в области охраны флоры                        
                             
    Комплекс стандартов в области охраны фауны                        
                             
    Комплекс стандартов в области охраны и преобразования ландшафтов                        
                             
    Комплекс стандартов в области рационального использования и охраны недр                        
                               

 

Таким образом, если нам нужен стандарт на правила определения допустимых выбросов (ПДВ), ищем его в системе 17, комплексе 2, группе 3, где и находим его: это ГОСТ 17.2.3.02-78.

 

Содержание групп стандартов определяется их наименованием

Шифр группы Наименование группы стандартов
  Основные положения
  Термины, определения, классификация
  Показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов
  Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов
  Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий
  Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды
  Требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений

 

В системе стандартов " Охрана природы" принята следующая система обозначения:

ГОСТ ХХ. Х. Х. ХХ – ХХ
N Системы в ГСС N Комплекса N Группы N Стандарта в группе Год регистрации или пересмотра стандарта

 

Государственная система управления охраной окружающей среды и поддержания экологической безопасности

Государственная система охраны окружающей среды – организационная система правительственных учреждений и ведомств, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением экологической безопасности. Государственная система охраны окружающей среды включает в себя три составляющие, соответствующие исполнительной, представительной и законодательной власти в России:

органы правительства РФ,

комиссию по экологической безопасности в составе Совета безопасности при Президенте РФ,

комитет по экологии Государственной думы.

Органом правительства РФ, осуществляющим комплексное управление охраной окружающей среды является Министерство природных ресурсов РФ (МПР России). Госатомнадзор России, Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный земельный комитет РФ, Комитет по геологии и использованию недр РФ (Роскомнедра), Росводхоз и некоторые другие ведомства осуществляют госконтроль в узком, ведомственном направлении

Министерство природных ресурсов России обеспечивает рациональное природопользование. Природопользование – использование в хозяйственной деятельности образованных естественным путем минеральных, атмосферных, водных, почвенных, биологических и энергетических ресурсов Министерство имеет территориальные органы. Министерство природных ресурсов контролирует интегральный показатель воздействия всей экономики России на окружающую природную среду, который в литературе называют антропогенным давлением на среду. Антропогенное давление на природную среду – совокупность всех форм и объемов природопользования и других воздействий человека на окружающую среду. Ежегодно готовится государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды российской Федерации», в котором отражаются экологические последствия деятельности основных отраслей экономики.

Основной задачей ведомственных органов является поддержание допустимого воздействия на окружающую среду. Допустимое воздействие на природную среду – объемы природопользования, при которых не происходит деградация или разрушение естественной природной среды.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды - система непрерывного инструментального контроля параметров среды обитания с целью прогнозирования ее опасного состояния. Различают следующие виды мониторинга:

- глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух материалов;

- национальный, проводимый на большом участке территории одного государства;

- региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких государств, например, внутреннем море и его побережье;

- локальный, проводимый на сравнительно небольшой территории города, водного объекта, района крупного предприятия и т.п.

В РФ осуществление соответствующих работ возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В системе наблюдения за состоянием водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов земли и почв, растительного и животного мира задействованы Министерства природных ресурсов РФ. Мониторинг лесов возложен на Рослесхоз.

Организация работ по охране окружающей среды на предприятиях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (главного механика или главного энергетика). Возможно создание специальной службы по охране окружающей среды. Важнейшим направлением работ служб, отвечающих за экологическую безопасность предприятий для селитебных зон и рядом расположенной жилой застройки является экологический аудит. Он включает в себя оценку уровня загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, а также эффективности состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т.п. К проведению экологического аудита, как правило, привлекаются специализированные организации, имеющие лицензию на его проведение, выданную специально уполномоченными органами.

Экологическая экспертиза и государственное лицензирование природопользования на территории Российской Федерации

Экологическая экспертиза – изучение проектной, плановой документации или образцов техники, продукции и технологий, проводимый с целью предотвращения превышения допустимого воздействия на природную среду. Правовой базой экологической экспертизы является Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 1995 г. Закон устанавливает, что экологическая экспертиза техники, технологий, материалов включает в себя отраслевую и государственную экспертизу. Государственная экологическая экспертиза - рассмотрение проектной документации (или образцов) новой продукции, проводимое экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды на республиканском и региональном (территориальном) уровне.

