Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии применения права.






Стадии правоприменения – обособленные комплексы правоприменительных действий, направленные на обеспечение надлежащей реализации правовой нормы. Правоприменительный процесс можно условно поделить на четыре стадии:

· установление фактической основы дела;

· юридическая квалификация;

· принятие правоприменительного решения;

· исполнение правоприменительного акта.

Установление фактической основы дела заключается в исследовании фактов и обстоятельств, предусмотренных нормой права и являющихся юридически значимыми. По делу устанавливаются две группы фактических обстоятельств: о сновные, вытекающие из диспозиций норм материального права и непосредственно влияющие на юридическую оценку жизненной ситуации, и в спомогательные, не влияющие на квалификацию, но способствующие установлению истины.

Способом установления фактов является доказывание. Факты устанавливаются доказательствами, к которым предъявляются требования относимости (имеют отношение к делу), достоверности (истинности), допустимости (соблюдение правил получения доказательства) и полноты. Общеизвестные (землетрясение в конкретной местности) и преюдициальные ( установленные уже вступившим в законную силу решением суда) факты, факты, признанные другой стороной, не подлежат установлению с помощью доказательств.

Юридическая квалификация - это деятельность по сопоставлению установленных фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме. Правовая квалификация довольно часто предполагает не только юридическую, но и социально-политическую, а порой и нравственно-психологическую оценку деяния.

Принятие правоприменительного решения – основная стадия правоприменения, на которой объединяется информация о реальных фактических обстоятельствах, юридическая информация, зафиксированная в нормах права, и социальная информация. Предшествующие стадии направлены на принятие решения, влекущего для субъектов правоотношения юридические последствия.

На стадии исполнения решения контролируется достигнутый результат, проверяется правильность фактов и их квалификации, действий правоприменителя, определяются порядок выполнения решения и лица, ответственные за это. Без реализации принятого решения правоприменение не будет иметь смысла.


66. Акты применения права: понятие и классификация. Соотношение нормативно-правового акта, акта применения и акта толкования права.

Правоприменительный акт — это индивидуальный правовой акт, изданный на основании правовых норм и юридических фактов, определяющий права и обязанности конкретных субъектов. В его структуревыделяются следующие части: вводная (место и дата принятия, принявший орган, фабула дела); описательная (фактические обстоятельства, установленные по делу); мотивировочная (анализ доказательств, юридическая квалификация фактов, толкование нормы права); резолютивная (решение по делу).

Правоприменительные акты могут быть классифицированы по различным основаниям:

· в зависимости от субъектов - акты органов законодательной, исполнительной, судебной власти, акты контрольно-надзорных органов;

· по значению – основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения);

· по характеру регулятивного воздействия – правоустановительные (разрешение на право хранения и ношения оружия) и правоохранительные (постановление по делу об административном правонарушении);

· по способу выражения – акты-документы, акты-действия и акты-символы;

· по способу принятия – коллегиальные и единоначальные;

· по времени действия – однократного (наказание) и длящегося действия (выплата пенсии).

Сходства нормативно-правовых и правоприменительных актов состоят в том, что они издаются государственными органами, обязательны для исполнения, имеют определенную форму и принимаются по установленной процедуре. Существенные различия между данными актами состоят в том, что нормативный акт регулирует общие отношения, является источником права, распространяет своё действие на неопределенный круг лиц, является актом многократного применения, и может иметь только письменную форму. Все эти признаки отсутствуют у правоприменительного акта, распространяющего своё действие на конкретных лиц и действующего однократно.

Сходство актов толкования и правоприменительных актов заключается в том, что они издаются государственными органами, обязательны для исполнения, принимаются в соответствии с определенной процедурой, влекут юридические последствия и являются вспомогательными по отношению к закону. Содержание интерпретационного акта – это нормативные или индивидуальные разъяснения нормы права, и поэтому он, в отличие от правоприменительного акта, не регулирует конкретные правовые отношения, а является способом уточнения содержания государственно-властного веления.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.