Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение. Тема:«Породы, слагающие земную кору»

05.09.2013

Класс

Тема: «Породы, слагающие земную кору»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

· обучающая: формировать у учащихся представление о разнообразии горных пород и их типах, способах их образования и использовании человеком, понятие о типах и строении земной коры; формировать умение классифицировать горные породы по происхождению, различать некоторые из них по образцам;

· развивающая: содействовать развитию у учащихся воображения и памяти, навыков грамотного формулирования вопросов, продолжить формирование умения использовать иллюстрации как источник новых знаний и умения графически представлять информацию;

· воспитательная: прививать интерес к знаниям о Земле, воспитывать чувство прекрасного в отношении окружающего мира.

Форма проведения: эвристическая беседы с элементами сюжетной игры

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный метод с элементами эвристической беседы

Оборудование: учебники, коллекция горных пород, графическая наглядность, «Наглядный словарь Земли», иллюстрации

Ключевые понятия: магма, земная кора, магматические, осадочные и метаморфические горные породы, океанический и материковый типы земной коры

Ход урока:

I. Оргмомент (2 мин)   проверка готовности уч-ся к уроку, формулировка целей II. Повторительно-обучающая работа (12 мин):   · Вопросы: - Назовите части внутреннего строения Земли - Коротко охарактеризуйте строение ядра. - Что такое литосфера? - Что представляет собой астеносфера и земная кора? ! (развитие навыков грамотного формулирования вопросов) · Тестовые вопросы, составленные учащимися (по 5 вопросов).     III.Изучение нового материала (25 мин): Вступительное слово: ! (создание ситуации интереса к теме – демонстрация иллюстрации)   Конечно, всем знакома сказка «Белоснежка и семь гномов». Вспомните: какой работой занимались гномы?.. [демонстрация статуэтки гномика] Один из них пришел к нам в гости, чтобы поделиться своими знаниями о горных породах земной коры, показать их образцы   Основная часть: Тема сегодняшнего урока «Породы, слагающие земную кору» · Земная кора сложена разнообразными минералами и горными породами. В природе существует несколько тысяч видов минералов и горных пород, каждый из них по-своему прекрасен. Посмотрите… ! (формирование наглядных образов, воспитание чувства прекрасного к окружающему миру) [демонстрация иллюстрации из наглядного словаря стр. 22-23 и учебника стр. 68-69].   · актуализирующая беседа (повторение изученного в курсе «Вселенная» - межпредметные связи) Что называется магмой? В переводе с греческого языка «густая мазь».   ! (формирование представлений и умения классифицировать горные породы по происхождению, различать некоторые из них по образцам) 1. Когда магма по трещинам устремляется вверх к поверхности Земли, но не выходит на поверхность, то в глубине земной коры из ее вещества, застывая, образуется определенный тип горных пород. Какой? Найдите и зачитайте в учебнике … [стр. 69 – выборочное чтение]   [по ходу объяснения – демонстрация образцов коллекции горных пород, иллюстраций] Примеры: гранит, базальт. Они твердые и тяжелые. [учебник: рис. 53 стр.68] ! (формирование умения графически представлять информацию) Но встречаются и другие типы горных пород. Представим это в виде модели … [совместно с учащимися создание графической модели на доске на листе бумаги маркером; примеры записываются последовательно после изучения и наглядного представления]   · Под воздействием выветривания, действия тепла и холода, влаги, воздуха, живых организмов горные породы постоянно разрушаются. Распадаются на обломки (если вода попала в трещины горных пород, а ночью замерзла – породы растрескиваются, откалываются) разной величины. Измельчаясь, они переносятся текучими водами, ледниками, ветром – осадочные обломочного происхождения. Примеры: песок, глина. Органического происхождения – из-за накопления остатков растений и животных. Примеры: мел, ракушечник (панцири мельчайших или более крупных водорослей и раковин), торф. Химического происхождения – в результате выпадения из водных растворов (соленого моря, в котором испарилась за млн. лет вода) Пример: каменная соль. [учебник: рис. 53 стр.68, рис. 54 стр. 70] Дополним нашу модель…   · Осадочные и магматические под толщей новых пластов пород (давление) и высокой температуры преобразуются в метаморфические породы: происходит волшебство – процесс «метаморфизации». [постановка проблемного вопроса; выборочное чтение: учебник: стр.71] Что означает это