Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Торговая недвижимость






На рынке коммерческой недвижимости Омска с начала года отмечено легкое оживление в динамике, однако объем рынка остается на прежнем уровне. Рынок торговой и офисной недвижимости наполнен преимущественно объектами небольших площадей - до 100 кв. м (рисунок 4). В I квартале 2014 года отмечена зависимость объема предложений от площади объекта: чем больше площадь, тем меньше таких объектов присутствует на рынке.

Рисунок 4 - Соотношение предложений объектов торговой недвижимости различных площадей, г. Омск, I квартал 2014 г., %

 

Доля объектов Street Retail от общего объема предложений в I квартале составляет 37% (рисунок 5), иными словами, соотношение торговых площадей на рынке практически не изменилось (в IV квартале 2013 года доля составляла 42%). Средневзвешенная цена предложения 1 кв. м объектов Street Retail в г. Омске составила 56 258 руб./кв. м (- 0, 01%). Однако относительно аналогичного периода предыдущего года отмечен прирост к цене предложения 1 кв.м. (+ 0, 01 %).

 

Рисунок 5 - Соотношение количества предложений объектов Street Retail и торговых помещений г. Омска, I квартал 2014 г., %

 

Динамика рынка торговых помещений отражена на рисунке 6. В начале года на рынке торгово-офисной недвижимости отмечено легкое падение. Такая тенденция наблюдается в сегменте торговой недвижимости в целом. Средневзвешенные значения в г. Омске к концу I квартала текущего года упали относительно 2013 года на 8%. Если в IV квартале 2013 года средневзвешенная цена по г. Омску составляла 42 164 руб./кв. м, то в I квартале 2014 года этот показатель опустился до 40 053 руб./кв. м. Таким образом, цены в сегменте вновь достигли уровня I квартала 2013 года.

Рисунок 6 - Динамика удельного показателя стоимости торговой недвижимости по округам г. Омска, I квартал 2014 г.

Вследствие переполненности рынка торгово-офисными объектами, падение на этом рынке было ожидаемым. Однако в секторе аренды показатели продолжают расти, что связано с неугасающим спросом на помещения, предназначенные для ведения предпринимательской деятельности. Результаты анализа информации показывают, что самые дорогие торговые площади располагаются в Центральном и Ленинском АО, так же, как и в предыдущем квартале. Здесь средневзвешенная цена 1 кв. м составила – 46954 руб./кв. м и 42 592 руб./кв. м соответственно. Самым низким ценовым показателем отмечен Кировский АО – 37 053 руб./кв. м.
начале 2014 г. года цены на рынке торговой недвижимости показали незначительное снижение. Так в среднем по г.Омску цена стала 40 053 рубля, что ниже на 2111 рублей (на 5%). Это связано с общей экономической ситуацией в стране и регионе, снижением покупательной способности населения Омской области. Тенденции, которые действуют на рынке недвижимости в г.Омске, проявляются также и на рынке торговой недвижимости в районах Омской области.

Состояние, как регионального рынка торговой недвижимости районов Омской области, так и в частности рынка недвижимости Марьяновского района обусловлено сочетанием ряда факторов, а также их изменением во времени. Это социально-экономическая ситуация на макро и микро уровне, политика федеральных и региональных властей в сфере строительства, политика ведущих банков и рыночная стратегия профессиональных участников рынка. Самое непосредственное влияние на уровень цен недвижимости оказывают такие социально-экономические характеристики региона как его административный статус и экономический тип, состояние инженерной и транспортной инфраструктуры, уровень доходов населения, степень деловой активности инвесторов и застройщиков.

При анализе рынка объектов недвижимости, предоставленных для объектов торговли и общественного питания, были использованы базы данных открытых источников о ценах предложений на объекты максимально аналогичные оцениваемому по функциональному использованию и местоположению, выставленные в виде публичных оферт в печатных изданиях и на интернет сайтах с мая по октябрь 2014 г.[6]

В целом для рынка коммерческой недвижимости в районах области характерно наличие внешнего устаревания, то есть на сегодняшний день практически невозможно построить в одном из районов области коммерческий объект и, реализовав его, вернуть вложенные средства в первоначальном объёме. Поэтому существует лишь вторичный рынок объектов коммерческой недвижимости в районах Омской области. Однако малое количество объектов коммерческой недвижимости не позволяют на их основе рассчитать внешнее устаревание в районах области.

 

 


Таблица 4


На дату оценки на рынке недвижимости Марьяновского района Омской области в сегменте торговых помещений представлено к продаже 7 объектов. Средняя цена предложения торговых объектов 1 550 000 рублей, минимальная цена предложения за 1 кв.м. 7000 рублей, максимальная цена предложения - 36 000 руб. за 1 кв.м. (с учётом стоимости земельного участка) Площадь представленных к продаже объектов от 36 до 250 кв.м. (Обзор рынка офисно-торговой недвижимости Омской области составлен на основании данных мультилистинга https://www.avito.ru; и mlsn.ru).

Рыночная стоимость оцениваемого здания (столовой может находиться в интервале от 800 000 рублей до 3000 000 рублей. Рыночная стоимость зависит от спроса на подобную недвижимость, платёжеспособности населения, сроков ликвидности. Следует отметить, что ликвидность торговых зданий в районах Омской области низкая до 20% и составляет от 6 до 12 месяцев, а в отдельных районах до 18 месяцев.

7.2. Анализ ценообразующих факторов [7]

При расчете рыночной стоимости и ставки арендной платы за объекты недвижимости в информацию о величине рыночной стоимости и арендной платы за предложенные помещения торгового назначения, указанную в публичных офертах, необходимо вносить корректировки[8]:

- на условия финансирования и продажи;

- на дату продажи;

- на местоположение;

- на уторгование;

- на различие в площади;

- на этаж;

- на наличие отдельного входа;

- на выход на красную линию.

