Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 23






1). Книга Псалтирь. Состав и части Псалтири. Период от Моисея до Ездры и Неемии, в течение которого, как полагают, формировалась Псалтирь, занимает почти тысячу лет. Поэтому, кажется весьма вероятным предположение, что существовали сборники псалмов, которые были затем соединены воедино. В современном тексте Псалтири четыре раза встречаются литургические окончания. Например, после 40 псалма окончание " Благословен Господь Бог Израилев от века и до века, аминь, аминь". Подобные окончания имеются также после псалмов 71, 88 и 105. Это дает основание предположить, что Псалтирь составлена из пяти сборников, каждый из которых имеет литургическое окончание. Кроме того, перед псалмом 72 есть примечание: " кончились молитвы Давида, сына Иессеева". Эти слова показывают, что существовали сборники псалмов Давида, которые носили имя их автора, для отличия от сборников других авторов.

Вопрос авторства. С древних времен существовало мнение, о том, что все псалмы написаны царем и пророком Давидом. Так считал, например, святитель Иоанн Златоуст. Однако это мнение никогда не было всеобщим. Более распространена точка зрения, что псалмы написаны разными лицами. Считают, что имена авторов большинства псалмов указаны в надписаниях над ними. Надписания еврейской Библии указывают на принадлежность Давиду 73 псалмов, а греческой и славянской — 87. Надписания псалмов являются очень древними. Однако они не могут считаться точным доказательством авторства, так как в древнееврейском языке предлоги, указывающие на авторство, имеют разные значения. Например, надписание, переводимое как " Псалом Давида" может означать, что псалом написан им самим или, что он написан для Давида или посвящен Давиду. Но все же первая из этих трех точек зрения преобладает. Судя по надписаниям, можно полагать, что авторами отдельных псалмов являются Моисей, Соломон, Асаф, Еман, Ефам (он же Идифум) и сыновья Кореевы.

Моисею принадлежит 89 псалом, написанный им, судя по содержанию, после окончания 40-летнего странствования по пустыне. Предание раввинов приписывает Моисею также псалмы 90-99.

Авторству Соломона принадлежат 71, 126 и 131 псалмы. 71 псалом написан им после восшествия на престол. 126 - после окончания постройки храма. 131 - по поводу перенесения Ковчега Завета из скинии в храм.

Под именем Асафа — псалмопевца известен левит, современник царя Давида, бывший главным распорядителем священной музыки и пения при скинии. У него было четыре сына, которые руководили четырьмя чредами певцов. Его творения ценились столь же высоко, как и псалмы самого Давида. Материалом для псалмов Асафа послужили события из жизни царя Давида. Считается, что сам он написал псалмы 49, 72, 77, 80 и 81. Авторами псалмов 73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 считаются потомки Асафа.

Еману, из племени Каафы, принадлежит 87 псалом. Ефаму (иначе Идифуму), из племени Меррари, — 88.

Наконец, одиннадцать псалмов принадлежат сынам Кореевым. Это псалмы с 41 по 48. а также 83, 84 и 86. Под именем сынов Кореевых известны потомки Корея, поднявшего некогда возмущение против Моисея и Аарона. В обязанности этого левитского рода входило следить за благочинием в храме и за чистотой его дворов. Потомки Корея отличались преданностью Давиду и сопровождали его во время бегства от преследования Авессалома. Поэтому большинство их псалмов посвящены событиям из его жизни.

Об авторстве остальных 44 псалмов трудно сказать что-либо достоверное.

Надписание псалмов. Все псалмы в Псалтири имеют цифровое обозначение. Кроме того, они имеют другие надписания, которые можно условно разделить на пять групп:

1.Надписания, указывающие характер содержания псалма. Например: " Молитва", " Хвала", " Учение", " Столпописание". Значение последнего термина не совсем ясно. Его можно понимать как указание на ценность содержания или как указание на внешний способ написания (в виде столпа)

2.Надписания, указывающие на способ исполнения.

а) " Псалом" - указывает на исполнение данной песни на псалтири.

