Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право лесопользования






Под лесопользованием в законодательстве понимается использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях. Право лесопользования можно определить как совокупность правовых норм, определяющих условия и порядок пользования лесными ресурсами, с учетом необходимости обеспечения неистощительного многоцелевого лесопользования, охраны и воспроизводства лесов и других природных объектов.

Право лесопользования может быть классифицировано на общее и специальное. В качестве общего лесопользования можно рассматривать предусмотренное ст. 42 ЛК право граждан свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных мероприятиях.

Право специального лесопользования возникает в разрешительном или договорном порядке, носит строго целевой характер, является платным. Статья 47 ЛК устанавливает обязанность лесопользователей использовать участки лесного фонда в соответствии с целями, для которых они предоставлены. В соответствии с действующим законодательством специальное лесопользование является платным. Исключение составляет пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и учебно-опытных целях; заготовка древесины при проведении лесохозяйственных работ, а также побочное лесопользование, осуществляемые юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, лесохозяйственная деятельность финансируется из средств бюджета (ст. 35, 92, 94 ЛК). Согласно ст. 94 ЛК законодательными актами могут предусматриваться иные льготы по платежам за лесные пользования. Размер платы за лесопользование определяется по таксам либо по договорным ценам.

С учетом значения лесов как источника различных ресурсов можно выделить следующие виды права лесопользования:

пользование растительными ресурсами леса, в том числе заготовка древесины, древесных ресурсов (живицы, второстепенных лесных ресурсов – пней, корней, бересты, новогодних елок, еловой серки и др.) и иных растительных ресурсов леса (побочное лесопользование – заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, дикорастущих, в том числе лекарственных, растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота);

пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, при этом лесное законодательство регламентирует лишь порядок использования лесов, в то время как законодательство об охране и использовании животного мира регулирует вопросы непосредственного пользования объектами животного мира;

использование лесных ресурсов невещественного происхождения (пользование лесом в научно-исследовательских, учебно-опытных, культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях).

Согласно ст. 1 ЛК лесопользователями являются юридические или физические лица, которым в установленном законодательством порядке предоставлено право пользования лесом (лесными ресурсами). Обращает на себя внимание неточность данной формулировки, поскольку лесопользователями могут быть также граждане, осуществляющие право общего лесопользования без предоставления им участка лесного фонда. Субъекты права лесопользования могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, в зависимости от предмета пользования правомерно выделение пользователей древесиной, отпущенной на корню, живицей, второстепенными лесными ресурсами, побочными ресурсами леса, иными полезными свойствами леса. Однако наиболее существенное значение имеет их деление на две группы: субъекты, наделенные правом ведения лесного хозяйства (юридические лица, ведущие лесное хозяйство), и иные лесопользователи.

Право специального лесопользования возникает на основании:

• решения компетентного государственного органа о предоставлении участков лесного фонда в пользование (ст. 40 ЛК);

• договора аренды, концессии, безвозмездного пользования (ст. 40, 45, 451 ЛК; ст. 51 Инвестиционного кодекса);

• протокола о результатах торгов, который может иметь силу договора либо выступать в качестве способа заключения договора (ст. 44 ЛК);

• лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета, выдаваемых юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство (ст. 43 ЛК).

Деятельность по заготовке и переработке древесины осуществляется юридическими лицами при наличии лицензий, выдаваемых Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (ст. 38, 45 ЛК).

Согласно ст. 41 ЛК право лесопользования возникает на основании решений компетентных органов государственного управленияпри предоставлении участков лесного фонда в следующих целях:

• в научно-исследовательских, учебно-опытных целях с правом ведения лесного хозяйства либо без права ведения лесного хозяйства – на основании решения Совета Министров либо Министерства лесного хозяйства соответственно;

• для заготовки древесины и живицы – в порядке, определяемом Правилами отпуска древесины на корню в лесах Республики Беларусь и иным законодательством;

• для нужд охотничьего хозяйства юридическим лицам – на условиях договора безвозмездного пользования или аренды на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты, кроме того, предусматривают возможность предоставления безвозмездного пользования охотничьими угодьями государственным природоохранным учреждениям, лесохозяйственным организациям Управления делами Президента Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь;

• в культурно-оздоровительных, туристических, спортивных и иных рекреационных целях – на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по представлению юридического лица, ведущего лесное хозяйство.

