Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая ответственность: понятие, основания, цели и функции.






Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм (основание: норма права, правонарушение и правоприменительный акт).

Основания юридической ответственности:

1. Норма права, запрещающая деяние или предусматривающая ответственность за него, - нормативное основание;

2. Правонарушение (его состав) как юридический факт – фактическое основание;

3. Правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, - конкретное основание (например, приговор суда).

Функции юридической ответственности:

1. Карательная (штрафная) имеет цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

2. Правовосстановительная (компенсационная) призвана восстановить нарушенное право, компенсировать ущерб;

3. Предупредительная (превентивная) нацелена на предупреждение совершения новых правонарушений;

4. Воспитательная, благодаря ей достигается цель не только наказать правонарушителя, но и перевоспитать его;

5. Охранительная – это охрана прав, свобод и иных законных интересов граждан, охрана собственности и общественного порядка.

Цели:

Общими целями юридической ответственности являются:

1. создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности;

2. превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости;

3. воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма;

4. наказание правонарушителей;

5. восстановление общественных отношений.

 

Признаки:

1.государственно – правовое принуждение.

2.правонарушение.

3.лишение

4.санкция юридической нормы. (закреплено в НПА).

Всегда должно быть 4 признака, только тогда мы говорим об юр. ответственности. При отсутствии одного из признаков не будет юридической ответственности.

 

72) Юридическая ответственность и другие меры государственного принуждения: сходство, различия.

Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм (основание: норма права, правонарушение и правоприменительный акт).

Государственное принуждение (как метод осуществления государственной власти) – психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействия полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

Не все меры государственно-применительные меры можно охарактеризовать как юридическую ответственность, а именно:

Принудительные меры воспитательного характера – это меры государственного принуждения, применяемые к лицу, не достигшему 14-летнего возраста, нарушившему нормы уголовного права.

Принудительные меры медицинского характера – это меры государственного принуждения к лицу, совершившему уголовно наказуемые деяния в состоянии невменяемости.

Меры защиты – это меры государственного принуждения в целях восстановления и защиты нарушенных прав (алименты, вещи должника).

Меры пресечения – меры государственного принуждения в целях предупреждения и пресечения возможных правонарушений (задержание, личный досмотр).

Реквизиция – принудительное возмездное изъятие имущества собственника в обстоятельствах, имеющих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии).

Сходство - все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права, и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования.

 

Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования.

  1. Прежде всего, это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.
  2. К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.
  3. Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 У К РФ). Они также не несут элементов кары.
  4. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера - принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар - ст. 99 УК РФ). Специфическая мера государственного принуждения - реквизиция - изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Юридическая ответственность является одним из видов государственного принуждения, но самым важным. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются: меры предупреждения, меры пресечения и меры зашиты. Эти меры внешне достаточно похожи на юридическую ответственность, но отличаются направленностью, средствами воздействия и упрошенным механизмом реализации.

  • Меры предупреждения применяются в целях предупреждения возможных правонарушений либо используются для обеспечения безопасности при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (проверка документов, прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности, запрет на выезд из карантинной зоны и т.д.). Меры предупреждения носят профилактический и обеспечительный характер.
  • Меры пресечения применяются для прекращения (пресечения) в принудительном порядке противоправных действий и предотвращения их вредных последствий, то есть применяются только при наличии факта правонарушения (привод и официальное предостережение лица за его антиобщественное поведение, не влекущее юридической ответственности; изъятие имущества, если нет разрешения на него (печатей, штампов, огнестрельного оружия, радиопередатчиков и т.д.); административное задержание (пресечение административно-правовых нарушений, составление протокола и т.д.); арест банковских счетов, багажа).
  • Меры защиты (правовосстановительные меры) — это государственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление нарушенного права, на обеспечение исполнения проигнорированной юридической обязанности. Меры защиты направлены на осуществление нарушенного права, на обеспечение исполнения юридической обязанности, поэтому дополнительных лишений (помимо исполнения обязанного) они не влекут. В отличие от мер юридической ответственности меры защиты наступают не только в связи с фактом правонарушения, но и в силу объективнопротивоправного действия (например ущерб, причиненный источником повышенной опасности), а в ряде случаев и при отсутствии противоправности вообще — возмещение вреда, понесенного при спасании имущества (состав крайней необходимости); взыскание компенсационных сумм при командировках; удержание ошибочно выплаченных работнику сумм и т.д.

