Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и церковь во второй половине XVII века.






Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум.

Светская власть принимала активное участие в реформе, так как:

1) Никон, умный, властный и честолюбивый человек, притязал на ту же роль, которую присвоил себе фактически патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил страной);

2) патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку;

3) Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.

Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества – сложного, противоречивого феномена в жизни русского общества, которое отражало не только различные идейные воззрения, но и социальные интересы.

Суть церковной реформы:

1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;

2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству. Последствия церковного раскола:

1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;

2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;

3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;

4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.

Итоги церковной реформы:

1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;

2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

 

11.Пётр I и его реформы.

В самом начале века было открыто огромное количество заводов.

На первое место выходит металургия.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. В итоге принятых мер зависимость России от импорта существенно сократилось.

Население было разделено на гильдии:

1) в первую гильдию входили доктора, аптекари, живописцы, шкиперы, ювелиры;

2) во вторую гильдию входили ремесленники и торговцы победнее;

3) третью группу составляли купцы и владельцы мануфактур.

Согласно реформам Петра, I с 1699 г. населением городов управляли Ратуша в столице и земские избы на местах.

При Петре I изменялся состав дворянства. В его ряды по служебным заслугам и царскому жалованию вошли многие выходцы из других сословий.

На смену старому поколению дворян, которые делились на думные, столичные и провинциальные чины пришло новое чиновное деление, которое по представлению Петра должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская Табель о рангах обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной выслуги. Новый закон Петра разделил службу на военную и гражданскую.

На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. В 1711 г. создан Сенат, обладающий судебной, административно-управленческой и законодательной властью.

Были введены должности фискалов.

Сенат руководил всеми учреждениями в стране. За самим Сенатом был также установлен контроль.

Были образованны новые коллегии: 1) Военная; 2) Адмиральская; 3) Камер-коллегия; 4) Юстиц-коллегия; 5) Ревизор-коллегия; 6) Коммерц-коллегия; 7) Штатс-контор-коллегия; 8) Берг-мануфактур-коллегия.

К коллегиям примыкал Синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г.

В 1708–1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний: 1) Московскую; 2) Ингерманландскую; 3) Киевскую; 4) Смоленскую; 5) Казанскую; 6) Азовскую; 7) Архангелогородскую; 8) Сибирскую.

Затем к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор. К 1719 г. число губерний увеличилось до 11.

Великое посольство было образовано Петром I в 1697 г. Возглавил посольство адмирал Ф. Я. Лефорта. Официальной целью посольства было подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма. Царь и посольство ознакомились с европейской промышленностью, в частности с кораблестроением, обсерваториями. Было нанято более 800 мастеров разных специальностей для работы в России.

После Великого посольства меняется направление внешней политики. 8 августа 1700 г. было заключено перемирие с Турцией. 9 августа 1700 г. Петр I объявил войну Швеции. Началась борьба за выход к Балтике.

Петр, с конца XVII в., начал формировать полки регулярной армии. Были созданы 30 пехотных солдатских полков, из которых сформировали три дивизии. Полковниками и младшими офицерами стали исключительно иностранцы – поляки, шведы, немцы.

18 ноября 1700 г. русское войско потерпело поражение под Нарвой. В октябре была взята крепость Нотебург у истока Невы. Весной следующего года сдался гарнизон Ниеншанца – крепости в устье Невы. 16 мая 1703 г. Петр I основал крепость Санкт-Петербург, будущую столицу России.

В 1704 г. Россия подписала Союзный договор с Речью Посполитой: стороны обязались вести войну со Швецией и не заключать с ней сепаратного мира. Полтавская битва (27 июня 1709 г.) окончилась полной победой русской армии над шведами.

10 ноября 1710 г. Турция объявила войну России. 6 марта 1711 г. Петр I выехал в действующую армию. 10 июля русская армия вступила в Молдавию, где наступление турок было отбито, но положение России было очень тяжелым.

Петр созвал военный совет, на котором было предложено туркам начать переговоры. К ним отправляли двух гонцов. Двое суток в лагере русского царя солдаты, генералы, офицеры не смыкали глаз, ожидая дальнейших событий.

12 июля 1710 г. стороны подписали мирный тракт. Согласно его условиям Турция получала Азов, кроме того, Россия была вынуждена обещать разрушить крепости Таганрог на Азовском море и Каменный Затон на Днепре.

