Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование: понятие, предмет, стадии. Механизм правового регулирования и его элементы.






Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В предмет правового регулирования входят три группы общественных отношений:

1. отношения людей по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными;

2. отношения по властному управлению обществом;

3. отношения по обеспечению правопорядка.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.

В сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют следующие признаки.

Во-первых, это отношения, в которых находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения интересов другого.

В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил.

В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

Стадии правового регулирования.

3 основных и 1 факультативная стадии П.Р.

1. Стадии нормативной регламентации (регулирование). На ней осуществляется процесс создания юридических норм, правотворчество, следовательно, на этой стадии осуществляется законодательная деятельность:

- Принятие подзаконных актов,

- Официальное толкование правовых норм,

- Опубликование (офиц.) кодексов, законов, актов.

2. Общее принятие норм, индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей.

После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.

3. На стадии реализации права имеет место правовое поведение, т.е. соответствие требованиям юридических норм, правам и обязанностям конкретного лица. На этой стадии достигается цель П.Р., т.е., чтобы люди руководствовались принятыми нормами, т. е. норма становится частью поведения людей. Зачастую возникает противодействие реализации права - люди не понимают объем допустимых действий и т.д.

4. Факультативная стадия – стадия применения права. Эта стадия, в которой необходимы профессиональные знания юристов. Если право нарушено, то люди обращаются к уполномоченным органам: полиция, суд и т.д. Охранительные нормы могут быть реализованы только на стадии применения права.

Механизм правового регулирования – система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

К элементам и составным частям механизма правового регулирования относятся:

1. юридические нормы;

2. нормативные правовые акты;

3. правоотношения;

4. акты реализации права;

5. правоприменительные акты;

6. правосознание;

7. режим законности.

Каждый из элементов механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом. Нормы права выступают как предписания и как образцы, модели поведения в правовых отношениях. Нормы права являются исходной базой правового регулирования, в них указывается, что дозволено и что разрешено, каковы последствия соблюдения и нарушения зафиксированного в них предписания.

Юридическая норма – это правило поведения предписывающего характера, она представляет собой государственно-властное предписание.

Нормативный правовой акт – документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного виды общественных отношений.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Акт реализации права – это действия субъектов права, участников правовых отношений по воплощению в жизнь предписаний норм права.

Правоприменительный акт – это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу в целях определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни, осознание правовой действительности, восприятие ее в мысленных и чувствительных образах.

Законность как режим используется в широком социально-политическом смысле и выступает в нем как режим общественно-политической жизни, т.е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.

 

 

53) Методы, способы и виды правового регулирования. Правовые режимы.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Общественные отношения принято делить на три группы: отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные). В зависимости от указанных различий приято выделять два метода правового регулирования: методы централизованного и децентрализованного регулирования.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Властные решения некоторых вопросов передаются на региональный уровень.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. Основные средства сформулированы в качестве единых для всей правовой системы.

По степени категоричности правовых предписаний выделяют два метода: императивный и диспозитивный.

Императивный метод – это такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права.

Диспозитивный метод дает возможность сторонам правоотношения самостоятельно решать сложившиеся вопросы.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания. Выделяют три основных способа:

1. Управомочивание, т.е. предоставление участнику правовых отношений субъективных прав;

2. Обязывание совершить какие-то действия;

3. Запрещение, т.е. возложение обязанности воздерживаться от совершения определенных действий;

4. Применение мер принуждения, стимулирующее воздействие норм права (дополнительные способы).

Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов.

Правовой режим – особенности использования определенных подходов в целях специфического правого регулирования. Пример, специфический режим валютного регулирования.

Виды правовых режимов:

* Общий;

* Специальный;

* Чрезвычайного положения - особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

* Военного положения - особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

От других способов регулирования общественных отношений правовой режим отличают следующие особенности.

Во-первых, значимость общественных отношений, регулируемых при помощи права, которые осуществляются для сохранения устойчивости функционирования личности, общества и государства.

Во-вторых, использование особых принципов, форм и методов деятельности, выражающихся в определении системы прав и обязанностей субъектов.

 

54) Понятие и признаки правоотношений. Место и роль правоотношений в правовом регулировании.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения характеризуются сложным составом, состоят из трех элементов: субъект, объект и содержание.

Субъект – это участники правоотношения (физлица и организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в правовые отношения (материальные и духовные блага).

Содержание – это субъективные права и юридические обязанности, выражающие связь между субъектами.

Признаки правоотношений:

1. это общественное отношение, которое представляет собой двустороннюю конкретную связь между социальными субъектами;

2. оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3. это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4. это волевое отношение, ибо для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

5. это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъективные права и юридические обязанности;

6. это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения).

В зависимости от используемого метода (централизованный, децентрализованный, императивный, диспозитивный) правового регулирования правоотношения делятся на договорные и управленческие. Договорные – отношения по обмену ценностями, как материальными, так и нематериальными. Управленческие – отношения по властному управлению обществом и отношения по обеспечению правопорядка.

Правоотношения, возникающие на основе норм права, выполняют следующие основные функции в правовой системе и в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений:

1) определяют круг субъектов, на которых в конкретные ситуации распространяется действие конкретных юридических норм;

2) индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер;

3) как правило, выступают необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.

 

 

55) Состав правоотношений и его элементы. Объекты правоотношений.

Правоотношение – это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Состав правоотношения – это его внутреннее строение, необходимый набор элементов, без которого правоотношение не может состояться.

Состав правоотношений:

1. субъекты правоотношения: участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

2. объект правоотношения – это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности;

3. содержание правоотношений – это непосредственно субъективные права и юридические обязанности (субъективные юридические права и обязанности (юридическое содержание правоотношений); фактическое правомерное поведение, которым реализуются права и обязанности (материальное содержание правоотношений)).

Субъекты права - индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей.

Субъектами права могут быть индивиды, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, организации и социальные общности.

Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права. Например, по жилищному законодательству для нанимателя объект – жилое помещение, необходимое ему для проживания.

Субъективное право – это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Включает в себя ряд правомочий:

- Право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права, например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению;

- Право на юридические действия, на принятие юридических решений, например, собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать;

- Право требовать от другой стороны исполнения обязанности, то есть право на чужие действия, например заимодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей;

- Право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, то есть право на принудительное исполнение обязанности, например, в принудительном порядке может быть взыскан долг, произведено восстановление рабочего или служащего на работе.

Юридическая обязанность - предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интересах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы:

1.Воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

2.Совершение конкретных действий (активное поведение);

3.Претерпевание ограничений в правах личного, имущественного или организационного характера мер юридической ответственности;

Правосубъектностъ - предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – правоспособности и дееспособности.

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности.

Дееспособность – предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.

 

Объекты:

· материальные блага (вещи, предметы, ценности) - характерны для гражданских правоотношений

· нематериальные личные блага (жизнь. Честь. достоинство) типичны для уголовных, гражданских процессуальных правоотношений

· поведение субъектов и его результаты (услуги и т.д.) характерны для административно-хозяйственный правоотношений, отношений в сфере бытового обслуживания

· продукты духовного творчества (интеллектуальная собственность)

· ценные бумаги, официальные документы – характерны для финансовых, хозяйственных, гражданских правоотношений

- изъятые

- ограниченные в обороте

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.