Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место инвестиционной стратегии предприятия в системе стратегического развития.






С учетом места инвестиционной стратегии в стратегическом наборе предприятия определим сущностные ее характеристики:

1. Инвестиционная стратегия предприятия является одним из видов его функциональных стратегий. Функциональный ее статус определяется тем, что она охватывает лишь один из видов деятельности предприятия, а ее разработка является одной из важнейших функций инвестиционного менеджмента.

2. В системе функциональных стратегий предприятия инвестиционная стратегия занимает одно из ведущих мест. Это связано с тем, что, обеспечивая реализацию стратегий всех уровней, инвестиционная стратегия координирует и интегрирует усилия всех функциональных подразделений в процессе формирования и реализации всего стратегического набора предприятия, и прежде всего – его функциональных стратегий.

3. Инвестиционная стратегия охватывает все основные направления развития инвестиционной деятельности и инвестиционных отношений предприятия. Это вытекает, прежде всего, из содержания инвестиционного менеджмента, важнейшей функцией которого является формирование данной стратегии. Кроме того, только комплексный учет возможностей предстоящего развития всех аспектов инвестиционной деятельности и всех форм инвестиционных отношений предприятия позволяет в полной мере реализовать возможности роста его рыночной стоимости в долгосрочной перспективе.

4. Процесс разработки инвестиционной стратегии определяет необходимость формирования специфических инвестиционных целей долгосрочного развития предприятия. Отражая специфику инвестиционной деятельности, цели инвестиционного развития предприятия должны обеспечивать реализацию миссии и целей корпоративной его стратегии, с одной стороны, и поддерживать (не вступая в противоречие) цели других функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, с другой.

5. Процесс разработки инвестиционной стратегии предопределяет выбор наиболее эффективных направлений достижения поставленных целей. Такой выбор обеспечивается поиском и оценкой альтернативных вариантов возможных стратегических инвестиционных решений и соответствующим их отбором по критерию максимизации рыночной стоимости предприятия.

6. Инвестиционная стратегия призвана учитывать меняющиеся условия внешней среды в процессе инвестиционного развития предприятия и адекватно реагировать на эти изменения. Эта важнейшая особенность стратегии любого уровня, в том числе и инвестиционной, определяется главным подходом к ее содержанию, вытекающему из концепции стратегического управления. Новая парадигма формирования стратегии предприятия предопределяет, что главное содержание его стратегического поведения состоит не в четком исполнении предусмотренных заданий, а в способности быстро реагировать на изменение условий внешней среды с соответствующей корректировкой этих заданий.

7. Адаптация инвестиционной стратегии к меняющимся условиям внешней среды обеспечивается в первую очередь изменением направлений формирования и использования инвестиционных ресурсов предприятия. Маневрирование инвестиционными ресурсами, которые составляют один из главных объектов инвестиционного управления, является основным механизмом корректировки направлений и форм достижения стратегических инвестиционных целей предприятия.

Разработка инвестиционной стратегии играет большую роль в обеспечении эффективного развития предприятия. Эта роль заключается в следующем:

1. Разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия в целом и отдельных его структурных единиц.

2. Она позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия, обеспечить максимальное использование его внутреннего инвестиционного потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

3. Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

4. Разработка инвестиционной стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых предприятием факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности предприятия.

5. Она отражает сравнительные преимущества предприятия в инвестиционной деятельности в сопоставлении с его конкурентами.

6. Наличие инвестиционной стратегии обеспечивает четкую взаимосвязь перспективного, текущего и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия.

7. Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета инвестиционного поведения в наиболее важных стратегических инвестиционных решениях предприятия.

8. В системе инвестиционной стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших инвестиционных управленческих решений.