Отраслевая экологическая экспертиза - рассмотрение документации (или образцов) новой продукции, проводимое отраслевыми организациями (предприятиями), определенными в качестве головных по отрасли (или по виду продукции) по вопросам экологической безопасности.

Цель экологической экспертизы - предупреждение возможного превышения допустимого уровня вредного воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации промышленного предприятия или выпуска новой продукции. Главная задача экологической экспертизы - определение полноты и достаточности мер по обеспечению требуемого уровня экологической безопасности новой продукции при ее разработке, в том числе:

- определение соответствия проектных решений создания новой продукции современным природоохранным требованиям;

- оценка полноты и эффективности мероприятий по предупреждению возможных аварийных ситуаций, связанных с производством и потреблением (использованием) новой продукции, и ликвидации их возможных последствий;

- оценка выбора средств и методов контроля воздействия продукции на состояние окружающей среды и использование природных ресурсов;

- оценка способов и средств утилизации или ликвидации продукции после отработки ресурса;

- определение полноты достоверности и научной обоснованности проведенной оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

По результатам экологической экспертизы составляется экспертное заключение, включающее в себя 3 части: вводную, констатирующую и заключительную.

Во вводной части содержатся сведения об экспертируемых материалах, организации их разработавшей, сведения о заказчике, органе, утверждающем указанные материалы. Кроме того, в ней приводятся данные об органе, осуществляющем экспертизу, время ее проведения. В констатирующей части дается общая характеристика отражения экологических требований в представленном на экспертизу проекте. В случае проектирования предприятия, кроме того, дается информация об экологическом состоянии территории, где будет проводиться строительство. Заключительная часть экспертного заключения должна содержать оценку всего комплекса мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Эта часть должна завершаться рекомендациями к утверждению представленных материалов либо решением о направлении их на доработку.

В последнем случае должны быть конкретно сформулированы замечания и предложения по проектным решениям с указанием срока доработки и предоставления проекта на повторную экспертизу, либо руководившее ее проведением, руководитель экспертного подразделения, а также один из руководителей ведомства (министерства), в котором она проводилась.

Экспертное заключение в полном объеме является обязательным для организаций - авторов проекта, заказчиков и других исполнителей.

Решение о необходимости проведения государственной экологической экспертизы принимается экспертными подразделениями органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды в следующих случаях:

- при разработке принципиально новых типов продукции, не имеющих аналогов в стране и за рубежом;

- при разработке новых типов особо опасной продукции;

- в порядке планового и выборочного контроля за соблюдением природоохранных норм и правил при разработке новой продукции отраслями;

- при обращении заказчиков и разработчиков новой продукции, в том числе при рассмотрении проектов строительства предприятий по выпуску новой продукции (в случае возникновения разногласий между разработчиком и заказчиком по вопросам экологической безопасности);

- при поставке в страну и экспорте определенных видов новой продукции (в соответствии с установленным порядком контроля безопасности импортируемой и экспортируемой продукции).

Государственной экологической экспертизе должна предшествовать (как правило) отраслевая экспертиза. Порядок проведения отраслевой экспертизы определяется Положениями и методиками, разрабатываемым отраслевыми министерствами.

Еще одним принципом государственной политики в области охраны окружающей среды является лицензирование природопользования. Природопользование осуществляютсяв двух видах: общее и специальное природопользование.

Общее природопользование не требует специального разре­шения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежа­щих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (поль­зование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физиче­скими и юридическими лицами на основании разрешения упол­номоченных государственных органов. Оно носит целевой ха­рактер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водо­пользование, пользование животным миром (дикими животны­ми и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха.

Лицензированию подлежит использование ресурсов: экономических (добыча сырья, полезных ископаемых и т. д.), экологических (захоронение радиоактивных отходов, выброс пыли и газов в атмосферу, сброс сточных вод и т. д.), оздоровительных ресурсов природы (использование лечебных свойств природной среды) культурных (археологические раскопки).

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срокее действия — один год. Количество лицензий по отдельным ви­дам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе.

Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города. Лицензия на использование недр выдается администрацией республики, области, края совместно с территориально – отраслевым органом Комитета по геологии и использованию недр РФ (Роскомнедра). Лицензия на использование вод выдается Росводхозом РФ. Лицензия на использование атмосферного воздуха выдается органами Министерства природных ресурсов в виде разрешенных ПДВ и ПДС.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.