Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет философии, специфика, функции






 

Философия, как теоретическая форма мышления, возникла в Древней Греции в 6 веке до н. э. «Философия» в переводе с греческого языка обозначает «любовь к мудрости». Впервые этот термин применил известный древнегреческий мыслитель Пифагор. Первым выделил философию как науку другой известный античный философ Платон. Философия изучает наиболее общие закономерности развития природы, общества и мышления.

Согласно принципу детерминизма (причинной обусловленности происходящего), философия имела определенные предпосылки возникновения. Отметим важнейшие из них.

1. Наличие абстрактного мышления.

2. Система накопленных знаний.

3. Разделение общества на классы, а также последующее разделение труда на умственный и физический.

Именно в античном обществе наличествовали все эти предпосылки. Обособленно они существовали и раньше, но слились воедино только с возникновением первого классового общества – рабовладельческого. В первобытном обществе, особенно на начальных стадиях его существования, конечно, не могло быть речи о философии. Мышление первобытного человека длительное время оставалось конкретным. Но на стадии разложения родовой общины человек уже был способен мыслить абстрактно. Помимо этого он обладал и достаточно богатым багажом накопленных знаний. И все же в тот период философия не могла сформироваться, поскольку члены общины были заняты напряженным трудом, что не оставляло времени для занятия философией.

Только с появлением классов происходит разделение труда на умственный и физический, и возникает возможность для определенной части общества заняться философской рефлексией. К этой категории относились, как правило, представители имущих сословий, способные для такого рода деятельности, для которых были созданы все материальные условия.

Философия имеет три основных статуса. Она является 1) наукой, 2) историческим типом мировоззрения, 3) формой общественного сознания.

Вопрос о причислении философии к науке до сих пор остается дискуссионным. Существуют две противоположные аргументации, которые отказывают философии в этом статусе. Первая аргументация основывается на переоценке роли философии. Согласно ей, если считать философию наукой, это, значит, отождествлять ее с другими науками. Эта невилировка недопустима, поскольку философия выше всех других наук по своему значению. Вторая аргументация базируется на недооценке роли философии. В частности, позитивизм считает, что достаточные знания о мире могут дать естественные науки. Роль философии они сводят к выяснению логического смысла языка конкретных наук, его логическому анализу.

Обе точки зрения являются односторонними. Взаимосвязь философии и частных наук не исключает ценности каждой из них как науки. Между ними существует тесная связь и взаимодействие. Взаимосвязь философии с частными науками выражается в том, что философия вооружает их всеобщими методами познания действительности. В свою очередь, философия использует конкретные данные частных наук, на основе анализа которых формулирует и выводит всеобщие закономерности, раскрывает сущность бытия на уровне глубинных взаимосвязей. Как и любая другая наука, философия предполагает поиск истины. Она удовлетворяет и другим критериям научности знания – имеет логически строгий, доказательный характер.

Как историческому типу мировоззрения философии предшествуют мифология и религия. Они пытаются ответить на многие вопросы, которые составляют предмет философии. Но решение этих вопросов осуществляется специфическими познавательными приемами, средствами, отличными от философских. Религия и мифология представляют собой фантастическое отражение в сознании человека предметов и явлений действительности. Философия стремится к адекватному отражению мира. Существует различие между ними и по форме. Форма религиозного и мифологического выражения – чувственно-конкретная – обращена не к уму, а к сердцу человека. Форма философии, как и форма науки, является абстрактно-понятийной. Она излагает свой предмет в понятиях, абстракциях, в форме определенной системы. Философия по отношению к религиозному и мифологическому мировоззрению выступает высшим типом мировоззрения.

В качестве формы общественного сознания философия отражает природное и общественное бытие на уровне его сущностных взаимосвязей, на уровне всеобщих законов. Что такое закон? Закон – это устойчивая, повторяющаяся, необходимая, существенная связь явлений действительности. Законы подразделяются на частные, общие и всеобщие. Частные законы функционируют в локальной системе. Общие законы действительны для ряда систем. Всеобщие законы универсальны. Они применимы ко всем сферам бытия. Именно эти законы являются предметом изучения философии. Отличием философии от частных наук является то, что она не касается деталей в изучении явлений мира, выявляя и анализируя только всеобщие свойства и связи предметов. Понятия и законы, с которыми имеет дело философия, отличаются всеобщностью охвата действительности. Философские понятия имеют абстрактный, всеобщий характер и называются философскими категориями.

Особенностью философии античности является то, что ее предмет являлся предельно широким. В тот период не существовало отдельных наук. Все человеческие знания концентрировались в рамках философии – медицинские, исторические, физические, биологические и т.д. Это имело как положительное, так и отрицательное значение. Положительный момент заключается в том, что при подобном подходе сохранялась целостность отражения мира, поскольку мир не был поделен в познании на отдельные сферы, области. Недостатком является то, что широта охвата действительности нередко сказывалась на глубине отражения. Формирование и отпочкование наук от философии происходит постепенно по мере развития потребностей человека. Предмет философии сужается и становится собственно философским.

Фактически все науки имеют различные разделы знания. Например, физика подразделяется на механику, оптику, ядерную физику и пр. Психология дифференцируется на общую, профессиональную, возрастную. Философия в этом отношении также не составляет исключения. Ее основными разделами являются гносеология (учение о познании), онтология (учение о бытии), социальная философия (учение о наиболее общих закономерностях развития общества), история философии (рефлексия философии на содержание прошлого и настоящего философского знания), аксиология (учение о ценностях).