б) " Песнь" - указывает на вокальный способ исполнения. Встречается и смешанное обозначение: " псалом песни", " песнь псалма" или " песнь псалом". Первый из приведенных вариантов означает, что преобладать должна музыка, а вокальное исполнение - сопровождать ее. Во втором и третьем вариантах - все наоборот,

в) Надписание " о осьмех" или " о осьмей" означает, что произведение должно исполняться низким голосом.

г) В славянской Библии псалмы 8, 80, 83 имеют надписание " о точилех", а в русском тексте " на гефском орудии". Славянское надписание возможно указывает на то, что этот псалом исполнялся во время уборки винограда, а принятое в русском тексте - то, что его исполнение сопровождалось игрой на цитре, заимствованной евреями из филистимского города Гефа,

д) В славянской Библии надписание над 44 псалмом " о изменяемых". В русском переводе " на музыкальном орудии Шошан". Славянское надписание указывает на то, что псалом должен сопровождаться игрой на разных, сменяющих друг друга, музыкальных инструментах. Слово " шошан" означает музыкальный инструмент, напоминающий по форме лилию.

е) Значение надписания над 9 псалмом в славянской Библии " о тайных сына" неясно. В русском над этим псалмом надписание " на смерть Лабена". Под именем Лабена понимают Ахитофела. Другой перевод с древнееврейского этого надписания — " на музыкальном орудии Аламоф". Слово " аламоф" производят от слова " альма" (девица). Это может означать то, что псалом следует исполнять по-девичьи, тонким голосом.

ж) Есть еще надписания " на Махалаф", " не погуби", " при появлении зари" (Пс. 56, 57, 58 и 74), " о голубице, безмолствующей в удалении" (Пс. 55). Считается, что эти надписания являются первыми словами песен, по образцу которых следует исполнять данные псалмы.

В славянском тексте Псалтири часто встречаются два термина: " в конец" и " села". Первый термин означает, что псалом следует до конца исполнять таким способом, на который указывает другое слово надписания. Например, " в конец псалом" означает, что псалом следует до конца исполнять в сопровождении игры на псалтири. Термин " села" встречается в середине псалмов. Он означает паузу, после которой должно начаться исполнение псалма другой частью хора или на других инструментах. Этот момент обычно указывался ударом в тимпан.

3 Надписания, указывающие на писателя или исполнителя псалма. О них уже говорилось выше.

Надписания, указывающие на повод написания псалма. Например, " псалом Давиду, когда он бежал от Авессалома, сына своего" (Пс. 3) или " Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула" (Пс. 17).

Надписания, указывающие на богослужебное назначение, время и место исполнения псалмов. Например, " песнь на день субботний" (Пс. 91), " псалом Давиду при окончании праздника Кущей" (Пс. 28).

Боговдохновенность и каноничность Псалтири. Начало богослужебному употреблению псалмов было положено Давидом. Он устроил новую скинию в Иерусалиме, куда перенес Ковчег Завета. Из числа левитов царь Давид выделил четыре тысячи в храмовые певцы и музыканты. Все они были разделены на 24 среды соответственно 24 чредам священников. На каждый день был назначен к исполению особый псалом, а на дни праздников – Пасхи, Пятидесятницы и Кущей и других – особые, предназначенные для них, псалмы. Большинство исследователей Псалтири на основании изучения древнееврейского и греческого текстов полагают, что псалмы использовались за богослужением в следующем порядке: 29 – в день освящения Иерусалимского храма; 7 – в праздник Пурим; 28 – в Пятидесятницу; 82 или 134 – на Пасху; 136 – при воспоминании разрушения Иерусалимского храма; 28 – в последние дни праздника Кущей. Полагают также, что следующие псалмы пелись во время ежедневных жертв всесожжения: 23 – в день после субботы; 37 – в понедельник; 81 – во вторник; 93 – в среду; 80 – в четверг; 92 – в пятницу; 37 и 91 – в субботу. Псалмы в ветхозаветные времена часто сопровождались игрой на музыкальных инструментах – струнных, духовых и ударных. Чаще других использовались гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы.