9. Разработанная инвестиционная стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры предприятия

 

По сей день мы рассматривали нюансы внутреннего и наружного анализа. Этот анализ должен представить разработчикам стратегии организации информацию для осознания того, каково положение организации в текущее время. Последующий вопрос, который можно сейчас разглядеть, — куда организация может двигаться в собственном стратегическом развитии.
В самом общем виде, абстрактно, организация имеет 5 вариантов стратегического развития:
1) бросить все без конфигураций;
2) обеспечить внутренний рост;
3) избрать стратегию наружного роста;
4) произвести изъятие вложений;
5) выйти на интернациональный рынок.
Бросить все без конфигураций и «ничего не делать» — это тоже стратегия. Можно попробовать зафиксировать все как есть и именовать это стабилизацией. Но бездействие всегда приводит к деградации, потому что окружающая нас реальность оживленна и находится в состоянии непрерывного развития. Но было бы неправильным оценивать такую стратегию только как отрицательное явление: она может быть отлично обусловлена исследовательскими работами внутренней и наружной среды и значит, что компания производит либо поставляет тот же продукт либо ту же услугу этим же покупателям. Такие стратегии нередко используются в компаниях с долгим актуальным циклом продукции (к примеру, в отраслях томного машиностроения) и в большинстве случаев рассматриваются как предпочтительные в организациях народного образования, здравоохранения, судебной системы, городских службах и других, где отказ от воплощения конфигураций не является сразу опасностью существованию организации.
Внутренний рост. Этот стратегический план исходит из догадки, что организация делает правильные вещи и эту деятельность целенаправлено расширять. При всем этом подразумевается, что организация обладает достаточными ресурсами для развития. Другой вопрос, в каком направлении его ориентировать. Есть четыре стратегии, которым может следовать организация, направленная на внутренний рост:
а. Более глубочайшее внедрение на рынок (концентрация). Такая стратегия просит от компании концентрации на том, чтоб делать в большем масштабе и лучше то, что обеспечивает фуррор компании, и она целесообразна, когда:
• имеющиеся рынки не насыщены определенным продуктом либо услугой, предлагаемыми компанией;
• количество имеющихся покупателей может быть существенно увеличено;
• толика рынка у главных соперников становится меньше, в то время как реализации по отрасли в целом вырастают;
• существует тесноватая связь меж объемом продаж и затратами им маркетинг в стоимостном выражении;
• возросший эффект масштаба обеспечивает главные конкурентноспособные достоинства.
б. Развитие рынка. В данном случае компания представляет на уже освоенные рынки разные модификации продуктов.
Эта стратегия применима, если:
• доступны новые каналы рассредотачивания — надежные, дешевые и высококачественные;
• организация имеет фуррор в том, что она делает;
• есть новые неоткрытые либо ненасыщенные рынки;
• у организации есть нужный капитал и трудовые ресурсы для того, чтоб расширить создание;
• организация имеет лишниие производственные мощности;
• базисная сфера деятельности организации стремительно становится глобальной по масштабу.
в. Разработка нового продукта. Стратегия подразумевает значимые модификации продукта либо добавление новых к имеющимся продуктам с целью развить свое присутствие на рынке.
г. Обновление. Эта стратегия связана со значительными переменами в товарах либо услугах. Включает подмену имеющихся продуктов новыми, что значит новый актуальный цикл продукта.
Наружный рост. Этот вариант стратегического развития обычно реализуется средством приобретений, слияний и образования совместных компаний либо может включать приобретения либо договоренность с компаниями, которые находятся сначала либо в конце исходя из убеждений имеющейся цепочки сотворения ценности данной компании — от производителей сырья до конечных потребителей. Обычно компанию подталкивают к наружному росту результаты анализа наружной среды: в ней обнаруживаются условия, дозволяющие соединять сильные стороны организации и способности все более интенсивно управлять элементами наружной среды, прямо до включения неких из их в состав компании.
Выделяются последующие стратегии наружного роста:
а. Горизонтальная интеграция. Стратегия значит, что компания приобретает либо соединяется с главным соперником либо с какой-нибудь другой компанией, действующей на той же стадии цепочки сотворения ценности.
б. Вертикальная интеграция. Стратегия обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем либо является покупателем ее товаров и услуг. Это может осуществляться в оборотном направлении относительно цепочки сотворения ценности (т. е. в направлении контроля над поставками сырья) либо в прямом на-правлении (в направлении контроля за сетью рассредотачивания).
Изъятие вложений либо упадок. В случае с этими стратегиями средства не вкладываются для предстоящего роста. Эти стратегии обычно предполагают консолидацию и перемещение капитала, употребляются в различных ситуациях, которые мы разглядим ниже, анализируя стратегии антикризисного управления, и включают последующие меры:
а. Экономия. Эта мера подразумевает воплощение действий по оздоровлению для того, чтоб совладать с ситуацией понижения прибыли. Экономия может включать такие деяния, как понижение издержек, создание дополнительных источников доходов, сокращение активов, либо все эти деяния сразу.
б. Сдвиг. Он включает принятие новейшей стратегической позиции для отдельного вида продукта либо услуги. Освобожденные ресурсы перенаправляются в другую определенную область.
в. Изъятия вложений. Обычно они заключаются в продаже части предприятия, которая может дать остро нужные ресурсы. Выкуп предприятия управлением, о котором пойдет речь ниже, может быть частью стратегии изъятия вложений.
г. Ликвидация. Подразумевает продажу предприятия или полностью, или по частям — одному либо разным покупателям. Ликвидация является последним средством и применяется, когда другие меры не работают.
В представленном диапазоне стратегии не исключают одна другую, и организации для заслуги собственных целей могут использовать разные их композиции.

