Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Действительности






 

Отличительной особенностью человека как представителя биологического вида Homo sapiens является наличие сознания. Оно прошло длительную эволюцию развития в процессе антропогенеза. Сознание является высшей формой отражения действительности. Под отражением понимается взаимодействие двух или нескольких материальных объектов, результатом которого является изменение структуры, функций, поведения взаимодействующих объектов.

Отражение является универсальным свойством мира. Оно развивалось от неживого к живому. Отличие этих видов отражения заключается в том, что в области неживого взаимодействие всегда является непосредственным, контактным. На уровне живого отражение может приобретать новые формы, предполагающие не контактное взаимодействие, а опосредованное.

Начальной формой перехода от неживого к живому выступает активность простейших организмов (амеб, инфузорий) в виде реакции раздражимости. Более высокая форма отражения возникает у высокоорганизованных животных (семейство кошачьих, псовых, парнокопытных и пр.) в процессе формирования нервной системы в виде психического отражения. Здесь уже становится возможным опережающее отражение. Академик П.К. Анохин показал, что все живое потому только и может выжить, что умеет предвосхищать изменение условий окружающей среды. На базе психического отражения формируется сознание как высшая форма отражения.

Относительно сущности сознания существуют различные точки зрения. Объективные идеалисты (Платон, Г. Гегель) утверждали, что сознание, разум существовали всегда как некая духовная субстанция, независимая от нашего сознания, порождающая все существующее.

Субъективный идеализм (Д. Юм, Э. Мах) отождествлял мир с сознанием человека, с его ощущениями, утверждая первичность сознания по отношению к миру.

Вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт) предельно упрощали сущность сознания и характер его взаимосвязи с материей. Согласно их представлениям, мозг продуцирует сознание так же, как печень – желчь.

Материализм рассматривает сознание как свойство материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В.И. Ленин, вслед за крупными учеными, подчеркивал, что сознание является свойством высокоорганизованной материи – мозга. Он указывал, что логичным будет предположить в самом фундаменте материи нечто роднящее всю материю с ощущением. Это свойство он называет отражением. Сознание вторично в смысле своего содержания. Оно может лишь комбинировать отражение реальности.

Содержание нашего сознания идеально. К. Маркс определял идеальное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Особенностью отражения является то, что образы не всегда совпадают с реальностью. В этом есть и определенное достоинство. Каждый видит мир по-своему, определяя богатство красок, тонов, нюансов.

Сознание – это субъективный образ объективного мира, выражающийся в активном, целеполагающем, творческом характере отражения действительности. Сознание субъективно по форме и объективно по содержанию. Это означает, что человек, с присущими ему особенностями, отражает объективный, независимый от нашего сознания мир. В этом определении фиксируются и основные свойства сознания. Активность сознания выражается в том, что человек не просто приспосабливается к миру, как животные, а активно преобразует его в соответствии со своими потребностями. Если животное действует по упрощенной схеме «стимул – реакция», то человеческая деятельность основывается на более сложной схеме активности «цель – средство – результат».

Целеполагающий характер человеческого сознания выражается в способности человека конструировать цели, как определенный план предстоящих действий. По словам К. Маркса, даже плохой архитектор имеет преимущество перед пчелой, создающей соты как «шедевры» архитектуры, в том, что прежде чем создать даже плохое сооружение, он поставит цель, создаст его умозрительную модель в своей голове, в то время как пчела делает это инстинктивно.

Творческий характер сознания связан с умением изобретать что-то новое, решать старые проблемы новым, нетрадиционным способом. В отличие от человека, у животного преобладает репродуктивный тип поведения. Для изучения психики обезьян их помещали на плот, находящийся на воде, разжигали на плоту огонь и показывали обезьяне, что надо его тушить водой из бочки, находящейся на плоту. Обезьяна повторяла действия людей. Когда вода в бочке заканчивалась, а огонь еще не был потушен, обезьяна, как правило, не догадывалась зачерпнуть воду из водоема и продолжать тушить огонь. Она лишь повторяла поведение человека, не проявляя изобретательности.