Более значительными были российские победы в Прибалтике. В начале 1712 г. возле Штральзунда и Висмара русская армия разбила шведов, в январе 1713 г. у Фридрихштадта шведы вновь были разгромлены. 27 июля 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут.

12.Эпоха дворцовых переворотов: причины и последствия.

Со второй четверти XVIII в. (с 1725 г. – со смерти Петра I) в России началась эпоха, получившая название дворцовых переворотов.

Этот период характеризовался: 1)ожесточенной борьбой между разными политическими силами в стране;

2) большую роль в дворцовых переворотах сыграла гвардия. В этот период она являлась едва ли не решающей политической силой страны;

3) развитием фаворитизма.

Правление Екатерины I и Петра II

Петр скончался после продолжительной болезни 28 января 1725 г. После его смерти лица из ближайшего его окружения возвели на российский престол жену Петра Великого – Екатерину I. Большое влияние на императрицу оказывал А.Д. Меншиков, который фактически управлял страной. В 1727 г. Екатерина I умерла, ее преемником стал 12-летний царевич Петр, сын погибшего царевича Алексея.

Правление Анны Иоанновны (1730–1740).

Бироновщина

Вскоре, в 1730 г., Петр II внезапно умер, заболев оспой. По решению Верховного тайного совета на российский престол возвели курляндскую герцогиню Анну Иоанновну. Приглашая Анну Иоанновну на русский престол, Д.М. Голицын и В.Л. Долгорукий составили специальные условия, кондиции, на основании которых Анна должна была управлять страной.

Согласно кондициям: 1) Анна должна была управлять страной совместно с Верховным тайным советом; 2) не издавать законов; 3) не распоряжаться казной;

4) не вступать в брак; 5) не назначать наследника и т. д. Но через 2 недели после приезда в Москву Анна Иоанновна разорвала кондиции и заявила о восстановлении самодержавия, затем упразднила Тайный совет. Большую роль в окружении императрицы играл Курляндский герцог Э. Бирон. Он фактически управлял делами государства. Потому время правления Анны Иоанновны зачастую называют бироновщиной. Бироновщина стала олицетворением засилья иностранцев в управлении страной. Такое положение вызывало недовольство в кругах русского дворянства. Правление Елизаветы Петровны (1741–1761) В 1740 г. умерла Анна Иоанновна. В ходе очередного дворцового переворота на русский престол (благодаря помощи гвардии) была возведена дочь Пет-раI– Елизавета Петровна. В годы ее правления Россия возвращается к политике Петра I. Была восстановлена роль Сената, были расширены права дворян, новые привилегии получило и купечество. При Елизавете был открыт университет в Москве (1755 г.).

Почти весь период правления Елизаветы Петровны был мирным, страна не вела войн.

Правление Петра III

Елизавета Петровна умерла в 1761 г. Новым императором России стал Петр III, внук Петра I. У исследователей личность и политика Петра III вызывают неоднозначную оценку. Петр III издавал указы, которые продолжали линию его предшественников. Например, был опубликован Указ (1762 г.), который освобождал дворян от обязательной государственной и военной службы, таким образом дворянство превращалось из служилого в привилегированное сословие. Была ликвидирована Тайная канцелярия и др.

Вместе с тем действия Петра III отличались беспринципностью и хаотичностью.

Он был грубым по отношению к семье и близким, проводил много времени в кутежах. В Семилетней войне (1756–1763 гг.) прусская армия терпела поражения и была почти обречена. Но в 1761 г. императором России стал Петр III, он заключил мир с Пруссией и вернул ей завоеванные Россией территории. В 1762 г. с помощью гвардии был совершен очередной переворот. Императрицей была провозглашена его жена, Екатерина II. Петр III был убит.

 

13.Сословия в России: особенности формирования, культура, традиции.

В России формирование общегосударственных сословий началось в XVI в. и шло параллельно собиранию русских земель вокруг Москвы. В связи с этим на сословной структуре отразились пережитки удельных времен. Так, наличие многочисленных подразделений в политической элите тогдашнего общества являлось прямым наследием феодальной раздробленности. В дальнейшем отчетливо проявилась тенденция к упрощению сословной структуры и слиянию отдельных сословных групп, но в описываемое время сословная картина отличалась чрезвычайной пестротой и дробностью.

