Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 3 страница. Союз с арамейцами распался как только исчезла ассирийская угроза






Союз с арамейцами распался как только исчезла ассирийская угроза. Раздражен­ные тем, что Рамоф Галаадский в северном заиорданьи находился в арамейских

12 J.Bright, " History", p.240 n. 34, в настоящее время отрицает свою раннюю позицию (2nd ed. [1972], р.236 п. 36), поддерживающую мнение Albright (" Жертвенная стела воздвигнутая Венададом I Дамасским богу Меркарту", BASOR 87 [1942]: 28) о том, что Хададезер было личным именем царя, а Венадад было его тронным именем. D.J. Wiseman (DOTT, р.48) назы­вает Хададезера возможным приемником Венадада. M.Black следует за Wiseman (DOTT, p.240) и приводит основные возражения против точки зрения Albright, признавая, однако, тот факт, что Мелкартова стела говорит в пользу отождествления Венадада и Хададезера.

9 Зак. 3667

 

 

248 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

руках, Иосафат и Ахав пошли войной на неназванного арамейского царя, по-види­мому Венадада I (22.1-4). Профессиональные пророки единодушно предрекали успех. Седекия, сын Хенааны, даже сделал себе железные рога, символизирующие военную мощь, которой Израильтяне прогонят сирийцев (ст. 11). Проявление пророческого символизма (в который пророки облекали свои сообщения, давая им реальное существование и думая тем самым гарантировать их выполнение) оказались лишь благими помыслами, т.к. не имели за собой Божественного авторитета. Как будет видно в дальнейшем, истинные пророки иногда также пользовались пророческим символизмом, но лишь в ответ на повеление Божие, а не как средство влияния на Его действия.

Один лишь Михей, который часто раздражал Ахава мрачными пророчествами (ст.8), видел истинный исход сражения - поражение Израиля и смерть царя13. Как Илия на Кармиле, Михей доказал, что меньшинство может быть правым, даже если оно представлено одним человеком, слышавшим слово Божие. Имя Михея стоит в одном ряду с именами Моисея, Самуила, Нафана, Илии, Амоса и Иоанна Крестителя, ибо он был человеком, бесстрашно объявлявшим царю Божественную истину, не думая о возможном наказании.

Случайная стрела, выпущенная сирийским лучником, доказала правоту Михея и ошибочность бойких оптимистов (ст.34-40). Ахав был убит, однако Иосафат был пощажен, возможно ввиду того, что он сохранил верность Господу и продолжал реформы Асы. Он оценивается автором положительно, однако отмечены две слабые стороны его духовности: сохранение " высот" вне Иерусалима и мирные отношения с порочным Ахавом (ст.41-46).

Несмотря на политическое мастерство и гениальность в достижении выгодных союзов, последнее поражение Ахава было не самым крупной его неудачей. На моави-тянском камне (ок.830 г.), Меса, царь Моавитянский, хвастает решительной победой, которая положила конец годам угнетения Амврием и его сыном. " Израиль, - воскли­цает он, - погиб навсегда" 14. Ахав был занят Ассирией и Арамом, а потому ослабил свой контроль над южным заиорданьем, способствуя, таким образом, поражению, нанесенному сыну Ахава Иораму и его союзнику Иосафату мстительным Месой (ст.4-27)15.

Вопиющее противодействие Иезавели израильской вере. Ахав и сам по себе представлял бы угрозу для израильской традиции, основанной на Завете. По своей природе он был оппортунистом и имел мало убеждений или сомнений. Однако он был не одинок. Бок о бок с ним была Иезавель, которая коварно использовала все свое влияние, чтобы принести как можно больший вред израильской вере. Как и ино­племенные жены Соломона, она оставалась в своей языческой вере, поддерживая ее в широком масштабе. Когда пророки Яхве воспротивились ее языческим обрядам, она

13 Первый ответ Михея был утвердительным (ст. 15), однако Ахав, по-видимому, почувст­

вовал неуверенность или сарказм, потому что он потребовал правдивого ответа (ст. 16). См. S.J.

DeVries, " Prophet against Prophet" (Grand Rapids: 1978).

14 См. перевод и обсуждение E.Ullendorf, DOTT, pp. 195-98.

15 Как и израильятне, Меса приписывал свои победы и поражения гневу или расположе­

нию своего бога. Хамос, которому он, вероятно, приносил человеческие жертвы, часто упоми­

нается в Ветхом Завете (Числ.21.29; 3 Цар.11.7; 4 Цар.23.13; Иер.48.46). Наличие израильских

жервенников Хамосу можно рассматривать как религиозный компромисс.

