Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эффект замены и эффект дохода по хиксу






Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 3.16. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с кривой безразличия U 1 U 1 определяет оптимум потребителя E 1, которому соответствует объем потребления товара X в количестве Х 1. В случае снижения цены X до РX t и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL 1. Она касается более высокой кривой безразличия U 2 U 2 в точке E 2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х 2. Таким образом, общий результат снижения цены товара X выражается в увеличении его потребления с Х 1 до Х 2.

Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную бюджетную прямую К'L▓, параллельную линии KL 1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась кривой безразличия U 1 U 1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения). Отметим точку касания E 3 и соответствующий объем потребления товара Х 3-

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E 1 к E 3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней кривой безразличия U 1 U 1. Значит, сдвиг от E 1 к E 3 и характеризует эффект замены товара Y относительно подешевевшим товаром X. Он равен разности Х 3Х 1. Следовательно, эффект дохода составит Х 2Х 3- Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих товаров в точке E 2 выше, чем в точке E 3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена товара X повышается (рис. 3.17). Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую кривую безразличия U 1 U 1. Общий эффект повышения цены товара X сводится к снижению его потребления с Х 1 до Х 2. При этом эффект замены составит Х 1Х 3, эффект доходаХ 3 - Х 2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же кривой безразличия, а эффект дохода ≈ переходом с одной кривой на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного товара побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого товара (или группы товаров). Повышение цены побуждает его к замещению этого товара другими, относительно подешевевшими. Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 3.16 и 3.17 для нормальных товаров, положителен (в случае некачественного товара, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В наших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление товара X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены. Для некачественных товаров эффект дохода положителен ≈ чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого товара. Однако для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 3.18, а (на нем показаны лишь бюджетные линии KL и KL 1 и вспомогательная линия K'L', точки их касания с опущенными на рисунке кривыми безразличия обозначены соответственно E 1E 3) общий результат повышения цены товара X (Х 1 - Х 2) разлагается на эффект замены Х 1 - Х 3 и эффект дохода Х 3- Х 2, при этом (Х 1 - Х 3) > (Х 3 - Х 2).

Поэтому, как правило, кривые спроса на такие товары имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных товаров. Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается ≈ его объем изменяется в том же направлении, что и цена. На рис. 3.18, 6, например, (Х 3 - Х 2) > (Х 1 - Х 3). Такие товары называются товарами Гиффена. В действительности потребление большинства товаров требует лишь небольшой части средств потребителя и эффект дохода обычно невелик. Даже если он отрицателен, его размеры недостаточны для того, чтобы перекрыть влияние эффекта замены. Поэтому появление товаров Гиффена маловероятно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.