Сословия - это такие большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются от других социальных групп по своему передаваемому по наследству правовому статусу (т.е. совокупности прав и обязанностей). Что же касается общественных классов, то это тоже большие социальные группы, но они отличаются друг от друга по другим, не юридическим, а социально- экономическим критериям, а именно: по своему отношению к собственности, месту в общественном производстве и способам присвоения общественного прибавочного продукта. Сословие и класс могут совмещаться (совпадать). Так крестьянство выступает как сословие, но это одновременно и класс. А могут и не совпадать, к примеру, дворянство и духовенство по своим социально- экономическим характеристикам принадлежат к единому феодальному классу. И дворяне, и церковь владели землей и крепостными на феодальном праве. Но по своему правовому статусу это два разные сословия. Что же касается городского (посадского) сословия, то с течением времени уже в XIX веке из этого единого сословия вырастают и формируются два разных общественных класса - буржуазия и рабочий класс, а также разночинная интеллигенция.

По сравнению с кастами, где принцип наследования абсолютен, в сословии наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в нем может быть куплено за деньги, даровано верховной властью и т.д. Вместе с тем сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений индивида (на экзаменах, военной службе и т.д.). Признаком сословия является также наличие у его членов определённых внешних символов их сословной принадлежности - особых украшений, знаков различия, предметов одежды, причёсок. Складывается также специфическая сословная мораль.

Формирование сословий, в конечном счете, было обусловлено разделением общественного труда. С течением времени каждое сословие " отгородилось" от других своими особыми правами, привилегиями повинностями и обязанностями.

Применительно к периодизации сословий в России в указанный период (XV- XVII вв.) можно отметить следующее. Большинство авторов не выделяют здесь жестко каких-либо периодов, считая, что изменения проистекали достаточно медленно. Тем не менее, указы конца XVI в., приведшие к окончательному закабалению крепостного крестьянства (царский указ от 24 ноября 1597 г., повелевавший разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых и насильственно вывезенных крестьян, указ от 1 февраля 1597 г., лишавший кабальных холопов юридической возможности возвращать себе личную свободу до смерти господина и т.д.), позволяют условно выделять здесь ранний (XV – XVI вв.) и поздний (XVII в.) периоды.

Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению».

В XVI - XVII вв. оно в документах именовалось служилыми людьми и состояло из целого ряда категорий (слоев). Верхний слой составляли бояре. Термин боярин стал обозначать звание (чин). Большинство среди них составляли бывшие удельные князья. Но некоторая часть происходила из родовитого старомосковского боярства, не имевшего княжеских титулов. Общая численность бояр была невелика. В 1564 г. их было 33, после опричного террора в 1572г. из них осталось 17. К концу XVII в. насчитывалось 42 боярина. Следующими после бояр чинами были окольничие, думные дворяне. Они состояли в Боярской думе. Из их числа назначались воеводы во время войны, начальники приказов и другие высшие должностные лица. Основную массу составляло среднее и мелкое дворянство (дворяне московские, дети боярские, дворяне городовые и т.д.), служившее воинами в дворянском конном ополчении, а также в гарнизонах пограничных крепостей.

Служилые люди по отечеству оформились в XVII веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Не исключался доступ в служилые люди по отечеству выходцев из тяглых слоев и, наоборот, уход феодала в тяглецы. Постепенно эти переходы власти начинают ограничивать, например, из феодалов в холопы (указ 1642 года, Уложение 1649 года), потом — в феодалы из приборных служилых людей: стрельцов, пушкарей и прочих «мужиков»; из крестьян, холопов, посадских людей (указ 1675 года). Дворянство, таким образом, отмежевывалось от других слоев населения, превращалось в замкнутый класс — сословие.

Духовенство оформилось в самостоятельное сословие. Оно было освобождено от несения государственной службы и повинностей и от налогов, а также имело свое сословное управление и суд. Духовенство делилось на белое (приходские попы - священнослужители и вспомогательный персонал: дьячки, пономари и т.д. - церковнослужители) и черное (монахи), жившее в монастырях. Белому духовенству разрешалось жениться, но только один раз в течение жизни. Черное духовенство (монахи) давали обет безбрачия. И дело здесь не только в проповеди аскетизма и отречении от мирских забот, но и в том, чтобы не дробились между наследниками-детьми церковные и монастырские земли. Ведущие церковные должности могли занимать только монахи.