 

73) Принципы юридической ответственности.

1. Законность. Суть законности состоит в требовании строгой и точной реализации правовых предписаний. Применительно к юридической ответственности это требование заключается в том, что привлекать к ней могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.

2. Справедливость. Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. Справедливость юридической ответственности проявляется в следующей системе формальных требований:

- нельзя назначать уголовное наказание за проступки;

- закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;

- если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение;

- за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

- ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;

- вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.

3. Неотвратимость наступления. Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом (общественное положение, партийная принадлежность, родственные связи и т.д.).

4. Целесообразность. Ответственность наступает неотвратимо, потому что она целесообразна.

5. Индивидуализация наказания - ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта.

6. Ответственность за вину. Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя.

7. Недопустимость удвоения ответственности - это недопустимость сочетания двух и более видов юридической ответственности за одно правонарушение. Это не означает, что за преступление нельзя назначить и основное, и дополнительное наказание (например, лишение свободы и конфискацию имущества). Однако за одно нарушение виновный может быть наказан только один раз.

 

\

 

74) Виды юридической ответственности. Проблема позитивной юрид ответственности.

Юридическая ответственность – применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм (основание: норма права, правонарушение и правоприменительный акт).

По отраслевому признаку различают уголовную (За преступления, Суд, Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. п.), административную (За административные проступки, Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т. д. Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест), гражданско-правовую(За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда, Суд, административный орган, Полное возмещение вреда, штраф), трудовую, конституционную и др.

По содержанию юридическая ответственность подразделяется на личную, материальную и дисциплинарную.

Личная ответственность связана с ограничением прав и свобод человека и гражданина, она может быть наложена только судом за совершение преступлений и только на физических лиц.

Материальная ответственность – самая распространенная, в уголовном законодательстве она выступает в виде конфискации, в гражданском – в виде возмещения материального ущерба, компенсации морального вреда, неустойки, пени и т.д., в трудовом – в виде ответственности работника за нанесение материального ущерба своему предприятию или ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и т.д., материальную ответственность могут нести физические и юридические лица, а также государственные органы.

Дисциплинарная ответственность – это ответственность физического лица, связанная с выполнением им трудовых, служебных и должностных обязанностей.

 

При наличии определенных обстоятельств виновное лицо может быть полностью или частично освобождено от юридической ответственности. Однако это не означает, что в результате подобного акта совершенное деяние перестает быть противоправным и общественно опасным. Просто в силу определенных причин теряется смысл дальнейшего претерпевания лицом мер оказываемого на него воздействия.

 

Позитивная ЮО – предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия, одна из форм обще социальной ответственности.

Позитивная ответственность сопряжена со свободой личности, т.е. возможностью выбрать свою линию поведения, самостоятельно определить направленность своих поступков в соответствии с принципом «Все, что не запрещено законом, то дозволено». Позитивную ответственность считают более совершенной формой ответственности, которая приводит прежде всего к ответственному отношению к собственным поступкам, оценке поступков окружающих и высокому уровню правового воспитания. Они призваны не противопоставляться друг другу, а взаимодействовать, укреплять правопорядок и правосознание в обществе.

Признаки:

- имеет ретроспективный хар-р, т.е. представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение;

- поведение, лежащее в основе юр. отв-сти, д. содержать признаки правового нарушения - д.б. виновным.

- всегда связана с негативной оценкой поведения правонарушителя;

- имеет штрафной хар-р (у правонарушителя в рез-те сов-го деяния возникают новые юр. обяз-сти);

- з-ном уст-ны опр-ые процедурные формы этого процесса.

Сторонники позитивной ЮО полагают, что она, являясь частью общесоциальной ответственности, должна иметь как негативный, так и позитивный (положительный) аспект, как ретроспективную, так и проспективную сторону.

Исходя из этого, они понимают позитивную ЮО как активную инициативную правомерную ре-ализацию правовых предписаний.

 

75) Понятие законности, ее основные требования и принципы. Гарантии обеспечения законности и их эффективность в РФ:

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе

Содержание законности:

1.всеобщность права (все отношения требующие правового регулирования должны быть урегулированы, т.е. не должно быть пробелов в правовом регулировании; все нормативные предписания должны соответствовать праву)

2.верховенство закона (все другие нормативные акты должны соответствовать закону).

