Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологическое значение законов и категорий философии в развитии общенаучного знания






 

Формирование научного мировоззрения неизбежным условием предполагает понимание объективных законов функционирования и развития природы и общества. Принципы, законы, категории философии лежат в основе научной картины мира, материалистического понимания природы и общества. В процессе познания мира следует уделять большое внимание методологической функции философского мировоззрения, практическому ее использованию в научной работе и практике. Будучи всегда определенным итогом практической и познавательной деятельности людей, мировоззрение выполняет известную ориентирующую, методологическую функцию в развитии науки и практики. «Там, где дело идет о понятиях, – писал Ф. Энгельс, – диалектическое мышление приводит по меньшей мере к столь же плодотворным результатам, как и математические выкладки» [10, с. 408.].

Методологическое значение принципов, законов и категорий философии в развитии научного знания, в разработке научных теорий и гипотез трудно переоценить. Возрастание роли науки в жизни общества ведет к усилению значения развивающихся научных понятий, в которых аккумулируются знания человека об окружающем мире. Без понятий и категорий, в которых закрепляются результаты познания, и которые служат «инструментом» для более глубокого проникновения в сущность и закономерность развития природы и общества, немыслимо мышление и познание. По этому поводу В.И. Ленин писал: «Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений etc.) означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира» [8, с.161.].

Движение познания к общему, существенному невозможно без категорий, понятий, без создания научной картины мира. Понятия – результат обобщения опытных данных, практического овладения миром, результат длительного развития человеческого познания. Среди всех понятий науки особое место занимают философские категории, осуществляющие методологические и логические функции, играющие роль опорных пунктов всякого познания. Каждый человек, осознанно или неосознанно, мыслит с помощью таких философских категорий, как материя, сознание, движение, пространство, время, содержание и форма, сущность и явление, необходимость и случайность, причина и следствие, возможность и действительность и т.д.

Категории философии – это понятия, отражающие наиболее общие свойства и связи явлений материального мира. Они позволяют мышлению расчленять как материальный мир, так и составляющие его явления, выделять в них существенные стороны и познавать окружающую действительность во всем многообразии присущих ей закономерных связей. Ленин справедливо характеризовал философские категории как опорные пункты познания, как «узлы» в сети объективного мира и практической деятельности, благодаря которым становится возможным видение мира в его закономерно обоснованном состоянии движения, развития.

Человеческое познание основывается не только на накоплении данных практики, наблюдений и эксперимента, но и на их обобщении, для чего необходимо теоретическое мышление, которое опирается на философские категории и законы, на общенаучные и частнонаучные понятия. В каждой науке есть свои основные, фундаментальные понятия, которые могут играть роль как частнонаучных, так и общенаучных понятий. Философские категории служат методом познания для всех наук и в этом смысле являются общенаучными понятиями. Но не все общенаучные понятия являются философскими понятиями и категориями. Философские понятия несут универсальную методологическую нагрузку во всех частных науках именно потому, что они раскрывают наиболее существенные, содержательные отношения объектов бытия и мышления. Поэтому все более глубокое проникновение идей научной философии в другие науки есть одновременно условие умножения и повышения эффективности нового научного знания.

Успехи теоретического мышления неразрывно связаны с развитием философских категорий. Развитие философских категорий происходит на материале тех новых данных о свойствах объективного мира, которые выражаются в новых научных понятиях, возникающих в частных науках. Философия всегда играла роль науки, осуществляющей категориальный синтез в специальных науках и участвующей в формировании научной картины мира. Объект познания у всей современной науки, в том числе и у научной философии, один – это природа, общество и мышление. Общее и особенное в самом объекте познания взаимосвязаны, значит, и науки, изучающие это общее и особенное, должны быть взаимосвязаны, что обусловливает необходимость союза философии и частных наук.

Общий для науки объект познания расчленяется частными науками на отдельные части, стороны, отношения и т.д. Но для того, чтобы создать единую научную картину мира, реконструировать в знании объект познания, необходимо связать те фрагменты научного знания, которые даются этими науками. Синтез научной картины мира, предметов различных отраслей науки в нечто целостное происходит в результате взаимодействия самих частных наук, но он не может быть плодотворным, если в нем не участвует научная философия. Так, анализируя причины кризиса в физике на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, В.И. Ленин указывал, что преодоление этого кризиса возможно только в том случае, если естествоиспытатели откажутся от метафизического стиля мышления и станут на позиции диалектики, родившейся в лоне философии. Он писал: «… без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» [ 9, с. 29-30.].

