Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Знание и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях.






Вопросы

К экзамену кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»

Составитель О.В. Коркунова, Ю.Н. Тундыков

    Стр.
1. Знание и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях…….  
2. Преднаука и философия познания в античном мире (доклассический период)………...  
3. Преднаука и философия познания в античном мире (классический период)…………...  
4. Преднаука в период Эллинизма и Рима……………………………………………………  
5. Преднаука и философия познания в Средние века………………………………………..  
6. Эпоха Возрождения как канун становления классической науки……………………….  
7. Мировоззренческие понятия пантеизма и деизма и их значение для становления научной картины мира (в философии Н. Кузанского, Б. Спинозы, Д. Бруно и других мыслителей и других французских просветителей 18 века)……………………………...  
8. Философия познания Ф.Бэкона и ее значение для превращения преднауки в науку, становления научной картины мира………………………………………………………..  
9. Философия познания Р.Декарта и ее значение для превращения преднауки в науку…..  
10. Становление классической науки (17 век)…………………………………………………  
11. Развитие естествознания в 17-19 веках…………………………………………………….  
12. Натурфилософия как предшественник и антипод научного знания о природе. Предопределение натурфилософии (19 век)……………………………………………….  
13. Достижения социально-гуманитарного знания в 17-19 веках……………………………  
14. Философия познания И Канта и ее значения для развития науки 18-19 вв……………..  
15. Система и метод Гегеля и их значение для развития науки 19 века……………………..  
16. Становление неклассической науки (втор половина 19 – нач. 20 веков)………………..  
17. Неклассическая и постнеклассическая наука в 20 веке…………………………………...  
18. Становление Российской науки и русская философия……………………………………  
19. Российская наука в конце 19 – начале 20 века…………………………………………….  
20. Особенности профессионального труда в науке. Социальная ответственность ученого и инженера…………………………………………………………………………………...  
21. Профессиональная этика ученого………………………………………………………….  
22. Наука как познавательная деятельность…………………………………………………...  
23. Наука как социальный институт……………………………………………………………  
24. Наука как особая сфера культуры………………………………………………………….  
25. Вклад позитивизма в становление философии науки…………………………………….  
26. Проблема опыта и истины в философии науки начала 20 века (Мах, Авинариус, Пуанкаре)……………………………………………………………………………………..  
27. Вклад неопозитивизма в развитии логики и методологии науки………………………...  
28. Концепция философии науки Т.Куна………………………………………………………  
29. Концепция философии науки К. Поппера…………………………………………………  
30. Развитие философии науки постпозитивизмом (И. Локатос, П. Фейерабент, М. Полани)……………………………………………………………………………………….  
31. Особенности научного знания. Наука и другие формы миропостижения (философия, искусство, религия)………………………………………………………………………….  
32. Роль науки в образовании и формировании современного человека……………………  
33. Структура эмпирического и теоретического знания……………………………………...  
34. Эксперимент и наблюдение…………………………………………………………………  
35. Гипотеза и теория……………………………………………………………………………  
36. Идеалы и нормы науки. Мотивация научной деятельности……………………………...  
37. Методы научного познания…………………………………………………………………  
38. Проблема классификации наук……………………………………………………………..  
39. Основные закономерности развития науки………………………………………………..  
40. Исторические типы рациональности (классическая, неклассическая, постклассическая)……………………………………………………………………………  
41. Саморазвивающиеся синергетические системы и стратегия научного поиска…………  
42. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира………………………  
43. Сциентизм и антисциентизм………………………………………………………………..  
44. Проблема смысла и сущности техники…………………………………………………….  
45. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания……………………………………………………….  
46. Проблема гуманизации и экологизации современной техники…………………………..  
47. Научная картина как предпосылочное знание…………………………………………….  
48. Гносеологические, логические и семантические основания науки. Языки науки………  
49. Научные традиции и научные революции…………………………………………………  
50. Философские проблемы социально-гуманитарных наук…………………………………  
51. Наука и лженаука……………………………………………………………………………  

Знание и познание (преднаука) в архаических культурах и ранних цивилизациях.

Человеческое познание возникло самим человеком. Животные опираются на инстинкт. Но человек добавляет к этому мышление и речь. Все истоки науки находятся в истоках человеческого восприятия мира. Знание о мире неотделимо от наблюдений о мире.

Типы знаний:

1 тип: нецеленаправленные;

2 тип: целенаправленные (любознательность, любопытство);

3 тип: в процессе материального произведения практики (мы преобразуем мир).

Формы некоторых орудий труда, украшений и т.д. появились на заре человечества, и изменились не значительно до наших дней. Процесс познания мира неотделим от человека.

Процесс познавания мира:

Неандертальцы – каменные орудия;

Мезолит (10-15тыс л.д.н.э.) – одомашнивание животных, культивирование растений;

Неолит (7-10тыс л.д.н.э.) – керамика, ткачество, первое разделение труда (сельское хозяйство отделилось от охоты и собирания);

Возросшая специализация способствовала разделению труда, появления первых металлических изделий, изделий из меди. Отделение торговли от сельского хозяйства – потребность в счете – математика.

Появились первые цивилизации, которые предполагают:

- развитый труд;

- наличие городов;

- частная собственность;

- социальное развитие.

Древняя Месопотамия. Это первая цивилизация, которая располагалась на территории Ирана. Вавилон просуществовал 15 столетий (новый способ записи речевой информации, графическое письмо (ИДЕОГРАФИЯ), до этого были рисунки, через 2000 лет изобрели алфавит, Вавилонские жрецы отличали звезды от планет, установили эклиптику, 12 созвездий, лунный календарь, солнечные часы, могли извлекать квадратный корень их чисел).

Древне-Египетская (солнечный день, 12 часов, 5 дней лишних);

Древне-Индийская (Земля имеет форму шара и вращается, пирамиды, Стоунхендж);

Древне-Киайская (анатомические знания).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.