Эти требования к правотворческим органам

3.обеспечение неукоснительной реализации прав граждан

4.эффективная правоприменительная деятельность

5.борьба с правонарушениями – Эти требования к государству

6.соблюдение норм права всеми субъектами - это требование к гражданам.

 

Аспекты законности: (это подходы к законности)

1.законность понимается как метод государственного руководства обществом. Суть-государство все свои мероприятия проводит с помощью права.

2.принцип деятельности государства-все гос. органы действуют только в рамках закона.

3.законность понимается как принцип права- право и правовое регулирование осуществляется в соответствии с Конституцией и др.законами.

4.это требование к гражданам исполнять и соблюдать законы.

5.законность-режим общественно-политической жизни.

 

Принципы законности:

1.Всеобщность законности - это требования равные ко всем, единые для всех субъектов. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии

2.единство законности означает, что закон един на всей территории страны. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной.

3.целесообразность законности. Законность всегда целесообразна. С точки зрения целей правового регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.

4.принцип приоритета прав и свобод человека.

Законность - это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

 

Гарантии законности.

Гарантии законности - объективные условия, субъективные факторы и специальные средства, обеспечивающие режим законности.

1.Объективные условия, те которые способствуют укреплению законности, создают предпосылки для их развития и воздействия на людей - условия общественной жизни, в которой осуществляется правовое регулирование:

-экономические (Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, постоянный рост производительности труда и объема производства и т.д.)

-социальные (Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод),

-политические (Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями),

-идеологические (Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя).

 

-правовые (Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны).

 

2.Субъективные факторы: роль политического лидера(состояние законности напрямую зависит от того, кто стоит на вершине власти), идеологическое основание правового регулирования (идеология сегодня-построение правового государства), научная доктрина.

 

3.Специальные средства - средства, которые специально направлены на обеспечение законности. Это организационные и юридические.

Организационные - это организация и деятельность гос. аппарата, гос-х и общественных структур, создаются для улучшения деятельности правоохранительных, правоприменительных и других органов. Итог правового регулирования - правопорядок.

Юридические - 1.это средства обнаружения правонарушений (например, право на жалобу) 2.меры предупреждения правонарушений (таможенный досмотр) 3.меры пресечения - это деятельность по пресечению возможного или совершенного правонарушения. 4.меры защиты - меры гос-го принуждения в целях обеспечения защиты нарушенных прав. 5.Меры юридической ответственности. Главное не жестокость наказания, а его неотвратимость.

 

Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод.

 

Среди юридических гарантий различают:

· Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий..

· Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения (досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.)

· Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

· Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

· Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

процессуальные гарантии. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы.

 

Важнейшей гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

 

Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений.

 

 

76) Правопорядок и общественный порядок: понятие и принципы.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанных на практической реализации правовых предписаний. (Основан на реализации норма права, это результат практической реализации норм права.)

Принципы правопорядка:

1.определенность: правопорядок базируется на формально – определенных правовых предписаниях, реализация которых обеспечивает определенность общественных отношений;

2.системность: правопорядок не совокупность разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок – система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти;

3.организованность: правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.

4.государственая организованность: существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

5.устойчивость: возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекается правоохранительными органами;

6.единство: характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни.

 

Правопорядок следует отличать от общественного порядка – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. Общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных соц. норм: норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных и т.д. В силу этого он обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. С одной стороны, правопорядок – важнейшая часть обществ. порядка, с др. - состояние обществ порядка во многом определяет характер правопорядка.

 

Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же - условие правопорядка.

Общественный порядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшийся в результате практической реализации всех соц-х норм.

В общественный правопорядок входит правопорядок. Это целое и часть.

В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т.д. С одной стороны правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой – состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка.

Принципы:

1. Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений;

2. Системность. Правопорядок – это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе в форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;

3. Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов;

4. Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений;

5. Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив;

6. Единство – основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.

 

77) Правосознание: понятие, содержание, виды, уровни. Деформация правосознания, ее виды и причины.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие её в мыслительных и чувственных образах; это представление людей о действующем или желаемом праве, о поведении людей в сфере правового регулирования.

В структуру правосознания входят:

1)рациональный компонент - правовая идеология (знание, представление) -в содержании правовых норм. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до научно-теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.

2)эмоциональный компонент - правовая психология (личностное отношение человека к тому или иному поведению в сфере правового регулирования). Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления.

 

Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволят дать его как бы качественную характеристику.

По данным критериям правосознание делится на три уровня.

