Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация видов наблюдения

Контент-анализ

Контент-анализ (англ. «content-analysis») – анализ содержания.

Суть данного метода заключается в том, чтобы найти легко подсчитываемые признаки и свойства (например, частота использования определённых терминов), отражающие существенные стороны содержания документа. При этом содержание документа становится измеримым.

Контент-анализ является, прежде всего, количественным методом, предполагающим числовую оценку компонентов текста, дополняемую различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей.

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счёта, в качестве которых выступают отдельные слова (термины, имена людей, географические названия и т.п.), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки, точки зрения, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов и др.). Определение единиц счёта зависит от целей исследования.

Таким образом, основой контент-анализа является подсчёт встречаемости некоторых компонентов в анализируемом информационном массиве, дополняемый выявлением статистических взаимосвязей и анализом структурных связей между ними, а также снабжением их теми или иными количественными или качественными характеристиками. Отсюда понятно, что главная предпосылка контент-анализа – это выяснение того, что считать – иными словами, определение единиц анализа.

От единиц контент-анализа обычно требуется некоторая субъективная, зависящая от контекста значимость, то есть единицы анализа должны быть интересными для последующей интерпретации.

Конкретное разнообразие единиц контент-анализа практически безгранично, однако среди них можно выделить несколько основных типов. Самый простой вариант контент-анализа предполагает количественный подсчёт встречаемости слов в тексте.

  1. Наблюдение, классификация видов наблюдения.

Наблюдение – целенаправленное и систематизированное восприятие социального явления, черты которого, соответствующим образом классифицированные и закодированные, регистрируются исследователем.

Классификация видов наблюдения

По форме организации
Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам Неструктурированное наблюдение – проводится с пользованием лишь общего принципиального плана, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти
По степени включенности наблюдателя
Невключенное наблюдение – социолог не является участником происходящих событий Включенное наблюдение – социолог участвует в изучаемом событии, является членом группы, поведение которой он исследует
По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми
Скрытое наблюдение – проводится инкогнито, наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования Открытое наблюдение – проводится публично, предполагает оповещение наблюдаемых об организуемом мероприятии
По месту проведения
Полевое наблюдение – проводится в условиях, естественных для участников наблюдения Лабораторное наблюдение – организуется в специально подготовленном помещении
По регулярности проведения
Систематическое наблюдение – проводится регулярно по заранее разработанному плану Несистематические наблюдение – проводится без заранее составленного плана в течение неопределенного времени (разновидности: эпизодические и случайные наблюдения)
По длительности проведения
Кратковременное наблюдение – проводится на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами Долговременное наблюдение – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения (разновидности: панельное и лонгитюдное наблюдение)
По охвату
Сплошное наблюдение – исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов
По используемым средствам
Непосредственное наблюдение – социолог не употребляет технических инструментов, полагаясь только на свои органы восприятия (глаза и уши) Опосредованное наблюдение – социолог употребляет технические инструменты (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
  1. Самонаблюдение: метод экспертных оценок, достоинства и недостатки.

Один из методов экспериментальной психологии и психологии вообще, один из вариантов наблюдения; наблюдение за своими переживаниями, своим психическим состоянием, мыслями, восприятием и другими проявлениями психического.

Современная психология не отрицает значимости самонаблюдения, но отводит ему вспомогательную роль. Самонаблюдение в виде словесного отчета испытуемого после эксперимента или перед ним служит дополнительной информацией для дальнейшего совершенствования экспериментальных методов и фактически является не столько методом, сколько объектом исследования. Самостоятельного значения этот метод не имеет, так как результаты самонаблюдения невозможно ни доказать, ни опровергнуть, кроме того, следует иметь в виду, что, когда человек пытается заглянуть в себя, он все равно видит объективный мир, отраженный в его психике, а не сам мозг, его свойства и функционирование. Поэтому данные, полученные методом самонаблюдения, лишены научности в современном понимании.
Недостатки метода:
- трудно избежать субъективности,
- факт наблюдения за явлением влияет на протекание явления,
- естественные ограничения сознания не позволяют как правило одновременно и делать что-то, и наблюдать за этим деланием,
- не все оттенки собственных переживаний можно внятно описать.
Достоинства:
- " внутреннему взору" доступно многое из того, что недоступно стороннему наблюдателю,
- оперативность,
- гибкость.

  1. Основные способы отбора экспертов.

На способность эксперта строить прогноз оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы зависят от индивидуальных качеств эксперта, т.е. от его опыта, знаний, интеллекта, способности предвидеть будущее. Внешние факторы - это те, которые в значительной степени не зависят от личности эксперта, а определяются внешними условиями, ограничениями, например, степенью доступа эксперта к информации; правильностью постановки задаваемых вопросов; погрешностью модели опроса.

При отборе экспертов, как правило, необходимо руководствоваться следующими основными критериями:

1)степень компетентности эксперта. При ее оценке следует учитывать должностное положение эксперта, ученое звание, количество опубликованных работ, количество ссылок на эти работы;

2) стаж работ эксперта в области, связанной с объектом прогнозирования;

3) устойчивость взглядов кандидата в эксперты, умение отстаивать свои позиции и преодолевать ранее сложившиеся стереотипы;

4) способность к нелинейному мышлению, к рассмотрению проблемы с разных сторон, с разных позиций.

Из всего разнообразия методов отбора экспертов можно выделить:

а) документальный метод - предусматривает подбор экспертов с учетом их научных знаний, стажа работы, возраста, количества публикаций и ссылок на них, т.е. изучается вся документально подтверждаемая информация о кандидате в эксперты;

б ) экспериментальный метод - заключается в проверке эффективности работы эксперта в прошлом;

в) метод самооценки –эксперту предлагается самостоятельно оценить свою компетентность в области объекта прогнозирования;

г) методы голосования (имеют несколько разновидностей: прием исключения, попарное сравнение кандидатов, метод «приятелей»).

Прием исключения. Несколько специально подобранных выборщиков (специалистов) составляют предварительный список кандидатов. Организаторы изучают его, выделяя наиболее ценные кандидатуры.

Попарное сравнение кандидатов. Из предварительного списка берется произвольно два кандидата, и при сравнении один из них обязательно исключается.

Метод «приятелей» предполагает отбор экспертов из числа знакомых. Эксперты-выборщики предлагают свои кандидатуры, дальше эти кандидаты предлагают свои кандидатуры - нарастание числа потенциальных кандидатов происходит по принципу «снежного кома».

  1. Подготовка материалов исследования к обработке.
  2. Первичное измерение социальных характеристик.
  3. Методы анализа результатов исследований.
  4. Взаимосвязей между переменными.
  5. Исследование социальных конфликтов в сфере социального управления.
  6. Информационные технологии исследования социального конфликта.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Своеобразие музыкального искусства | Причины возникновения и последствия электромеханических переходных процессов. Простейшее определение устойчивости.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.