 

1. Горизонтальная интеграция или слияние двух и более компаний, занятых в одной сфере производства. Стратегия означает, что компания приобретает или сливается с основным конкурентом или с какой-либо другой компанией, действующей на той же стадии цепочки создания ценности. Например, в настоящее время задачу межрегиональной горизонтальной интеграции компаний по видам бизнеса поставило перед собой РАО «ЕЭС России».2. Вертикальная интеграция или комбинация разноотраслевых компаний, производство в которых связано единой целью. Примером может быть приобретение концерном, производящим различные напитки, завода по производству стеклотары. Стратегия обычно включает приобретение компании, которая снабжает фирму сырьем или является покупателем ее продуктов и услуг. Это может осуществляться в обратном направлении относительно цепочки создания ценности (т. е. в направлении контроля над поставками сырья) или в прямом направлении (в направлении контроля за сетью распределения). Прямая интеграция целесообразна:

· когда существующая сеть распределения организации чрезвычайно дорога, ненадежна или не способна удовлетворить потребности организации по распределению продукции (услуги);

· когда сеть качественного распределения ограничена так, что дает конкурентные преимущества тем фирмам, которые ею располагают;

· когда у организации есть и капитал, и трудовые ресурсы, необходимые, чтобы справиться с новой деятельностью по распределению ее собственных товаров;

· когда преимущества стабильного производства особенно велики; в этом случае организация может увеличить спрос на свою продукцию посредством прямой интеграции;

· когда имеющиеся оптовые или розничные торговцы имеют более высокие нормы прибыли, чем у компании; эта ситуация предполагает, что компания может сама выгодно распределять свои собственные товары и установить на них более конкурентные цены за счет прямой интеграции.

Обратная интеграция уместна в следующих случаях:

· когда имеющиеся поставщики организации исключительно дороги или ненадежны или не отвечают потребностям фирмы в деталях, комплектующих или сырье;

· когда организация конкурирует в отрасли производства, которая быстро растет; поэтому диверсификация (переход) в отрасли с падением производства менее выгодна;

· когда организация имеет как капитал, так и трудовые ресурсы, необходимые, чтобы справиться с новым типом деятельности по поставкам себе своего собственного сырья;

· когда особенно важны преимущества стабильных цен; принимая эту стратегию, организация может стабилизировать стоимость сырья и связанные с ней цены на свои товары посредством обратной интеграции.

3. Концентрическая диверсификация. Включает внедрение в области товаров или услуг, которые связаны с существующими товарами или услугами через технологию или маркетинг. Эта стратегия обеспечивает возможность синергии, т. е. ситуации, когда общий результат превосходит сумму отдельных результатов двух видов деятельности. Именно так ведет себя, например, корпорация Nestle, крупнейший в мире производитель продуктов питания, которая первоначально специализировалась на кофе, а сейчас позиционирует себя и в других областях — производстве кондитерских изделий, продуктов быстрого питания, товарах для животных, фармацевтике, напитках. Говоря в общем виде, эта стратегия рекомендована при следующих условиях:

· когда основная отрасль деятельности организации испытывает уменьшение объема продаж и прибылей за год;

· когда добавление новых, но связанных с имеющимися, товаров значительно стимулирует продажи имеющихся товаров;

· когда новые, но связанные с имеющимися, товары могут быть предложены по высококонкурентным ценам;

· когда новые, но связанные с имеющимися, товары имеют сезонные уровни продаж, которые сбалансируют существующие пики и спады в деятельности организации;

· когда производимые организацией товары находятся в стадии упадка их жизненного цикла;

· когда в организации имеется сильная команда управляющих.