  • Первый уровень — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями.
  • Второй уровень — профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения.
  • Третий уровень — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Виды правосознания:

по субъективным носителям:

-индивидуальное (правовые взгляды каждого отдельного человека)

-групповое (правовые представления и чувства социальных групп: классов, слоев, профессиональных сообществ). Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

-массовое (данный вид правосознания характерен для нестабильных, временных объединений людей - митинги, демонстрации, бунтующая толпа)

-общественное (правовые воззрения наций, народностей), например, правосознание российского общества (правовой нигилизм, неуважение к праву)

 

Деформация правосознания – изменение отношения индивида или группы к праву в целом, к правовым или социальным ценностям, влекущее за собой неадекватное восприятие правовой реальности.

Формы деформации:

1. Правовой нигилизм – осознанное преуменьшение силы и значения права, уклонение от исполнения правовых требований, связанных с отсутствием у субъектов веры в справедливость и оправданность правовых норм. (можно про формы рассказать)

2. Правовой инфантилизм – недооценка действенной роли права вследствие его незнания или недостаточности знания.

3. Профессиональная деформация (например, для лиц в ПВО системе)

4. Правовой идеализм – (правовой фетишизм) – преувеличение роли и значения права в жизни общества, стремление решить при помощи правовых средств неправовые задачи.

 

НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ:

Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм.

1. Правовой нигилизм - негативно отрицательное и равнодушное отношение к праву, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

2. В современном российском обществе выделяются различные формы проявления правового нигилизма.

 

Формы проявления правового нигилизма в обществе:

1. Прямое сознательное нарушение законов, если оно основано на убеждённости нарушителя, что противозаконного он ничего не делает.

2. Массовое неисполнение норм права значительной частью населения

3. Распространение антиправовой психологии (например, эстетизация преступности)

4. Распространение настроений в обществе, оправдывающих преступность

5. Война законов (например, противоречие ФЗ и субъектов ФЗ)

6. Нарушение норм права в угоду целесообразности

7. Низкий авторитет суда и иных ПВО

8. Массовое нарушение прав и свобод Человека государственно-властными структурами.

 

Основные направления преодоления правового нигилизма:

- Укрепление режима законности

- Наличие реальных механизмов отстаивания прав и свобод, их многообразие

- Совершенствование правовой системы, т.е. минимизация подзаконных актов

- Правовое воспитание

- Пропаганда правомерного поведения

- Повышение авторитета судебной и ПВО системы

 

характерные черты современного правового нигилизма. Это:

1)во-первых, его подчеркнуто демонстративный, воинствующий, конфронтационно-агрессивный характер, что обоснованно квалифицируется общественным мнением как беспредел или запредельность;

2)во-вторых, глобальность, массовость, широкая распространенность не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, каст, кланов, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти;

3)в-третьих, многообразие форм проявления - от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конституционных до митингово-охлократических, от " верхушечных" до бытовых;

4)в-четвертых, особая степень разрушительности, оппозиционная и популистская направленность, регионально-национальная окраска, переходящая в сепаратизм;

5)в-пятых, слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным, экономическим, религиозным нигилизмом, образующими вместе единый деструктивный процесс;

6)в-шестых, связь с негативизмом - более широким течением, захлестнувшим в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни.

 

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеализма являются:

- нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторванной от жизни (в том числе противопоставление " писаного" и " неписаного" права); - слепая вера граждан в " хорошие законы", которые способны быстро изменить жизнь; - буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отношения регулируются не только правом; - идеалистическое отношение к праву со стороны законодателей; - неадекватное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона; - увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

- особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций; - историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозглашение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуществление многих государственных замыслов - строительство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и отмена социализма сверху; - культивируемый десятилетиями и столетиями " правовой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву; - неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество; - дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеализмом являются:

- укрепление режима законности в стране; - гарантированность прав и свобод граждан; - уменьшение частоты принятия и количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества; - уделение законодателем внимания реальности, близости к жизни принимаемых им актов; - усиление реалистичности юридический науки; - создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов; - правовое воспитание

 

78) Право в системе социального регулирования.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования. В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов соц норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики.

Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Ценность и социальное назначение права состоит в следующем:

1. право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях;

2. право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности;

3. благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи;

4. на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, правовое государство.

Право – система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Виды социальных норм:

- Обычаи - общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и, в силу длительности своего существования, вошедшие в привычку людей.