Таблица 5

Скидки/надбавки на уторгование, %.

Вид сделки продажа аренда
Среднее СКО Мин Макс Ответов Среднее СКО Мин Макс Ответов
Величина уторговывания, %   3, 3         3, 9      
Период экспозиции, мес.   1, 13   7, 5     1, 05 1, 5 4, 5  

В таблице 6 приведены в процентах корректировки на этаж размещения торговых помещений, согласно экспертным мнениям. С точки зрения маркетинга, для размещения торговых объектов наилучшим образом подходят первые этажи. Поэтому, соответственно, при сравнении таких объектов с объектами-аналогами, расположенными выше или ниже, всегда вводится повышающая корректировка. В среднем, чем выше этаж, тем выше корректировка. Соответственно, и, наоборот, в случаях, если объект оценки расположен на этажах, пользующихся небольшим спросом на рынке торговых объектов, а в качестве объекта-аналога принимается объект на первом этаже – вводится понижающая корректировка.

Таблица 6

Скидки/надбавки на этаж расположения объекта, %.

Объект-аналог Объект оценки Цоколь Первый Второй Третий Четвертый Пятый и выше
Цоколь   -8, 68 1, 92 4, 31 6, 35 10, 96
Первый 9, 50   10, 60 12, 99 15, 02 19, 64
Второй -1, 89 -9, 59   2, 38 4, 42 9, 04
Третий -4, 13 -11, 49 -2, 33   2, 04 6, 65
Четвертый -5, 97 -13, 06 -4, 24 -2, 00   4, 62
Пятый и выше -9, 88 -16, 42 -8, 29 -6, 24 -4, 41  

Таблице 3.4 отражена ситуация предоставления скидок на рынке торговых помещений в зависимости от доступности объекта. Как уже говорилось, объекты первой и второй линий и без того имеют высокую ликвидность, поэтому скидки на них минимальные. А вот объекты на закрытых территориях мало привлекают потенциальных покупателей и арендаторов торговых мест, поэтому собственник заинтересован в создании дополнительных условий продажи, привлекательных для клиента. Одним из таких условий является возможность снижения цен.

Таблица 7

Скидки/надбавки на доступность объекта торгового назначения, %

Объект-аналог Объект оценки первая линия объектов вторая линия объектов (от 30 до 100 м) удаленность более 100 м расположение на закрытой территории
первая линия объектов   13, 46 24, 48 50, 75
вторая линия объектов (от 30 до 100 м) -11, 87   8, 46 27, 88
удаленность более 100 м -19, 67 -7, 80   16, 28
расположение на закрытой территории -33, 67 -21, 80 -14, 00  

При оценке влияния площадей различных объектов на их стоимость, по мнению экспертов, чем больше площадь предлагаемого к продаже торгового объекта, тем выше процент уторговывания. Так, площади до 50 кв. м, как правило, продаются по более высоким ценам, в отличие от площадей от 50 кв. м и выше. В силу того, что площади свыше 5 000 кв. м мало востребованы, с целью их скорейшей реализации, к ним применяется максимальное снижение цен.

Таблица 8

Скидки/надбавки на площадь объекта торгового назначения, %.

Объект-аналог, кв. м Объект оценки, кв. м до 50 от 50 до 100 от 100 до 500 от 500 до 1000 от 1000 до 3000 от 3000 до 5000 свыше 5000
до 50 0, 00 4, 90 10, 29 16, 50 22, 95 24, 84 27, 88
от 50 до 100 -4, 67 0, 00 4, 90 10, 50 16, 28 17, 97 20, 68
от 100 до 500 -9, 33 -4, 67 0, 00 5, 08 10, 29 11, 82 14, 24
от 500 до 1000 -14, 17 -9, 50 -4, 83 0, 00 4, 71 6, 08 8, 26
от 1000 до 3000 -18, 67 -14, 00 -9, 33 -4, 50 0, 00 1, 25 1, 94
от 3000 до 5000 -19, 90 -15, 23 -10, 57 -5, 73 -1, 23 0, 00 0, 67
свыше 5000 -21, 80 -17, 13 -12, 47 -7, 63 -1, 90 -0, 67 0, 00

 

Площадь земельных участков, на которых располагаются здания – один из основных факторов ценообразования на рынке недвижимости. Как видно из таблицы цена 1 кв.м. единого объекта недвижимости снижается по мере увеличения его площади.

Таблица 9

Корректировка на площадь земельных участков под коммерческой недвижимостью (по данным 2013-2014 гг.) в процентах.

В таблице 10 приведены корректировки на инженерные коммуникации для объектов торгово-офисного назначения. Самая высокая надбавка к стоимости составляет 10% – на наличие электроснабжения на участке.

Таблица 10

Корректировки на наличие инженерных коммуникаций, %

Корректировка Коммуникации Среднее Мин Макс Ответов
Водоснабжение 5, 30 1, 00 15, 00 13, 00
Электроснабжение 10, 08 1, 00 30, 00  
ГВС 4, 20 1, 00 15, 00  
Центральное отопление 9, 70 1, 00 30, 00  
Газоснабжение 4, 90 1, 00 15, 00  
Канализация 4, 40 1, 00 15, 00  

При анализе изменения цены 1 кв.м. торгового помещения в отдельно стоящем здании (магазинов), в зависимости от состояния отделки наблюдается тенденция снижения стоимости 1 кв.м. по мере ухудшения состояния объекта. Величина корректировки на физическое состояние представлена в таблице 11[9].

Таблица 11

Корректировки на состояние отделки, %

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.