слово? Найдите и зачитайте в учебнике… Примеры: гранит гнейс; мел, ракушечник мрамор. [учебник: рис. 53 стр.68, рис. 55 стр. 71]   Отобразим это в модели…   2. Рассмотрим строение земной коры ! (формирование понятия средствами наглядности) [на доске создание схематического рисунка, демонстрация рис. из наглядного словаря стр. 12-13]   · фронтальная эвристическая беседа [постановка проблемных вопросов на основе рисунка] - В чем отличие типов земной коры? - Большинство каких пород слагают земную кору? - Какие породы встречаются в нашей местности? - По вашему мнению, где используются горные породы человеком? Обобщим: большинство горных пород и минералов человек использует в строительстве, как топливо, для получения металлов, в искусстве для создания скульптур; драгоценные камни – в качестве украшений. · индивидуальный опрос ! (воспитание чувства прекрасного к окружающему миру) [привлечение дополнительной информации (опережающее задание) ]; [ демонстрация иллюстраций, бус из поделочного камня, талисманов] IV.Закрепление нового материала (3 мин): · фронтальная беседа: - Какие виды горных пород мы сегодня изучили? - По какому принципу их подразделяют? ! (развитие навыка грамотного формулирования вопросов, активизация мыслительной деятельности учащихся) Теперь вы сформулируйте вопросы, которые мог бы задать вам гном о том, что мы сегодня узнали на уроке… V. Д/з (3 мин): § 19, пр.р – стр. 72, № 2! (пояснение) · Подведение итогов [оценка знаний и деятельности учащихся на уроке) · Рефлексия       готовность к уроку, восприятие целей   фронтальная беседа     отвечают пройденному материалу   работа в парах, ученики выступают в роли учителя: тест составлен дома каждым учеником (обмениваются тетрадями – письменно отвечают – проверяют) выборочно зачитываются вопросы для всего класса   воспринимают иллюстрацию   ? опираясь на знания из жизни отвечают на вопрос (В земной коре добывали минералы и драгоценные камни)   записывают в тетрадь   работают с учебником: визуально воспринимают иллюстрации     ? осмысляют, опираясь на прошлые знания, отвечают на вопрос (магма – расплавленная огненная масса, насыщенная газами, водой);   ? работают с учебником, зачитывает один из учащихся (магматические породы) рассматривают образцы коллекции, анализируют рисунок в учебнике   изображают модель в тетрадях, заполняя усвоенную информацию по руководством; записывают примеры в тетрадь воспринимают и осмысливают информацию     рассматривают образцы коллекции, работают с учебником: анализируют рисунки     работа в тетрадях: дополняют модель, заполняя усвоенную информацию; записывают примеры     ? работают с учебником, зачитывает один из учащихся (с греческого «преобразование»)   рассматривают образцы коллекции, работают с учебником: анализируют рисунки работа в тетрадях: дополняют модель, заполняя усвоенную информацию; записывают примеры     учащиеся визуально воспринимают, осмысливают информацию; изображают рисунок в тетради   анализируют рисунок ? (материковая – трехслойная, океаническая – двухслойная) (магматических) рассуждают, опираясь на знания из жизни, отвечают на вопросы   сообщение ученика, получившего задание предварительно     ? отвечают на вопросы, пользуясь моделью из тетради   Осмысляют изученное, формулируют вопросы и отвечают на них   записывают в дневник   оценивают свое настроение и деятельность на уроке (самооценка)  

Приложение

 

Дополнительная информация

(краткая информация сообщения учащегося):

 

Люди слагали различные легенды, приписывали камням целебные свойства, магическую силу, использовали их в качестве талисманов, связывали с ними древние обычаи. В Древнем Риме существовал обычай: в дни большой радости и счастья класть на полку куски снежно-белого мрамора, чтобы в конце года подсчитать эти дни чистой радости и сравнить их с количеством черных камней, которыми отмеряли дни тяжелого горя и несчастья. На могилу близких людей римляне клали самый чистый белый мрамор без точек и трещинок. Одними из таких надгробий является дворец в Индии – Тадж-Махал (древний правитель построил в честь умершей при родах жены), скульптура А. Линкольна из мрамора.

Самый большой из медицинских папирусов Древнего Египта содержит следующие сведения о камнях: красным камнем лечить кровь и раны; зеленым и голубым – глаза; желтым – печень и желудок.

Графическая модель

 

 

Автор-составитель: учитель географии высшей категории

Прилуцкая Светлана Викторовна

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Название | Ответственность сторон и порядок разрешения споров.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.