Основные варианты взаимодействия (соотношения) юридических норм и обычаев:

1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации;

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев;

3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям (в основной своей части обычай связан с межличностными отношениями, бытовым поведением).

- Мораль - исторически складывающуюся в общественном сознании систему принципов, понятий, норм поведения, основанную на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношении людей.

Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Это общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие определенному типу культуры, направленные на организацию общественных отношений и т.д.

В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число основных моральных ценностей. В законодательных актах широко распространено использование оценочных понятий, задаваемых через категории морали («недостойное поведение», «цинизм», «честь»), следовательно, нормы морали могут выступать в качестве оснований юридической оценки, в с другой – нарушение моральных принципов является неотъемлемой составляющей оснований наступления правовых последствий. Таким образом, право и мораль соотносятся своим взаимодействием.

- Религиозные нормы – разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру.

Существует два основных виды взаимоотношения церкви и государства:

1. Наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

2. Режим отделения церкви отделения от государства и школы от церкви.

- Корпоративные нормы - правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества, например нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий и т.п.). Корпоративные нормы создаются в процессе организации и деятельности сообщества и закрепляются в соответствующих документах (Уставе, кодексе и т.п.).

По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические, но корпоративные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением, они регулируют отношения, не урегулированные юридически.

Важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке, а вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.

 

 

79) Система права: понятие, особенности, основные элементы.

Система права – внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.

Особенности:

1. ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли;

2. ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

3. она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

4. имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Структурные элементы:

1.норма права

2.институт права

3.подотрасль права.

4.отрасль права.

1.) норма права - есть первичный и конечный структурный элемент права. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону (грань) общественного отношения.

2.)институт права - это группы сходных правовых отношений. Это часть отрасли права, состоящая из норм права, регулирующих общественные отношения определённого вида. например, институт права собственности в гражданском праве.

3.) подотрасль права - объединение родственных институтов права.

Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

4.) отрасль права - самостоятельная часть системы, регулирующая особый вид общественных отношений своим особым методом.

комплексная отрасль - отрасль которая имеет свой предмет, но не имеет своего метода (предпринимательское, военное, экологическое и хозяйственное право.)

 

Критериями деления права на отрасли и институты выступают:

1)Предмет правового регулирования-это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Отвечает на вопрос: что регулирует? -это видивые отношения.

2)метод правового регулирования-есть совокупность приёмов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного общения человека.(как регулирует?):

1.субъекты(в каждой отрасли имеются свои субъекты)

2.положение субъекта(в ГП отношения полного равенства)

3.юридические факты-факты, образующие правоотношения.

4.санкции-мера наказания

5.характер правовых предписаний.

 

3)Законодательный массив

4)отраслевые принципы (основные начала на которых основываются нормы права)

5)отраслевой режим.

 

80) Отрасль права и правовой институт: понятие, место в системе права. Общая характеристика основных отраслей в российском праве.

Отрасль права – обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения (делятся на материальные – гражданское право, уголовное, земельное и процессуальные – гражданское - процессуальное, уголовно - процессуально и административно -процессуальное право. Признаки:

1.отрасль это часть системы, т.е. система состоит из отраслей.

2.это самостоятельная часть системы права.

3.система права регулирует вид общественных отношений.

4.то, что она регулирует своим особым методом.

Отрасли права делятся на:

- материальные (установление прав и обязанностей субъекта)

- процессуальные (процедуры реализации норм материального права).

- публичные - отношения между госорганами и гражданами (организациями) (уголовная, финансовая, админ).

– частные - стороны равноправны, предоставлена возможность выбора (гражданское, семейное).

 

Среди основных отраслей права, входящих в систему права, центрально место занимает КП – предметом являются отношения, связанные с принципами организации и работы органов гос власти, гос суверенитета, правового положения личности и т.д. Оно связано с реализацией суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечением функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Ведущая роль КП обусловлена тем, что ее основным источником является КРФ, нормы которой являются исходными для всех отраслей права. Напр, КП, закрепляя различные формы собственности, права собственника и т.п., устанавливает основы гражданского права, определяя основы бюджетной системы гос-ва, систему налогов, утверждает основы финансового права.

ГП – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли, основываются не на подчиненности, а на автономии воли участников отношений, их имущественной независимости. Гражданско-правовые нормы устанавливают порядок возникновения, изменения, прекращения имущественных отношений, регулируют отношения соб-ти, договорные и иные.