Все вышесказанное можно отнести и к другим специальным наукам, в частности гуманитарным, где стихийный материализм при незнании диалектики ведет к идеалистическим взглядам. Не случайно весь домарксовский материализм находился на идеалистических позициях во взглядах на общество. Как подчеркивал Ф. Энгельс, к диалектическому пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому фактами естествознания. Однако без знания материалистической диалектики, без понимания законов диалектического мышления путь проникновения диалектики в специальные науки долог и мучителен, он осуществляется «… не прямо, а зигзагами, не сознательно, а стихийно, не видя ясной своей «конечной цели», а приближаясь к ней ощупью, шатаясь, …» [ 5, с. 332.]. Путь развития современной науки связан с сознательным и широким использованием диалектико-материалистической философии.

Философские категории и законы содействуют естественнонаучному познанию, являясь методологической базой, обеспечивающей выбор наиболее правильных общих путей научного поиска, верных ориентиров развития естественнонаучных теорий. Сознательно используя категориальный аппарат философии, ученый получает возможность более правильно оценивать направления развития научного знания в своей области, объяснять и предвидеть появление новых областей и результатов исследования. Материалистическая диалектика выступает прежде всего как логика и методология естественнонаучного познания, как система важнейших теоретико-познавательных принципов. Пользуясь диалектико-логическим методом, философ может подметить односторонность и ограниченность применяемого в частной науке подхода и подсказать пути его совершенствования. Более того, философ в состоянии выявить возможные общие пути развития специально-научных понятий и теорий, пользуясь богатой методологической базой диалектических категорий.

При этом не следует забывать, что влияние философии и конкретных наук взаимно. Формулирование наиболее общих философских принципов и закономерностей возможно только на основе активного привлечения данных конкретных наук. Опираясь на новые знания, полученные естественными и общественными науками, обобщая их, философия тем самым обогащает как содержание своих традиционных категорий, так и пополняется новыми категориями. Исходя из этого, следует использовать в познании тесные контакты философии с дисциплинами конкретно-научного направления и, в первую очередь, с профилирующими предметами, что в перспективе может вырабатывать способность продуктивного сочетания универсальных и конкретных методов познания действительности.

Открытие и формулирование законов природы, общества и мышления является одной из важнейших задач познания. Это определяется тем, что для успешной практической деятельности необходимо иметь научную картину мира, в том числе и самого процесса познания. Знания же приобретают научную форму с открытием законов явлений и процессов действительности. На их основе разрозненные представления о внешних признаках и отдельных свойствах явлений приводятся в систему теоретических взглядов. Законы науки являются главным элементом структуры научной теории. Знание законов позволяет перейти от внешнего, поверхностного к глубинному, существенному, необходимому, что дает возможность понять механизм связи отдельных сторон действительности и тенденцию их изменения. В.И. Ленин в «Философских тетрадях» отмечал: «Абстракция материи, закона природы … одним словом, все научные … абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» [6, с. 152]. «Бесконечная сумма общих понятий, законов etc. дает конкретное в его полноте» [7, с. 252]. В.И. Ленин указывал, что законы есть форма отражения природы в познании человека.

На основе знания законов природы, общества и мышления имеется возможность разрабатывать методологию научного исследования. В связи с этим следует особо подчеркнуть значение законов диалектики в познании. Эти законы, будучи всеобщими, формулируют основные методологические принципы. На их основе создается диалектико-материалистическая гносеологическая концепция, с позиций которой организуются и оцениваются все знания. С точки зрения этой концепции законы науки выступают своего рода узловыми пунктами познания. Методологическую роль в познании практически выполняет любой закон науки, поскольку он служит основой последующих исследований.

Овладение законами природы дает возможность использовать ее силы в интересах общества. Особенно велико значение для практической деятельности людей знания законов общества. Законы общества, являясь объективными, проявляют себя через деятельность людей. И если люди не знают требований законов их собственной деятельности или не могут их использовать в интересах общества, то эти законы господствуют над ними как стихийные силы. Познав эти законы, люди могут направлять свои действия в соответствии с их требованиями. В таком случае ускоряется процесс общественного развития.

Несмотря на некоторые несущественные различия в определении понятия закона, суть его сводится к следующему. Закон есть философская категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, повторяющихся, общих устойчивых при определенных условиях связей или отношений явлений, вещей, процессов действительности или их сторон, выражающих их самоорганизацию, порядок или последовательность изменения и развития.

Сложнее дело обстоит с определением понятия закономерности. При раскрытии понятия закономерности необходимо подчеркивать его общность с категорией «закон», так как закономерность отражает объективную, существенную, повторяющуюся связь. Закономерные связи свойственны явлениям массового порядка, как в природе, так и в обществе, и выражают регулярность, последовательность и повторяемость их отношений и зависимостей.