Каковы предпосылки возникновения сознания? Об этом ведет речь Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Первым шагом на пути к формированию сознания он указывает тот факт, что обезьяна по каким-то причинам спустилась с дерева, встав на задние конечности. Вертикальная походка способствовала тому, что высвобождались передние конечности для самых разнообразных операций. Это вело к усложнению организации конечностей и постепенному изменению морфологии мозга, поскольку трансформация одной части тела неизбежно приводит к изменению других частей тела.

Другим моментом в генезисе сознания Энгельс считает применение в пищу термически обработанного мяса, в котором содержался фермент, изменяющий структуру мозга. У первобытного существа формируются способности мозга, позволяющие изготавливать элементарные орудия труда. Труд является важнейшим фактором формирования сознания человека. С усложнением видов труда становится недостаточным обмениваться информацией посредством нечленораздельных звуков, жестов, мимики. Как указывал Энгельс, у древних людей возникла острая необходимость что-то сказать друг другу. Так формируется вторая сигнальная система и связанная с нею речь.

Таким образом, в процессе формирования сознания можно выделить два фактора – биологический и социальный. Биологический фактор заключается в изменении структуры мозга. Социальными факторами являются труд и речь.

Основой сознания, способом его реализации является мышление. Мышление заключается в целенаправленном обобщенном опосредованном отражении человеком существенных свойств и отношений вещей, в постановке проблем и их реализации, в творческом созидании новых идей. Для мышления характерна духовная деятельность, направленная на исследование объектов реальности. В этом процессе основным является анализ объектов реальности, вслед за которым идет объединение тех или иных сторон реальности, или синтез.

Мышление проявляется в форме понятий. В истории философии при исследовании мышления традиционно выделяются в нем рассудок и разум. И. Кант понимал рассудок как способность образования понятий, суждений, правил, а разум – как способность продуцирования метафизических идей. У Г. Гегеля рассудок выступает как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению, которая является предварительным условием высшего, разумного, конкретно-диалектического понимания.

Рассудочное мышление – это мышление, предполагающее способность оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Рассудок подчиняется правилам, которые можно сформулировать в логике. Именно рассудок ответствен за аналитическую деятельность. Когда рассудок сталкивается с противоречиями, попадает в тупик. Реальность полна противоречий, ей присущи противоположности. Разрешение противоречий требует разрыва правила. Это не под силу сделать рассудку. Разрешать противоречия – это функция разума, присущая только человеку. Если рассудок способен оперировать готовым знанием, то разум инициирует творчество нового знания. Опираясь на рассудок, разум синтезирует результаты познания, выступает как творческая познавательная деятельность, раскрывающая сущность действительности.

По своей структуре сознание неоднородно. Ядром сознания, как указывал еще К. Маркс, являются знания об окружающем мире и о себе. Мы вычленяем себя из окружающего мира. Примерно с трех лет ребенок начинает различать свое «Я». Каждую личность определяют знания, мысли, чувства, эмоции. Самосознание – это осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя. Мерой и исходным пунктом отношения человека к самому себе являются другие люди.

 

Контрольные вопросы

 

1. Охарактеризуйте известные Вам концепции возникновения сознания.

2. Охарактеризуйте предпосылки возникновения сознания.

3. Назовите основные свойства сознания.

4. В чем выражается диалектика рассудка и разума?

5. Какая форма отражения присуща высокоорганизованным животным?

6. Как Вы себе представляете эволюцию сознания человека в будущем?

7. В чем заключается сущность самосознания?

 

Литература

1. Буева, Л.П. Общая теория сознания /Л.П. Буева, В.Л. Райков //Вопросы философии. – 2001. – № 12.

2. Дубровский, Д.И. Проблема идеального /Д.И. Дубровский. – М., 1983.

3. Жаров, А.М. Материя и сознание: Учебное пособие /А.М. Жаров. – СПб., 1994.

4. Жуков, Н.И. Проблема сознания: Философский и специально-научный аспекты /Н.И. Жуков. – Мн., 1987.

5. Книгин, А.Н. Философские проблемы сознания /А.Н. Книгин. – Томск, 1999.

6. Молчанов, В.И. Исследования по феноменологии сознания /В.И. Молчанов. – М., 2007.

7. Патнэм, Х. Философия сознания /Х. Патнэм. – М., 1999.

8. Прист, С. Теория сознания /С. Прист. – М., 2000.

9. Райл, Г. Понятие сознания /Г. Райл. – М., 2000.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.