Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы в книге пророка Амоса.






1. Пророк провозглашает абсолютный монотеизм и учит о Боге как единственном Творце Вселенной. В этом он – продолжатель Моисеевой традиции.

2. Развивая учение Декалога, Амос считает человечность и правду главным в служении Богу. Лишь одни обряды и жертвы не могут заменить добрых дел.

3. Пророк страстно обличает общественные язвы, видя в угнетении бедных оскорбление Бога.

4. Он рассматривает все народы как равные перед Творцом; предназначение же Израиля лишь увеличивает его ответственность в очах Божиих.

5. В кн. Амоса впервые появляется тема " Дня Ягве", то есть близкого и страшного Суда Господня, и в то же время выражается надежда на спасение " остатка Иосифова" (5, 15) и восстановление " скинии Давидовой" (9, 11).

День Ягве в изображении пророка. Суд Божийесть ответ святости Сущего на неправду человеческую. Вся проповедь пр. Амоса стоит под знаком ожидания этого Суда. Господь " многомилостив" (евр. рав хэс`ед), но Его правда рано или поздно проявляет себя.

Израильтяне верили в наступление " Дня Ягве", когда, как они надеялись, их царство станет славным и могущественным. В земном торжестве видели истинное благословение Божие. В каждой религии мы находим подобные взгляды. Хананеи и другие народы, окружавшие Израиь, смотрели на богов как на гарантов своего процветания. В этом отношении евреи не составляли исключения. Бог, Который явился бы лишь благоустроителем земной жизни, не мог быть истинным Богом Завета. Он не только обещает, но и требует. Конечная Его цель – не дарование побед, урожаев, благополучия, а создание " народа святого", Церкви, живущей по Его заветам. Поэтому люди жестоко ошибаются, когда ждут, что в День Ягве на них, как из рога изобилия, посыпятся дары Всевышнего: «Горе желающим Дня Господня!.. он тьма, а не свет». (5, 18)

Однако в пророчествах Амоса День Суда еще не имеет эсхатологического характера. Он является возмездием за зло в рамках конкретной истории: «Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф, воздвигну народ против вас, дом Израилев, И будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне». (6, 14).

Пророк не называет имени этого народа. Но скоро по всему Востоку пронесется страшное слово: ассирийцы. Быть может, пр. Амос в конце своей жизни стал свидетелем начала всеобщей катастрофы, когда непобедимые армии Ассура хлынули на юг и на запад, сжигая нивы и угоняя тысячи пленных. Предвидя это бедствие, пророк не считает его случайностью. Иго народа-поработителя открылось ему как историческая кара за грех: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую Именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля!.. Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия; Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, Едите лучших овнов из стада тельцов с тучного пастбища, Поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, Пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных и кончится ликование изнеженных». (6, 1, 3-7)

И все же нашествие врагов и плен не являются в глазах пророка самым тяжким бедствием. Страшнее всего – утрата милости Божией, удаление грешных от Его лица: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод – Не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, Ища слова Господня, и не найдут его». (8, 11-12)

Не следует думать, что пр. Амос хотел, чтобы предсказанное им совершилось. Он говорил не от себя, а повинуясь голосу Духа Божия, и при этом с тоской взывал: " Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? Он очень мал" (7, 2). Провидец оплакивал " деву Израилеву", которая повержена и некому ее поднять (5, 2). Он умолял людей: " Взыщите Господа – и будете живы! " (5, 6). И ему было открыто, что Суд Божий станет только вразумлением, а не гибелью.

В чем исключительное значение пророка? Пророчество о спасении. В видении (7, 3, 6) пророк узнает, что Господь сжалится над грешниками. Подобно тому как пастух " исторгает из пасти львиной две голени или часть уха" (чтобы отчитаться перед хозяином), так после бедствий будет сохранен некий остаток народа Божия.

Учение об " остатке" будет развито в пророчестве Исайи. Но сама мысль об уцелевшем ядре ветхозаветной Церкви уже присутствует у Амоса (5, 15). Она смягчает грозный тон всей его книги, эпилог которой (9, 11-15) дышит надеждой. Бог обещает, что падший шатер Давидов будет восстановлен, изгнанники возвратятся из плена и вновь застроят опустевшие города. Это произойдет во исполнение обетования, ибо слово Господне не может быть отменено.

В пророчестве о царстве Давида, объемляющем " все народы" (9, 12), ап. Иаков, Брат Господень, видел прообраз Вселенской Церкви, которая включает как иудеев, так и эллинов (Деян 15, 15-18).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.