В христианском богослужении Псалтирь также широко используется. Начало было положено Господом Иисусом Христом, когда после совершения Тайной Вечери Он, вместе с учениками, «воспевши» пошел на гору Елеонскую. Апостолы заповедовали употреблять Псалтирь в христианской молитве. Так, например, апостол Павел писал ефесянам: «Исполняйтесь духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5, 18 – 19). В богослужении Православной Церкви псалмы используются часто. Для удобства Псалтирь разделена на 20 отделов – кафизм. От недели Антипасхи до Сырной недели вся Псалтирь, по Уставу, прочитывается еженедельно. Во дни святой Четыредесятницы Псалтирь прочитывается за каждую седмицу дважды. Кроме кафизм на утреннем и вечернем богослужении употребляются следующие псалмы: на вечерне - 103 (предначинательный), 140, 141 и 129, на утрени – 19, 20, на шестопсалмии – 3, 37, 52, 87, 102, 142, на малом повечерии «покаянные» 50, 69, 142, на полунощнице – 50, 120, 133, на первом часе – 5, 89, 100, на третьем – 16, 24, 50, на шестом – 53, 54, 90, на девятом часе – 82, 84 и 85.

Толковательная литература на книгу Псалтирь. Святитель Афанасий Великий. Предуведомление и толкование на псалмы./ Творения, -М., 1994, -Т.4,

Святитель Василий Великий. Беседы на псалмы/ Собрание творений. - Т.5. - М., 1845. Святитель Григорий Нисский. О надписаний псалмов/ Творения, -М, 1862. -Ч.?.

Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. / Творения. - Т.5.

Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. - Киев, 1907.

Макарий (Макиенко), иером. Псалтирь в святоотеческой экзегетике. - Загорск, 1986. - машинопись.

Андреев В Д. Псалтирь. Ее содержание, изложение и состав. - М, 1915.

Арсений (Москвин), митр. Киевский. Толкование на первые 26 псалмов. - Киев, 1873.

Вишняков Н,, свящ. О происхождении Псалтири. — СПб, 1875.

Казанский П.С, проф. Изъяснение шестопсалмия. - М, 1894.

Льюис К, С. Размышления о псалмах./ пер. с англ. - машинопись.

Макарий (Васьков), иерод. Московский митрополит Филарет о мессианских пророчествах в Псалтири. - Загорск, 1960. - машинопись.

Маккензи Р.Л.Ф. Псалтирь./ пер. с англ. - Колленджвиль: " Литурджикал Пресс", б.г. -машинопись.

Никанор (Каменский), еп. Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетически - критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида. — Казань, 1901.

Никанор (Каменский), архиеп. Святой царь Давид, псалмы его и псаломские пророчества о Мессии. -Варшава, 1907.

Никольский В. О надписаниях псалмов. - М., 1882.

Павский Г, Обозрение книги псалмов. (Опыт). - СПб, 1914.

Палладий (Пьянков), еп. Толкование на псалмы. - Вятка, 1874.

Терновский Г., прот Изъяснение темных изречений в Псалтири (По руководству святых отцов). -М., 1981.

2). Пророчество св.пророка Даниила о седминах. В 9-й главе содержится третье видение, которое называется видением или пророчеством о семидесяти седминах. Начинается оно с того, что в первый год Дария Мидянина, то есть если под Дарием понимать Кира, то в тот год, когда исполнялось уже 70 лет вавилонского плена, Даниил молился Богу о народе израильском и о том, чтобы за грехи народа, Господь не продлил этого испытания, чтобы Он исполнил обещанное и в этот 70-й год вывел народ из плена и даровал им прощение. Когда он молился, ему явился архангел Гавриил и сказал: " Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" (Дан.9: 22-27).

Это пророчество о времени пришествия Христова. Под седминами традиционно всегда понималось семилетие, поскольку на семилетних циклах было основано круг праздничных лет. В тех же случаях, когда же Даниил говорит о днях, он это указывает. Таким образом, семьдесят седмин – это 490 лет.

С какого момента следует вести отсчет? С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима. Такой указ дан был Неемии Артаксерксом, в седьмой год правления последнего. По разным оценкам это или 458–457 годы до Р.Х., или 453, в зависимости от хронологии, которую мы примем.