Помимо разделов существует немало родственных философии дисциплин, которые тесно взаимосвязаны с ней – теоретическая социология (наука о закономерностях развития социальных систем), этика (наука о морали), эстетика (наука о прекрасном), религиоведение (наука о религии как сложном социальном явлении и религиозных учениях).

Философия имеет широкий круг проблем. Среди всех вопросов стержневым является основной вопрос философии, поскольку от его решения зависит подход ко всем другим философским проблемам. Основной вопрос философии имеет две стороны – онтологическую и гносеологическую. Онтологическая сторона решает вопрос о сущности мира, иными словами, что первично: материя или сознание и дух? В зависимости от ее решения философы делятся на два основных философских направления – материализм и идеализм. Материалисты в основе мира утверждают материю.

Материализм прошел в своем развитии следующие этапы:

1. Стихийный материализм древних греков (Фалес, Анаксимен, Демокрит, Гераклит).

2. Вульгарный материализм (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт) огрублял основные принципы материализма, упрощенно рассматривая взаимосвязь материи и сознания.

3. Метафизический материализм (Л. Фейербах) сочетал материалистические идеи с метафизическим методом познания.

4. Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) соединил диалектический метод познания и материалистические воззрения.

Идеалисты не едины в своих взглядах, различаясь на объективных и субъективных. Объективные идеалисты в основе мира признают некое духовное начало, существующее независимо от человеческого сознания (Платон, Г. Гегель). Субъективные идеалисты считают мир порождением сознания, совокупностью ощущений человека (Д. Юм, Э. Мах). Крайним выражение субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому, весь мир, в том числе и люди, являются продуктом сознания одного субъекта.

Материализм и идеализм представляют собой монистические концепции, поскольку признают одно начало в основе мира. Между позицией материализма и идеализма находятся дуалисты, признающие в основе мира одновременно два начала – и материю, и сознание как независимые друг от друга сущности (И. Кант, Р. Декарт).

Вторая, гносеологическая сторона решает вопрос о возможности достижения абсолютной истины в познании мира. В зависимости от ее решения мыслители делятся на гностиков и агностиков. Гностики считают, что человек способен познать мир и отразить его таким, каким он является в действительности. Такая позиция свойственна всем материалистам. Объективные идеалисты также положительно могут отвечать на этот вопрос.

Агностики отрицают полностью или частично возможность адекватного познания мира. Субъективные идеалисты мотивируют тем, что человек как в скорлупе замкнут в своих ощущениях, не может выйти за их пределы, а потому не может знать, что лежит вне нашего сознания и ощущений. Немецкий философ И. Кант частично отвергает познаваемость мира, формулируя понятие «вещь в себе». Согласно ему, человек может познать только явления, выступающие как внешнее выражение сущности вещей. Сама же сущность, которая и является «вещью в себе», скрыта от нас и непостижима.

Философия играет важную роль, как в жизни отдельного индивида, так и в жизни общества в целом. Можно выделить следующие функции философии:

1. Мировоззренческая функция выражается в способности отражать мир как некую целостность.

2. Гносеологическая функция, иными словами – познавательная функция.

3. Методологическая функция связана с тем, что философия создает универсальные, всеобщие методы познания для всех наук. Это касается, в первую очередь, диалектического метода познания.

4. Логическая функция способствует выработке последовательного, непротиворечивого мышления. Одновременно происходит формирование понятийного аппарата человека. Не случайно говорится: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

5. Духовно-формирующая функция касается духовного мира человека. Именно философия помогает преодолеть излишнюю приземленность, прагматизм человеческого бытия, заставляет задуматься об истинных ценностях бытия.

6. Аксиологическая функция тесно связана с предшествующей функцией. Она реализуется в ходе решения философских проблем ценностного характера – о смысле жизни, о назначении человека и т.д.

7. Идеологическая функция заключается в отражении классовых интересов на характере философствования.

8. Прогнозирующая функция дает возможность делать долгосрочные прогнозы в развитии природной и социальной действительности. Это обусловлено тем, что философия изучает наиболее общие законы развития. Законы имеют свойство повторяться. Зная, что какое-то событие имело место в опыте человека, можно предвидеть, каким образом оно повторится на определенном витке развития.

9. Эвристическая функция выражается в содействии открытиям и изобретениям. Философская методология является своеобразным компасом, ориентиром в мире научных изысканий.

 

Контрольные вопросы

1. Что изучает философия?

2. Назовите предпосылки возникновения философии.

3. В чем заключалась главная особенность античной философии?

4. Что объединяет все исторические типы мировоззрения?

5. Каков характер взаимосвязи философии с другими науками?

6. Перечислите разделы философии и родственные дисциплины.

7. Какая функция присуща только философии?

Литература

1. Белов, М.В. Философия философии: (Самоопределение философии в акте рефлексивного мыследействия) /М.В. Белов. – Пермь, 2003.

2. Иванова, Р.И. Философия как вид духовного производства и потребления /Р.И. Иванова. – Красноярск, 2001.

3. Кувакин, В.А. Что такое философия? /В.А. Кувакин. – М., 1989.

4. Никифоров, А.Л. Природа философии: Основы философии /А.Л. Никифоров. – М., 2001.

5. Рассел, Б. Проблемы философии /Б. Рассел. – Новосибирск, 2001.

6. Тюгашев, Е.А. Феномен философии: рефлексия дискурса /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск, 2008.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.