4. Конгломератная диверсификация. Стратегия включает вход компании в сферы товаров или услуг, которые напрямую не связаны с существующими технологиями или рынками. Она считается стратегией высокого риска. Например, компания «Веда», специализирующаяся на производстве напитков, приобрела в 2002 году 60 % акций крупного металлургического предприятия «Днепроспецсталь», планируя выйти на новый рынок. Но управление непрофильным производством вызвало ряд столь серьезных проблем, что уже через год акции продали. Можно сказать, что такая стратегия оправдана:

· когда в отрасли, в которой в основном действует организация, наблюдается сокращение годовых объемов продаж и прибыли;

· когда организация имеет капитал и талантливых управляющих, необходимые для успешной конкуренции в новой отрасли производства;

· когда организация имеет возможность приобрести не связанное с ней предприятие, являющееся привлекательной возможностью вложения средств;

· когда существует финансовая синергия между покупаемой и покупающей фирмой;

· когда существующие рынки организации для реализации выпускаемых продуктов насыщены;

· когда законодательство, ограничивающее конкуренцию, может быть использовано против организации, которая исторически концентрировалась в одной отрасли.

 

Инвестиционная стратегия — система долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционная стратегия является эффективным инструментом перспективного управления инвестиционной деятельностью предприятия, представляет собой концепцию ее развития и в качестве генерального плана осуществления инвестиционной деятельности предприятия определяет:
• приоритеты направлений инвестиционной деятельности;
• формы инвестиционной деятельности;
• характер формирования инвестиционных ресурсов предприятия;
• последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей предприятия;
• границы возможной инвестиционной активности предприятия по направлениям и формам его инвестиционной деятельности;
• систему формализованных критериев, по которым предприятие моделирует, реализует и оценивает свою инвестиционную деятельность.

Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора предприятия и включает:
• постановку целей инвестиционной стратегии;
• оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения;
• выработку инвестиционной политики по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности;
• поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.

Необходимость разработки инвестиционной стратегии предприятия определяется изменениями условий внешней и внутренней среды. Эффективно управлять инвестициями возможно только при наличии инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, иначе инвестиционные решения отдельных подразделений предприятия могут противоречить друг другу, что будет снижать эффективность инвестиционной деятельности.

Изменение факторов внутренней среды предприятия может быть связано с кардинальными изменениями целей его операционной деятельности или с предстоящими изменениями в стадии жизненного цикла. Открывающиеся новые коммерческие возможности меняют цели операционной деятельности предприятия. В этом случае разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает прогнозируемый характер возрастания инвестиционной активности предприятия и диверсификации его инвестиционной деятельности.

Поскольку каждой стадии жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов, инвестиционная стратегия позволяет адаптировать инвестиционную деятельность предприятия к изменениям его экономического развития.

Процесс разработки инвестиционной стратегии требует выделения объектов стратегического управления предприятия. К таким объектам относится инвестиционная деятельность:
• предприятия в целом;
• стратегической зоны хозяйствования;
• стратегического центра.

Стратегическая зона хозяйствования представляет собой самостоятельный хозяйственный сегмент в рамках предприятия, осуществляющий свою деятельность в ряде смежных отраслей, объединенных общим спросом или общностью используемого сырья, технологий.

Стратегический инвестиционный центр — самостоятельная структурная единица предприятия, специализирующаяся на выполнении отдельных функций или направлений инвестиционной деятельности и обеспечивающая эффективную хозяйственную деятельность отдельных стратегических зон хозяйствования.

В современных условиях хозяйствования инвестиционная стратегия становится одним из определяющих факторов успешного и эффективного развития предприятия. Разработанная инвестиционная стратегия:
• обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия;
• позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия;
• позволяет максимально использовать инвестиционный потенциал и активно маневрировать инвестиционными ресурсами;
• обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, которые неизбежно возникают в процессе изменений факторов внешней рыночной инвестиционной среды;
• позволяет прогнозировать возможные варианты развития внешней инвестиционной среды и уменьшить влияние негативных факторов на деятельность предприятия;
• обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, тактического (текущего) и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия;
• отражает преимущества предприятия в конкурентном окружении;
• определяет соответствующую политику инвестиционной деятельности в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений.

Внутри инвестиционной стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора реальных инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования. Разработанная инвестиционная стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления предприятием и его организационной культуры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.