Семь седмин даны на возрождение и восстановление Иерусалима, эта цифра не проверяется, мы плохо знаем, что происходило во времена после Неемии, и шестьдесят две до того, как помазан будет Святой святых. Всего 69 седмин, то есть 483 года до того времени, как явится Христос. Как мы помним из Евангелия, Христос крестился примерно в 15 год Тиберия Кесаря. Это если считать с начала его самостоятельного правления 29 год, а если считать с того времени, как он был соправителем Августа, то 27 год по Р.Х.. Посчитав, мы увидим, что пророчество достаточно точно сбылось.

Половина седмины, в течении которой утвердится завет, это 3, 5 года – время служения Спасителя. А затем говорится о народе, который придет и разрушит Иерусалим и храм, что исполнилось через 35 лет после распятия Христова, когда Тит пришел и разрушил Иерусалим. Причем жертва в Иерусалимском храме прекратилась не в момент разрушения, а еще во времена осады, потому что зилоты были слишком увлечены вопросами политическими, и им было уже не до богослужения.

Видение великой брани. И, наконец, последнее, четвертое видение – видение последних времен или видение великой брани, занимает последние три главы. Даниил постится в течении трех недель и, наконец, ему является Муж, который сообщает ему некоторое откровение. Если в первом видении ему явился ангел, то теперь, по мнению св. Ипполита Римского, " он видит Самого Господа, впрочем еще не как совершенного человека, а только являющегося в образе человека" [25, c.148].

В начале описываются будущие войны, победа Александра Македонского, по-видимому, над персидскими войсками, причем так и говорится: " Три царя восстанут в Персии, потом четвертый превзойдет всех великим богатством, и когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства Греческого" (Дан.11: 2). По-видимому, речь идет о Ксерксе, который действительно был четвертым и при нем начались персидские войны, и что результатом этого будет приход и победа греков, что и произошло при Дарии III. Затем описываются войны между лагидами и селевкидами. Здесь действительно многие детали этих войн достаточно точно предсказаны. И снова говорится о видении малого рога, видении нового царя, под которым мы уже неоднократно видели и Антиоха Епифана, и Антихриста: " И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. И всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам вождь завета. Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом" (Дан.11: 21-23). Это все пророчества о грядущих исторических событиях. В частности, здесь говорится: " В назначенное время опять пойдет он на юг; но последний [поход] не такой будет, как прежний, ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом, и возвратится, и озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святаго завета. И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения" (Дан.11: 29-31). Действительно, известно, что когда Антиох предпринял поход в Египет, туда же прибыл римский флот. Антиоху было указано, что ему не следовало бы нападать на союзников Рима, так что ему пришлось оттуда уходить. Свою досаду он потом выместил на других областях, вроде Иудеи.

После этого возвещается новая тайна грядущего беззакония. От Антиоха пророчество восходит к антихристу.

" И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех" (Дан.11: 36-37). Последние детали к Антиоху неприложимы, поскольку богов он усердно почитал.

И дальше говорится: " И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение" (Дан.12: 1-4).

Здесь мы видим многое из того, что в Новом Завете относится к последним временам. Сам Христос цитирует пророка Даниила и говорит: " Когда же увидите мерзость запустения, реченную Даниилом, стоящую, где не должно, все, находящиеся в Иудее да бегут в горы" (Мф.24: 15-16). И затем говорит о том, что будет скорбь такая, которой не было до того времени и не будет в те дни. Именно об этом здесь говорится и о том, что Антихрист будет иметь уста хульные и будет вести войну со святыми. Об этом говорится и в Апокалипсисе, так же, как и о том, что он будет брошен в горящее озеро.

По поводу печати блаженный Феодорит говорит следующее. " Положи, говорит, на книге печати неясности, и сделай ее не для всех явственной, " дондеже умножится ведение", и, по пророчеству, " наполнится вся земля ведением Господа, аки вода покрывает море" (Ис.11: 9). Благодать Божия Духа, по пришествии Спасителя, сняв печати сии, и неясное соделала для верующих ясным" [53, т.29, c.203–204].

И, наконец, Даниил говорит: " Я слышал это, но не понял, и потому сказал: " господин мой! что же после этого будет? " И отвечал он: " иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней" (Дан.12: 8-13).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.