ГПП – состоит из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским, трудовым, семейным делам. Иными словами, нормы ГПП устанавливают права и обязанности суда при осуществлении правосудия, закрепляют правовой статус субъектов гр процесса, регламентируют ход судебного разбирательства и др. основной источник – ГПК.

УП – совокупность юр норм, которые устанавливают преступность и наказуемость деяний, наносящих вред личности, гос-ву, обществу. Нормы УП определяют преступления, очерчивают их круг, вину и размеры наказания за них и др. Т.о. нормы УП – нормы-запреты. Они запрещают общественно опасные действия и бездействие людей под угрозой применения особых средств гос принуждения – угол наказания. Источник – УК.

УПП – объединяет нормы, устанавливающие порядок производства по угол делам. Эти нормы регулируют деятельность правоохран. органов (суда, прокуратуры, органов дознания) и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел. Источник – УПК.

АП – регулирует упраленческие отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполн. власти. Нормами АП регулируются публично-правовые отношения власти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти (ДЛ), наделенный гос-властными полномочиями. Источник – КОАП.

Есть еще специальные (ТП, СП, ФП) и комплексные отрасли права (предпринимательское, экологическое, земельное).

Правовой институт - относительно самостоятельная часть отрасли права, которая регулирует специфические отношения отраслевым методом.

Правовой институт (институт права) – обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права.

В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида, в некоторых случаях правовой институт могут образовывать нормы двух и более отраслей права. Напр, институт ответственности должностных лиц в админ праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституц праве. Институты м/б отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). По сути пр. институты – это элемент отрасли права.

Виды: прежде всего они делятся по отраслям права на:

- гражданские,

- уголовные,

- административные,

- финансовые и т.д.

Сколько отраслей, столько и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же принципу они подразделяются на материальные и процессуальные. Так же они классифицируются на отраслевые и межотраслевые, простые и сложные, регулятивные, охранительные и учредительные.

 

Критериями деления права на отрасли и институты выступают:

1)Предмет правового регулирования - это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Отвечает на вопрос: что регулирует? - это видимые отношения.

2)метод правового регулирования есть совокупность приёмов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного общения человека (как регулирует?):

  • 1.субъекты(в каждой отрасли имеются свои субъекты)
  • 2.положение субъекта (в ГП отношения полного равенства)
  • 3.юридические факты-факты, образующие правоотношения.
  • 4.санкции-мера наказания
  • 5.характер правовых предписаний.

3)Законодательный массив

4)отраслевые принципы(основные начала на которых основываются нормы права)

5)отраслевой режим.

 

 

81) Система права и система законодательства в их соотношении.

Система права - объективно-обусловленная внутренняя структура права, характеризующаяся его единством и одновременно дифференциацией на самостоятельные элмементы: отрасли и институты.

Система законодательства - внутреннее строение действующего законодательства, которая входит в систему права.

отличие:

1.система права объективна, а система законодательства - объективна-субъективна.

2.система законодательства имеет вертикальную структуру, а система права горизонтальную.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов.

Структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней связана.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

 

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.

Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

 

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя.

 

Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

 

82) Правовая система общества: понятие и основные элементы. Основные правовые системы современности.

Правовая система – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. 3 элемента: форма права, идеология, практика

Пять уровней правовой системы:

1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы (Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.)

2. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное);

3. Нормативно-регулятивный уровень - определенным системообразующим фактором выступают и нормы права (Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон. Они притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка.)

4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества;

5. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, а с другой – то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок).

 

В литературе в основном преобладает мнение о том, что все существующие национальные правовые системы можно разбить на следующие группы – правовые семьи:

1. Романо-германская (она же континентальная или цивильная правовая семья Россия. (Германия, Франция, Россия, другие страны континентальной Европы) характеризуется особой ролью конституций и законов, четко определенной системой нормативных актов как основного источника права, разделением системы права на отрасли права, в том числе частное и публичное право);

2. Англо-саксонская (семья общего права (Великобритания, США, Канада) характеризуется особой ролью в правовой системе судебных прецедентов как основных источников права, отсутствием четкого членения системы права на отрасли права, относительной свободой судебного усмотрения при принятии правовых решений.);

3. Социалистическая правовая семья (Китай, КНДР, Куба (Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности.));

4. Религиозно-правовая (госрелигия ислам, индуизм, иудаизм. (Страны арабского востока) характеризуется неразделимостью права и религиозно-моральных норм, признанием в качестве основного источника права шариата, включающего в себя нормы Корана, акты их толкования учеными знатоками ислама - иджмы, акты аналогии норм Корана к сходным случаем - киясы.);

5. Правовая семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар) характеризуется признанием в качестве основного источника права традиций и обычаев, перешедших со ступени родового строя и поддерживаемых государственной властью и традиционными родовыми структурами.

