Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы государства: понятие и классификация. Государственные органы в РФ.






Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.(ДЛ или учреждение). Не всякое ДЛ является гос. органом.

Признаки органа государства:

1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;

2) образован и действует на основе правовых актов (Конституции и законов);

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции. Используя для этого соответствующие формы и методы;

4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости принуждения;

5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;

6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции, имущество источник финансирования – из бюджета

Классификация органов государства:

1) По форме реализации государственной деятельности:

Þ Представительные(фед. собрание),

Þ исполнительно-распорядительные(правительство, фед. министерства),

Þ судебные,

Þ прокурорские,

Þ иные контрольно-надзорные(гос. инспекции);

2) по принципу разделения властей:

Þ законодательные,

Þ исполнительные(правительство, состояшее из главы, заместителей и членов Прав-ва),

Þ судебные(реализуют правосудие посредством судопроизводства);

3) по иерархии:

Þ федеральные,

Þ республиканские,

Þ местные;

4) по срокам полномочий:

Þ постоянные (создаются без ограничения срока действия),

Þ временные (создаются для достижения краткосрочных целей);

5) по порядку осуществления компетенции:

Þ коллегиальные (Государственная Дума РФ),

Þ единоначальные (Президент);

6) по правовым формам деятельности:

Þ правотворческие,

Þ правоприменительные,

Þ правоохранительные;

7) по характеру компетенции

Þ общей (Правительство) компетенции,

Þ специальной компетенции (министерства) и т.п.

8) первичные(путем выборов) – производные(формир. Первичными гос. органами)

 

Согласно ст. 11 Конституции РФ гос. власть в РФ осуществляет Президент, Фед. Собрание (парламент), Правительство, суды РФ – эти органы образуют верховную часть механизма. Реализуется на основе принципа разделения властей. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Федеральное собрание – представительный и законодательный орган: Совет Федерации (по 2 представителя от каждого субъекта) и Государственная Дума (450 депутатов). Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление обществом. Исполнение, реализация законов, формирование и исполнение бюджета. Судебную власть осуществляют КС, ВС, ВАС РФ.

Министерство – ФОИВ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Фед. Служба – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также спец. Функции в области обороны, гос безопасности, защиты, охраны гос границы. Издает индивидуальные ПА (ФСИН, ФССП, ФСБ).

Фед. Агентство – ФОИВ, осуществляющий функции по оказанию гос услуг. Управлению гос имуществом и правоприментельные функции. (ФА спец строительства, по здравоохранению и соц развитию, по физ культуре и спорту, по науке, образованию).

 

16) Механизм современного Российского государства.

Механизм Российского государства – это система объединенных общими принципами и целями государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих единую, суверенную власть народа и функции государства. Механизм подчеркивает целостность и работоспособность.

Принципы:

1. Демократизм. В демократическом государстве его основные органы должны создаваться и действовать на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и доступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой власти, отстаивающей, прежде всего свои корпоративные интересы. Россия пока не ощутила демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко распространяется принцип назначения;

2. Законность. Уважать законы, строго следовать им, действовать в рамках своей компетенции, признавать, защищать и гарантировать права и свободы граждан – важнейшая конституционная обязанность органов государства и должностных лиц;

3. Разделение властей. Применение данного принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, систему сдержек и противовесов, предостерегая тем самым от узурпации государственной власти тем или иным органом;

4. Федерализм. Наряду с федеральными органами государственной власти создаются и действуют органы государственной власти субъектов РФ;

5. Профессионализм. От человеческого фактора, т.е. персонала государственного механизма, в решающей мере зависит качество его работы.

6. Субординация и координация – четкая слаженная и высокоэффективная работа механизма государства невозможна без строгой гос дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали.

Согласно ст. 11 К РФ государственную власть в РФ осуществляют Президент, Федеральное собрание, Правительство и суды – эти органы образуют верхнюю структурную часть государственного механизма.

Президент является главой государства. Институт президентства возник 1990 г, а пост введен на основании референдума 17 марта 1991 г. Президент выступает гарантом Конституции и находится, условно, над всеми ветвями власти, будучи призванным контролировать, координировать и уравновешивать их. Глава 4 К РФ наделила Президента широким объемом властных полномочий.

