Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование воздействия на климат






Механизмы регулирования воздействия на климат установлены Киотским протоколом к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В данном международном документе установлены:

• количественные обязательства по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов;

• механизмы контроля над выполнением этих обязательств;

• экономические «механизмы гибкости».

Киотский протокол предполагает использование трех экономических механизмов. Предполагается, что полученный от участия в экономических механизмах доход создаст реальный источник прямых иностранных инвестиций для разработки и реализации проектов по охране окружающей среды, внедрению энергосберегающих технологий и замещению ископаемого топлива возобновляемыми энергоисточниками, что охватывает три приоритетных направления устойчивого развития страны.

Механизм «международной торговли выбросами парниковых газов» предполагает передачу (продажу) избыточных единиц установленного количества выбросов парниковых газов (далее – ЕУК) одной страны другой стране в обмен на финансирование или другие экономические выгоды. Право на продажу ЕУК принадлежит государству, которое является Стороной Конвенции об изменении климата. Возможность торговли выбросами на уровне предприятий возможна в случае распределения квот на выбросы парниковых газов внутри страны. Поскольку в Республике Беларусь отсутствует внутренняя система распределения квот на выбросы парниковых газов, то международная торговля выбросами может осуществляться только государством. При этом средства от торговли могут поступать непосредственно в государственную казну или в специальный фонд. Дальше других в регулировании рынка квот на выбросы парниковых газов пошли страны Евросоюза. С 1 января 2005 г. здесь действует Схема торговли выбросами (EU ETS), в рамках которой предприятиям и компаниям-эмитентам устанавливаются ограничения на выбросы углекислого газа в виде квот (сертификатов-разрешений на выбросы). При этом эмитентам разрешается свободно продавать и покупать квоты на рынке, а также инвестировать средства в проекты по сокращению выбросов и увеличению стоков парниковых газов в других странах–участницах Киотского протокола, засчитывая полученные по этим проектам сокращения выбросов (увеличения стоков) в счет выполнения своих обязательств. Эта система охватывает более 15 тыс. предприятий и компаний в 23 странах. Аналогичные схемы регулирования парниковых выбросов внедряются и в странах, не присоединившихся
к Киотскому протоколу. Например, в 25 штатах США реализуются программы ограничения выбросов парниковых газов, а в Чикаго еще в 2003 г. начала работу первая в мире климатическая биржа (Chicago climate exchange). Соответствующая программа принята и в Австралии.

Второй механизм – «совместного осуществления» – ориентирован на передачу образовавшихся единиц сокращения выбросов парниковых газов (ЕСВ) иностранному инвестору. Участие в данном механизме могут принимать страны из списка Приложения I Киот­ского протокола, в который входит и Республика Беларусь. В данном механизме государство уполномочивает предприятие, на котором реализуется проект совместного осуществления, передать ЕСВ по договору иностранному инвестору, принимающему участие в финансировании проекта совместного осуществления. Участвовать
в механизме «совместного осуществления» имеют право отдельные предприятия разной формы собственности при условии прохождения проекта через независимую международную экспертизу и получения одобрения от государства. Средства от продажи ЕСВ могут поступать непосредственно на счет предприятия, которое реализует проект совместного осуществления.

Третий механизм – «чистого развития» – аналогичен механизму «совместного осуществления». В нем Республика Беларусь или ее предприятия выступают в качестве инвестора в проекты по сокращению выбросов (или повышению стоков) парниковых газов в странах из списка Приложения II к Конвенции об изменении климата, в который входят развивающиеся страны. В этом случае Республика Беларусь как страна Приложения I к Конвенции сама может выступать в качестве покупателя углеродных единиц сертифицированных сокращений выбросов.

Сегодня Республика Беларусь не превышает свою национальную квоту по выбросам парниковых газов и, следовательно, теоретически может принимать участие в установленных Киотским протоколом рыночных механизмах по передаче квот на выбросы (ст. 6 и 17) в качестве продавца. Однако реально реализовать свое право продавца квот на выбросы парниковых газов Республика Беларусь сможет после определения национальной квоты на выбросы.