Закономерности характеризуют функционирование и развитие общественно-экономических формаций в период их становления. Они отражают существенные стороны экономических, политических, социальных, духовных и иных отношений в обществе. Понятие «закономерность» имеет и другое значение. Оно употребляется в смысле признания того, что в основе всех процессов мира лежат объективные законы, что мир не есть хаос и случайное скопление предметов, а представляет собой взаимодействующие друг с другом системы. В этом взаимодействии обнаруживаются определенная упорядоченность, устойчивость отношений. Закономерный – значит «законом меренный», то есть действующий на основе законов. В таком смысле употребляется данное понятие в следующем высказывании В.И. Ленина: «Мир есть закономерное движение материи, и наше понимание, будучи высшим продуктом природы, в состоянии только отражать эту закономерность» [4, с.174].

Признание универсальной закономерности мира является важным положением материалистической философии. Оно основано на принципах материального единства мира, развития и детерминизма и подтверждается данными естественных и общественных наук. Это взгляд на мир ориентирует ученых на открытие существенных, необходимых связей и отношений в различных формах движения материи и исследование их особенностей. Данное обстоятельство ставит проблему выявления специфики детерминации в социальной форме движения материи и определения законов общества с учетом этой специфики.

Общество представляет собой наивысшую из развивающихся систем действительности. Оно характеризуется особой структурой и специфическим типом взаимодействия составляющих ее элементов. Исходным и главным элементом общественной системы является общественный человек. Взаимодействуя с другим важным элементом этой структуры – орудиями труда, люди обретают общественную сущность, объединяются в различные производственные и социально-политические группы, характер и тип которых определяется уровнем производительных сил. Основу общества как системы представляет производство материальных благ, поскольку общество может существовать и развиваться лишь на основе трудовой деятельности в результате преобразования предметов природы.

В процессе материального производства общественной жизни люди вступают в разнообразные связи, характеризующие их отношение к природе, друг к другу, к результатам своей деятельности, к различным общественным институтам и т.д. Все эти связи можно классифицировать по определенным признакам: по своей субстанциональной природе – на материальные и духовные; по содержанию видов деятельности людей – на технологические, экономические, социальные, политические и пр.; по роли в строении общественной структуры – на функциональные и генетические и т.д. Каждый тип общественных связей, выражающих существенные стороны общественной структуры, образует определенную подсистему или сферу общественной жизни.

При этом надо отметить, что структурные элементы в обществе – это совокупность общественных отношений – материальных и идеологических, вещных и духовных, сложное взаимопереплетение которых и составляет специфику общественной системы. Вся совокупность исторически определенных общественных отношений, выросших на основе определенного способа производства материальных благ, выражается в понятии общественно-экономической формации. Каждая формация, несмотря на только ей присущие особенности в структурных связях, выражающих специфический характер ее законов, имеет также общеисторические связи и элементы.

Данное обстоятельство и дает основание определить законы общества как законы, отражающие объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся при определенных условиях связи, выражающие общественный характер отношений между людьми, а также между теми или иными сторонами общественной жизни как результатами их деятельности. Эти законы характеризуют общество как целостную систему, отличную от других систем, а также связь сторон различных типов общественных отношений.

Общество существует и развивается на основе определенных законов, имеющих свои особенности, которые выражаются в особом типе связи материальных и идеологических отношений, объективного и субъективного, вещного и духовного, в способах их познания и использования, в логико-гносеологической структуре их формулирования и т.д. Изучение специфики законов общества имеет большое значение для дальнейшего развития социально-гуманитарных наук. Оно позволяет более четко определить границы возможностей этих наук и обусловить успешное выполнение задач объяснения и предвидения общественных явлений и процессов, а также разработку методов управления ими.

Контрольные вопросы

 

1. Как понимается закон в широком смысле?

2. В чем выражается методологическая функция философии?

3. В чем заключается взаимосвязь философии с естественными науками?

4. Охарактеризуйте специфику общественных законов.

5. Что дает изучение законов и категорий философии?

 

Литература

1. Алексеев, П.В. Теория познания и диалектика /П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М., 1991.

2. Аристотель. Категории /Аристотель. – М., 1939.

3. Левин, Г.Д. Философские категории в современном дискурсе /Г.Д. Левин. – М., 2007.

4. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Полн. собр. соч. – Т.18. – С.174.

5. Ленин, В.И. Материализм и эмпириокритицизм //Полн. собр. соч. – Т.18. – С. 332.

6. Ленин, В.И. Философские тетради //Полн. собр. соч. – Т. 29. – С.152.

7. Ленин, В.И. Философские тетради //Полн. собр. соч. – Т. 29. – С.252.

8. Ленин, В.И. Философские тетради //Полн. собр. соч. – Т. 29. – С.161.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 45. – С. 29-30.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 20. – С. 408.

11. Микешина, Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов /Л.А. Микешина //Вопросы философии. – 2001. - № 4.

12. Степин, В.С. Теоретическое знание /В.С. Степин. – М., 2000.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.