Согласно ст. 11 Конституции РФ гос. власть в РФ осуществляет Президент, Фед. Собрание (парламент), Правительство, суды РФ – эти органы образуют верховную часть механизма. Реализуется на основе принципа разделения властей. Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Федеральное собрание – представительный и законодательный орган: Совет Федерации (по 2 представителя от каждого субъекта) и Государственная Дума (450 депутатов). Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление обществом. Исполнение, реализация законов, формирование и исполнение бюджета. Судебную власть осуществляют КС, ВС, ВАС РФ.

Министерство – ФОИВ по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Фед. Служба – ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также спец. Функции в области обороны, гос безопасности, защиты, охраны гос границы. Издает индивидуальные ПА (ФСИН, ФССП, ФСБ).

Фед. Агентство – ФОИВ, осуществляющий функции по оказанию гос услуг. Управлению гос имуществом и правоприментельные функции. (ФА спец строительства, по здравоохранению и соц развитию, по физ культуре и спорту, по науке, образованию).

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности – демократизма, законности, разделения властей.

Для механизма особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность ДЛ, чиновников, поразившее определенную часть гос служащих. Этому могут противостоять:

- точное правовое определение компетенции каждого органа, ДЛ,

- действенный контроль,

- строгая моральная и юридическая ответственность,.

- хорошо поставленная аттестация/переаттестация работников.

На качественное совершенствование механизма государства направлен ФЗ о гос службе.

 

 

17) Демократия как политический режим. Проблемы формирования демократического режима в РФ.

Демократия – в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, не отчуждаемость прав человека, которая реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства.

Различают непосредственную демократию (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.).

При непосредственной демократии формы: непосредственная черта – ответственность населения за принятие и исполнение принимаемых решений

* Референдум;

* выборы;

* общественные слушания;

* митинги, шествия;

* сходы населения;

* законодательная инициатива – право группы избирателей предложить проект закона, с обязательностью органа его рассмотреть.

Если говорить о демократии как о политическом режиме, то можно дать следующее определение:

Демократический режим – вид политического режима, при котором высшие органы государственной власти имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами, где права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Суть любого демократического режима заключается в народовластии.

Для демократического режима характерно:

1. свобода экономической деятельности;

2. гарантированность личных прав и свобод;

3. возможность реального влияния населения на характер государственной деятельности;

4. защищенность личности от произвола и беззакония;

5. максимальный учет интересов меньшинства, индивидуальных и национальных особенностей населения;

6. демократические методы государственного властвования, позволяющие преодолевать социальные противоречия в обществе;

7. правовой характер деятельности всех государственных органов.

История знает различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.

Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении рабов всех прав, как говорящего орудия. Такой режим называется аристократическим. Близким ему является олигархический политический режим, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров.

Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либеральный политический режим. В теории государства и права либеральными называются политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на наиболее демократических и гуманистических принципах.

Непосредственная демократия сохранилась лишь в горных катонах Швейцарии, жители которых ежегодно собираются на народные собрания. Недостаток: сложность применения на больших территориях.

Представительная: «+» передача определенных функций законотворчества и контроля со стороны граждан – представительным органам. Это позволяет более быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

«-» подтвержденность коррупции, борьба за власть. Контроль за финансовыми потоками и др. Элементы прямой демократии развиты в Италии, Швейцарии, штате Калифорния, Лихтенштейне.

Россия – обе формы отнесены Конституцией РФ к основам конституционного строя. Народ осуществляет свою власть непосредственно. А также через представительные органы. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума. Выборов и др, через выборные ОМС.

 

18) Политическая система общества: понятие и структура. Проблемы модернизации политической системы современной России.

Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Политическая система общества – это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за осуществление в рамках права через государство.

Таким образом, политическая система имеет трехзвенную структуру:

· Государственный аппарат.

· Социальные объединения.

· Граждане.

