Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные принципы построения и функционирования органов государственной власти в РФ






 

Принципы, о которых пойдет речь – это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, орга­низации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подраз­деляются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государ­ственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа, можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений[1]. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государ­ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы построения и функционирования органов государственной власти в РФ, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако, особое место в перечне средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм госу­дарства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности органов государственной власти Российского государства основывается на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция РФ в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, он не может произойти в одночасье, но важно, что новая Конституция гарантирует его в качестве магистрального пути развития России.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоя­тельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства, имеют сходные цели реализации функций государства; взаимозависимы - дополняют, сдерживают, контролируют друг друга. Например: совместная деятельность высших органов государственной власти - Президента, Правительства, Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации), Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда: Президент назначает членов и Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, но несет конституционную ответственность перед парламентом - может быть отрешен от должности Советом Федерации при участии Государственной Думы, Верховного Суда и Конституционного Суда; Государственная Дума утверждает кандидатуру Председателя Правительства РФ, но может быть распущена Президентом РФ; Правительство несет ответственность перед Государственной Думой и Президентом РФ (может быть отправлено в отставку); Конституционный Суд РФ формируется при участии Президента РФ и Совета Федерации, но может признать неконституционными решения (акты) высших органов государственной власти.

Цели разделения властей:
- упорядочить работу государственного механизма (в том числе специализировать направления деятельности госорганов);

-не допустить концентрации власти (следовательно, бесконтрольности произвола) в одних руках (в одних и тех же органах).
Разделение властей является базовым принципом организации и деятельности государственных органов наряду с признанием человека, его свобод высшей ценностью. Данный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ, лежит в основе Конституции России 1993 г. Исходя из него, государственные органы: существуют во имя человека, обеспечения его интересов и потребностей, обязаны уважать, соблюдать и защищать права и свободы человека; не имеют права издавать акты, нарушающие права и свободы человека.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равно­правных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федераль­ными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Согласно принципу федерализма, механизм государства формируется и функционирует в соответствии с Конституцией РФ, Федеративным договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации и другими договорами компетенцией государственных органов. Соответственно этому федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеративное государственное устройство России обеспечивает единство ее государственного механизма, разумное сочетание в нем централизации и децентрализации власти, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы[2].

Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятель­ности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Наряду с подтверждением конституционного принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформу­лированы следующие принципы:

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

– приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;

– обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защи­щать права и свободы человека и гражданина;

– единство системы государственной власти, разграничение предметов веде­ния между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

– равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

– обязательность для государственных служащих решений, принятых выше­стоящими государственными органами и руководителями в пределах их полно­мочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

– профессионализм и компетентность государственных служащих;

– гласность в осуществлении государственной службы;

– ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

– внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;

– стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу этих принципов следовало бы отнести также: сочетание коллеги­альности и единоначалия; экономичность государственной службы. Выпол­нение последнего принципа особенно актуально в нынешних условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государ­ственного механизма как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.