 

83) Правовая система современной России: общая характеристика.

Правовая система - совокупность права, юр. практики и господствование идеологии отдельного государства.

Компоненты:

1. Субъект ПС – человек: до настоящего времени S не выделялся: личность занимала второстепенное положение в российской и советской действительности. S – носитель прав и обязанностей, участник правоотношений. Позитивистская теория права: эти свойства S приобретает в силу правовых норм (т.е. в письменном праве); социологический подход: S – тот, кто реально участвует в правовой деятельности; естественно-правовая доктрина: от рождения. КРФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; они неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения > человек – центр российской ПС, а все остальные Sы – ЮЛ, общества – лишь производные образования, в результате деятельности человека.

2. правосознание - совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание возникает, когда человек начинает осознавать свою сущность. Отсутствие личностного самосознания приводит к формированию правового нигилизма – система взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. В правовую идеологию нигилизм проникал через марксизм-ленинизм. Маркс: «коммунисты находятся в оппозиции праву». Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся на насилие. В правовой психологии – антинародная политика д.л. Исключение – одиночки 60-х гг 20 века положили начало диссидентскому, правозащитному, движению в СССР. Лишь с середины 80-х гг – новый этап в развитии правового сознания – внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идеях формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

3. правовая деятельность: правотворческая деятельность ОГВ; правоприменительная деятельность правоохранительных органов; Деятельность по реализации права – правовое поведение граждан.

4. правовые тексты, нормативно правовые акты – писаное право: Позитивистская теория: правовые акты – центр ПС. Естественно-правовая доктрина: правовые акты – не более чем важный компонент ПС.

Выводы. РФ на стадии реформирования. Основное направление ее развития - построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Признаки рос. прав. системы: 1) единая иерархически построенная система источников писаного права; 2) главная роль в формировании права – законодателю; 3) высокий уровень нормативных обобщений при помощи кодифицированных нормативных актов; 5) много подзакон.норм.акты; 6) деление на отрасли; 7) имеет значение юр.доктрина, разрабатывающая основные принципы (теорию) построения правовой семьи; 8) правовые обычай и судебный прецедент выступают в качестве дополнительных источников.

 

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность – российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, из основания правовой системы вырастает государственность в целом.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

 

84) Романо-германская правовая семья.

Происхождение: XII-XIII веках в результате рецепции римского права, феодальные нормы в деревнях не соответствовали принципам «вольных» городов => потребовались нормы формального равенства и независимости, ставшие обще-континентальными. Кроме экономики повлияли социально-культурные предпосылки: разв-ие образования, искусства – право университетов, + благословение католич. церкви. Процесс завершился разработкой национального з-ва. Сейчас идет процесс пр-ой интеграции стран, сближение и унификации их пр-ых систем.

Особенности норм. Обобщенный, абстрактный хар-р и утверждение законодателем. Системно-иерархический хар-р. Но возникает проблема конкретизации и толкования норм на практике.

Источники. Закон – важнейший, принимается парламентариями, имеет высш. юр силу и распространяется на все и вся – выражают волю большинства, социально справедливы. Все З подразделяются на конституционные и текущие, среди них важное место занимают кодексы. Подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции. Обычай сущ-ет, но выполняет второстепенную роль, но в законах закреплена возм-ть его использования для восполнения пробелов зак рег-ия. Суд практика – уточняет положения З, а иногда идет с ними в разрез, должны учитываться нижестоящими судами – публикуются и стан-ся частью ПС.

Структура. Деление права на публичное и частное, где преобладают диспозитивные нормы. Последовательное отраслевое деление норм.

Романо-германская правовая семья включает в себя либеральные государства континентальной Европы, латиноамериканских государств, стран Ближнего Востока, франкоговорящих стран и Японии.

Внутри Романо-германской правовой семьи отечественные авторы выделяют две правовые группы: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания и другие) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и другие). Французские авторы включают в романо-германскую систему три подсистемы: латинскую, германо-скандинавскую и латиноамериканскую.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.