Компонентами политической системы общества являются:

1. совокупность политической системы (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, СМИ);

2. политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

3. политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь в стране;

4. политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

5. политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

Первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев стало государство.

Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической сфер находится в постоянном движении.

Проблемы модернизации политической системы:

- проблема форм участия населения в управлении страной – расширение участия граждан в подготовке законопроектов, контрольных функций и т.д.

- совершенствование деятельности политических партий – снижается необходимость определённой численности, заявительный характер.

- проблема участия политических партий и движений в формировании органов государственной власти – проблема барьеров.

- участие населения в формирование местных органов - вопросы выборов губернатора.

 

Основанием классификации может быть политический режим (тоталитарный, авторитарный, демократический).

 

4 основных элемента политической системы:

1) институциональная – относятся политические институты (государство, политические партии, общественные политические движения, профсоюзы, религиозные организации, клубы по интересам, спортивные общества);

2) коммуникативная – совокупность отношений и форм взаимодействия, складывается между классами, социальными группами, нациями по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и проведении политики (первичные отношения – формы взаимодействия между социальными группами: классами, нациями; вторичные – отношения между государствами, партиями и другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества);

3) нормативная – ее составляют политические нормы и традиции, определяют и регулирует политическую жизнь общества. Правовые нормы- Конституция, законы и др. НПА; этико-моральные нормы, в которых закреплены представление всего общества о добре, правде справедливости;

4) культурно-идеологическая совокупность различных политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни:

- теоритический уровень (политическая идеология) – взгляды, лозунги, идеи, теории

- политическая психология (эмпирический уровень) – чувства. Эмоции, традиции

 

19) Место и роль государства в политической системе.

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Место и роль государства в политической системе общества определяются следующими основными моментами:

1) государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого;

2) государство выступает организацией всех граждан;

3) государство располагает специальным аппаратом управления и принуждения;

4) государство располагает разветвленной системой юридических средств, позволяющих использовать различные методы убеждения и принуждения;

5) государство обладает суверенитетом;

6) государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают.

Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

 

Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:

1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;

2) является единственным носителем суверенитета;

3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления общества;

4) обладает “силовыми“ структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.);

5) обладает монополией на правотворчество;

6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).

 

Политическая система общества – система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за осуществление в рамках право через государство).

 

 

20) Государство и гражданское общество. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.

Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Признаки гражданского общества

* Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

* Развитая демократия;

* Правовая защищённость граждан;

* Определённый уровень гражданской культуры;

* наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

* самоуправляемость;

* конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;

* свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

* легитимность.

 

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур.

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации.

Формирование гражданского общества всегда, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия.

Правовое государство – такое государство, построение и деятельность которого основываются на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Гражданское общество – свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации своих прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие неправовых законов — это не самое главное. На наш взгляд, более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

Проблемы: политическая активность и ответственность.

 

 

21) Государство и политические партии. Государство и церковь.

Государство – политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе.

Политические партии – общественные организации, выражающие политические интересы граждан и их определенные желания участвовать в управление страной.

Общественные организации:

* политические (партии, движения, избирательные блоки – деятельность направлена на получение государственной власти, удержание государственной власти, влияние на государственную власть);

* неполитические (профсоюзы, союзы предпринимателей, потребителей, экологические организации и движения, культурные общества, молодежные объединения, благотворительные фонды и др.).

Основное значение имеют партии с четко определенными политическими целями.

3 функции:

- идеологическая – формирование идеологии;

- кадровая – выдвижение на выборные должности своих представителей по определённым деловым качествам;

- политическая конкуренций – партии выдвигают кандидатов, контролируют деятельность, политическая опора государства.

Государство взаимодействует с политическими партиями – определяет правовые параметры деятельности партий и придает им качество субъектов политической жизни – регистрации и осуществляет контроль за деятельностью партий, а также осуществляет прекращение в судебном порядке деятельности, нарушающей законодательство и преследование партий, которые действуют на нелегальной основе.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конституцию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти.

И партии, и государство являются политическими организациями, политическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы общества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибутами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ.

Основания прекращения партий: пропаганда розни, противоправная деятельность…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.