Статья 45 ЛК предусматривает, что участки лесного фонда предоставляются лесопользователям в аренду на основании решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых по согласованию с Министерством лесного хозяйства или по результатам лесных аукционов. При этом согласно Положению об аренде участков лесного фонда, арендодателями являются юридические лица, ведущие лесное хозяйство. Данная норма вступает в противоречие со ст. 25, 34 Закона «О местном управлении и самоуправлении» а также ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», которые наделяют местные Советы депутатов правом распоряжения природными ресурсами на соответствующей территории путем предоставления их в порядке, установленном законодательством, юридическим и физическим лицам, а исполнительные комитеты – правом заключения договоров с юридическими и физическими лицами, контроля за охраной и использованием природных объектов,
а также решения вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Договор концессии участков лесного фонда как основание возникновения права специального лесопользования заключается концессионным органом – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления. Второй стороной договора (концессионерами) могут выступать национальные инвесторы – юридические лица частной формы собственности либо юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности составляет не более 25 %, и иностранные инвесторы (ст. 52, 59 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь). Концессионер определяется путем проведения конкурсов или аукционов. В соответствии со ст. 57 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь, пользование природными ресурсами, основанное на договоре концессии, осуществляется в соответствии с законодательством об этих природных ресурсах с учетом норм о концессиях. ЛК устанавливает, что перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки концессии определяются в соответствии с законодательством об инвестиционной деятельности. Данный подход обоснованно был подвергнут критике в литературе, поскольку отношения лесопользования, в том числе на условиях концессии, в своей содержательной части являются природоресурсными (лесными) и, следовательно, должны быть урегулированы специальным (лесным) законодательством.

Статья 40 ЛК предусматривает возможность пользования участками лесного фонда на основании договора безвозмездного пользования. Данный договор заключается при предоставлении участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемого по согласованию с Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (ст. 41 ЛК). Возможность заключения договора безвозмездного пользования предусмотрена также Порядком предоставления участков лесного фонда юридическим лицам для лесопользования в научно-исследовательских и учебно-опытных целях и пользования этими участками (сторонами данного договора являются Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь и юридические лица) и Правилами заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования (договор заключается между юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство, и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования в промысловых целях).

Согласно ст. 44 ЛК право лесопользования может возникать по результатам лесных аукционов. Необходимо отметить, что лесным законодательством подробно урегулирован лишь порядок проведения аукционов по продаже древесины на корню и в заготовленном виде.

Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и лесным законодательством предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (кроме заготовки дров физическими лицами для собственных нужд; рубки древесно-кустарниковой растительности в пределах полос отвода существующих железных и автомобильных дорог, трасс нефтепроводов, линий электропередачи и связи, иных коммуникационных линий и каналов, просек и площадок государственной геодезической сети в процессе их эксплуатации). Следует отметить, что ранее перечень лицензируемых видов лесопользования был значительно шире и включал заготовку древесины, живицы, древесных соков, промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации.

Иные виды лесопользования лицензированию не подлежат, однако для осуществления права лесопользования для нужд охот­ничьего хозяйства необходимо получить лицензию на ведение охотничьего хозяйства.

Исходя из ст. 43 ЛК, осуществление права специального лесопользования, связанного с заготовкой древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочным лесопользованием, допускается только на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета. Эти документы предоставляют право пользования участками лесного фонда, в частности, лесорубочный билет – на рубку древостоя, ордер – на рубку части древостоя или отдельных деревьев, лесной билет – на заготовку живицы, второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование (ст. 1 ЛК).

Право специального лесопользования прекращается по основаниям, предусмотренным в ст. 50 ЛК. Среди таких оснований можно выделить возникающие на основе правомерных и неправомерных действий лесопользователей. К первой группе относятся:

• отказ лесопользователя от права пользования участками лесного фонда;

• истечение срока лесопользования;

• возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, проживающих в зоне ведения работ, связанных с лесо­пользованием;

• возникновение аварий, стихийных бедствий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

• изъятие в установленном порядке земельных участков, относящихся к землям лесного фонда для государственных и общественных нужд;

• ликвидация юридического лица, которому участок лесного фонда был предоставлен в пользование.

Право лесопользования прекращается согласно ст. 50 ЛК в случаях совершения лесопользователем неправомерных действий:

• нарушение требований, изложенных в договоре аренды участка лесного фонда, концессионном договоре, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете, лицензионных требований и условий;

• систематическое (более двух раз) нарушение лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды;

• систематическое (более трех месяцев в течение года) невнесение платы за пользование участками лесного фонда;

• невыполнение лесовосстановительных, лесозащитных и противопожарных работ, а также несоблюдение правил пожарной безопасности.

Кроме того, в соответствии с упомянутой статьей ЛК прекращение права лесопользования возможно при прекращении действия специального разрешения (лицензии), что, исходя из норм законодательства о лицензировании, может иметь место как в случае совершения лицензиатом правонарушения, так и в иных предусмотренных случаях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.