На основе международно-правовых документов в Республике Беларусь ведется активная нормотворческая деятельность в области правового обеспечения использования механизмов Конвенции об изменении климата и Киотского протокола. В частности, утверждены программные документы: Стратегия снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в Республике Беларусь на 2007–2012 годы, План мероприятий по реализации положений Киотского протокола на 2005–2012 годы. Создана и действует Государственная комиссия по проблемам изменения климата, учрежден Национальный реестр углеродных единиц Республики Беларусь. Разработаны и приняты положение о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, положение о национальной системе инвентаризации парниковых газов, положение о порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов совместного осуществления. Постановлениями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждены Инструкция о порядке формирования и ведения Национального реестра углеродных единиц Республики Беларусь, Инструкция о порядке проведения комплексной оценки предложений о реализации проектов совместного осуществления, Инструкция о порядке ведения учета предложений о реализации проектов совместного осуществления.

Важнейшим условием реализации положений международных соглашений в области охраны климата является сбор информации о состоянии климатических ресурсов, в рамках которого формируется государственный климатический кадастр. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О гидрометеорологической деятельности» государственный климатический кадастр представляет собой систематизированный свод данных, основанный на гидрометеорологической информации о совокупности атмосферных условий (температура воздуха, облачность, атмосферное давление, направление и скорость ветра, количество осадков и т. п.), характерных для определенной территории в силу ее географического положения, меняющихся в течение года, варьирующих в определенных границах от года к году, но незначительно меняющихся от одного многолетнего периода к другому. Порядок ведения государственного климатического кадастра, а также состав его данных и порядок их предо­ставления определяет Совет Министров Республики Беларусь. Ведение государственного климатического кадастра относится к работам общегосударственного значения в области гидрометеорологической деятельности, осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Государственный климатический кадастр включает в себя систематизированную совокупность значений климатических характеристик, статистически полученных из многолетнего ряда метеорологических наблюдений, проводимых на стационарных пунктах гидрометеорологических наблюдений. На основании анализа значений климатических характеристик, составляющих государственный климатический кадастр, проводится оценка климата, в том числе выявление климатических особенностей.

Данные государственного климатического кадастра используются для:

• учета значений климатических характеристик при планировании деятельности отраслей экономики и рационального размещения производительных сил;

• агроклиматического районирования, размещения сельскохозяйственных культур, планирования агротехнических меро­приятий;

• промышленного, транспортного, энергетического, водохозяйственного и гражданского строительного проектирования, планировки и застройки населенных пунктов;

• разработки государственных стандартов на технические изделия, спецодежду, нормы топлива и других государственных и ведомственных нормативов;

• проектирования оздоровительных учреждений, биоклиматического обоснования зон отдыха и туризма;

• разработки мероприятий по охране атмосферного воздуха от загрязнения и по оздоровлению окружающей среды;

• оценки изменений климата, в том числе и под влиянием антропогенных факторов;

• ведения других государственных кадастров природных ресурсов;

• иных нужд в случаях, предусмотренных законодательством.

Данные государственного климатического кадастра относятся к гидрометеорологической информации общего назначения.

В целях выполнения обязательств Республики Беларусь по ежегодной разработке и представлению отчетности по Рамочной конвенции ООН об изменении климата ведется государственный кадастр антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов (государственный кадастр парниковых газов), который представляет собой систематизированный свод документально подтвержденных сведений об источниках выбросов, а также поглотителях парниковых газов, отражающий их динамику. Государственный кадастр парниковых газов предназначен для анализа и прогнозирования выбросов и поглощения парниковых газов, организации системы государственного контроля за выбросами и поглощением парниковых газов. Данный кадастр содержит информацию о выбросах и поглощении парниковых газов с прямым и косвенным парниковым эффектом, а также о любых других газах, решение по которым принято на Конференции Сторон Конвенции об изменении климата и позволяет учитывать источники выбросов парниковых газов, от которых они поступают в атмосферный воздух. Сведения государственного кадастра парниковых газов основаны на данных инвентаризации парниковых газов, которая представляет собой сбор, обработку, хранение и анализ данных, необходимых для оценки, расчета или измерения фактических выбросов и поглощения парниковых газов. Организацию и координацию функционирования системы инвентаризации парниковых газов и ведения государственного кадастра парниковых газов осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.