Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преднаука и философия познания в античном мире (доклассический период).






Вообще в античной философии три этапа:

1. Досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до перелома 5 и 4 в. до н.э.);

2. Классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до конца 4 в. до н.э.);

3. Эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 – 6 в. н.э.).

Особенности:

1. Усложняется форма социально-экономической жизни, возникает рабство, отделение умственного труда от физического, возникают новые формы культурной жизни.

2. Развитие философии в условиях греческих полисов, где существует свобода слова, равенство перед законом развивается философия.

3. В IV в. царицей наук становится риторика – умение говорить, в силу возникновения новых потребностей в обществе.

4. Развитие в социально-политической жизни, что несет в себе новые требования.

5. Рациональное мышление.

На место представления о сверхъестественном, выступает поиск естественного первоначала. Таким первоначалом выступает понятие «субстанция». Философия способствует формированию и развитию количественного измерения мира (Пифагор: число правит миром).

Античные ученые выдвинули положение: научные знания должны быть обоснованными, доказательными, общезначимыми – это совокупность номологичности (дают самостоятельность науке).

Античная наука создала абстрактные объекты. Античные ученые работают не с реальными чувственными объектами, а с математическими моделями реальных объектов.

Древний Восток: Духовные размышления были только у свободных людей. У рабов не было такого приоритета (они думали как выжить). Жизнь и судьба. Философия удовлетворила религию.

Древняя Греция: Классическое понятие рабов и господ. Нет проблем с выживанием. Отношение к миру – натурфилософский (Что такое мир?). Подвижность населения, в отличие от Востока (там на одном месте сидели) была большой. Характер греков – пытливый, ищущий. Задавались вопросами: «Что такое мир? Как его познать?» Но, в их философии не было образов, одни понятия. Греки наблюдали за небом, пытались понять то общее, что объединяет все. Появились понятия, что уже ближе к науке. Они хотели увидеть умом, а не глазами.

Математика появилась тогда, когда число отделилось от предмета.

Пифагор: положил в основу мира числа и придал этому значение. Появилась магия цифр.

Фалес, Анаксемен, Героклит, Кренофан выработали понятие о четырех стихиях: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Стихию заменили средой. Нашли представление об атомах (предложили, что одинаковые атомы приобретают различные состояния в различных условиях).

Учение о всеобщей связи и изменении (диалектика о современном мире).

Сократы: Апории Зенона (про стрелу, черепаху и др.). Весь мир состоит из единства и движения, непрерывности и сглаженности. «Двигаться, значит быть в этом месте и не быть в этом месте» «Весь мир состоит из актов». Весь мир парадоксален и он не укладывается в обычном уме.

Софисты: Интересуются диалектической мыслью. Открытия:

1. Слова зависят от контекста, обладают смысловой гибкостью. Этой диалектикой можно овладеть только в споре. Оперировали только фактами, их изменениями. На смену констатирующих изменений пришло размышление.

2. Положили начало размышлению.

3. С помощью слов можно доказать все, что угодно.

Появилась магия слов.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.