Крестьянство в XV-XVI вв. постепенно консолидировалось в единое сословие. Так как крестьяне составляли подавляющее большинство населения, то их чаще всего называли “христианами” (отсюда - крестьяне). Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались “черными” или “черносошными”.

Черные крестьяне жили общинами (“мир” или “волость”) и несли повинности в пользу государства. Дела общины управлялись сходом и выборным старостой. С середины XVI в. в связи с развитием барщинного хозяйства и товарно-денежных отношений происходит общее увеличение повинностей. Именно в это время появляется денежная рента. Феодалы усиливают и внеэкономическое принуждение, стремятся закабалить, закрепостить крестьян.

Переходы крестьян являлись формой классового протеста. Они превращались в массовые побеги. Феодалы требовали от правительства их ограничения. Тяготы многолетней Ливонской войны, ломка боярского землевладения и насаждение дворянских поместий, набеги татар, эпидемии привели к массовому разорению крестьян.

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII столетии существенно ухудшилось.

Подавляющее большинство жителей городов составляли “черные люди” — ремесленники. Видное место среди городского населения занимали купцы.

В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. Высшие слои московского купечества составляли две корпорации: гостей—“сурожан”, ведших торговлю с Югом, и суконщиков, торговавших с Западом.

Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики—сукнами. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации, или “сотни”. Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы. Они нередко давали в долг деньги царю, боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством и становились боярами. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства.

“Черные люди”, то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свою организацию. Она проявляла нередко большую активность (особенно во время обороны городов) и противопоставлялась боярам.

Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или “братчины”, “сотни”, “ряды” со своими центрами. Отряды ремесленных сотен входили в городское ополчение. Сотни были и податными единицами. Городское население несло повинности (“тягло”) в пользу царя, и потому называлось тяглым или черным.

 

14.Политика «просвещённого абсолютизма» Екатерины II.

Просвещенным абсолютизмом называют особую разновидность абсолютизма, которая предполагает смягчение произвола самодержца благодаря введению прогрессивных политических институтов (повышение значения независимого суда и законов, использование элементов разделения властей и т. д.), распространения образования, поддержки общественного мнения и самоуправления. Считают, что просвещенный абсолютизм был навеян идеями французских философов, в жизни же в основном сводился к демагогии и показухе.

Екатерина II (1762–1792) обращалась к идеям таких французских просветителей, как Вольтер, Монтескье, Дидро, всячески хотела показать себя их почитательницей. Тем самым ей удалось завоевать авторитет у прогрессивной общественности Западной Европы, хотя в России процветало крепостное право, бюрократическая волокита. Вольнодумцы же (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев) жестоко наказывались.

Основное содержание просвещенного абсолютизма Екатерины II заключалось в следующем:

1) правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;

2) политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.

В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:

1) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;

2) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769 г.);

3) силу закона теперь приобретали только письменные распоряжения государыни, причем нарушить закон не имела право даже она (хотя, являясь верховным законодателем, Екатерина II всегда могла изменить неугодный закон);

4) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия из выборных депутатов от разных мест и сословий (кроме крепостных крестьян). Комиссии было дано право выработать проект нового законодательства вместо устаревшего Соборного уложения 1649 г. Работа комиссии оказалась бесплодной, а обширное делопроизводство ее заседаний имеет значение лишь как памятник общественно-исторической мысли. В декабре 1768 г. Уложенная комиссия была распущена;

5) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству. Она являлась прогрессивным документом только на бумаге. Фактически же она закрепила всевластие использовавшего крепостной труд дворянства, передав ему всю полноту местного управления;

6) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам. Она благоприятно сказалась на положении купечества, так как освободила его от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.

Императрица так и не издала обещанную Жалованную грамоту государственным крестьянам. Внешняя политика просвещенного абсолютизма Екатерины II также была чаще лишь на словах прогрессивной, вольнолюбивой.

Императрица поддержала Декларацией о вооруженном нейтралитете 1780 г. Американскую революцию, хотя явилась непримиримым врагом Великой французской революции 1789–1794 гг., которая происходила по соседству, в Европе. В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.