 

 

РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (3 ЦАР. 12.1 -4 ЦАР. 18.12) 249

принялась беспощадно их уничтожать. Предусмотрительность слуги Ахава Авдия, преданного поклонника Господа, спасла сто пророков, однако, очевидно, многие погибли (3 Цар.18.3 и далее).

Приложив все усилия для подавления активности истинных пророков, Иезавель пригласила к своему двору сотни лжепророков, поклоняющихся Ваалу и Астарте (ст. 19). Такое рвение, проявляемое с самых высот государства, представляло собой огромную угрозу для исторической веры Израиля. Развращающее действие хананей-ской религии уже давно проникло в Израиль от хананейских соседей, но при Иезавели оно с невероятной силой шло прямо из дворца.

Принятие поклонения Ваалу не было неприятным или противным для большин­ства израильтян. Изваяния хананейского бога плодородия представляли собой осязаемый предмет, с которым связывалось поклонение, а празднества предоставляли возможность дать полную волю своей страсти к вину и безнравственности. Необуз­данное пьянство и сексуальная невоздержанность были в ваализме религиозным долгом. Интимные отношения с культовыми проститутками (мужчинами и женщи­нами) должны были, по верованию, способствовать совокуплению Ваала с его супру­гой, что обеспечивало плодородие всей земли. Кроме того, Ваал стал для хананеев всеобщим божеством, хотя ему поклонялись и в местных формах. Богом Иезавели был Ваал Мелкарт (или просто Мелкарт) - одна из форм Ваала, почитаемая в ее родном городе Тире, но она без колебания перенесла его власть на Израиль. Угарит-ские тексты, похоже, указывают, что титул Ваала - Мелкарт (досл." царь города") -определяет его как повелителя преисподней и, следовательно, его власть не ограни­чивалась какими-либо географическими рамками16.

Неудивительно, что пророки во главе с Илией, твердо противостояли религиозной программе Иезавели. Одной из причин обилия чудес, сотворенных Илией и Елисеем было стремление показать, что Господь, а не Ваал, управляет природой; обратите, например, внимание на ужасную засуху, предсказанную Илией (17.1-7)17. Однако способность Ахава понимать происходящее была притуплена, а неистовая Иезавель была поглощена ненавистью к пророкам Господним. Урок не был воспринят.

Презрение Иезавели к древним идеалам Израиля видно особенно отчетливо в ее подлом заговоре с целью получить виноградник Навуфея (21.1-26). Как видно из Книги Руфи, недвижимость не была свободно реализуема среди израильтян. Земля передавалась из поколения в поколение как часть семейного наследия. Она могла быть продана лишь в самом крайнем случае, и даже тогда - желательно родствен­никам. Таким образом, Навуфей был потрясен бесцеремонным предложением Ахава купить или обменять виноградник.

Пока Ахав раздумывал, Иезавель действовала, проявляя при этом полное пре­небрежение к обычаям колен. Воспитанная в более авторитарном подходе к царской

16 Венадад Сирийский посвятил монумент " своему господину Мелкарту", показывая, что

ему поклонялись не только в Израиле и Тире. Возможно у Ахава и Венадада было больше

общего, чем просто боязнь Ассирии. Текст и комментарии к Мелкартовой стеле см. в Black,

DOTT, pp.239-241.

17 Засуха могла продолжаться один полный год и часть года либо перед, либо после него.

Это объяснило бы утверждение, содержащееся в 18.1 - " в третий год". Менандр Эфесский

упоминает засуху, длившуюся целый год в Финикии. Ср.Иосиф Флавий, " Иудейские древ­

ности". viii.13.2.

 

 

250 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

власти, она не могла понять причин расстройства Ахава когда ему было отказано в его просьбе. Она хотела получить землю вблизи загородного дворца в Изрееле и, будучи царицей, не могла смириться с отказом. Наняв двух негодных людей, он устроила так, что Навуфей был осужден старейшинами по сфабрикованному обвинению.

Илия, разгневанный бесчеловечностью Иезавели, пришел к Ахаву, который на­ходился в Изрееле и объявил осуждение ему, его презренной жене и всему его дому. Ввиду последовавшего за этим раскаяния царя, наказание было отложено до царст­вования его сына (ст.27-29).

Как Илия, так и Елисей, показаны в Книгах Царств, проповедующими среди малоимущих (особенно среди вдов). Как истинные пророки, они должны были во­площать заветную веру и демонстрировать ее в своих отношениях с другими. Никогда в этом не было нужды более, чем в этот критический час, когда " Израиль был полон людей, которые, как Иезавель, не имели представления о законе Завета, или, как Ахав, мало заботились о его исполнении" 18.

Можно проследить существенный контраст между реакцией Давида на слова Нафана (2 Цар.12.13) и отношением Ахава и Иезавели к Илии. Даже хороший царь не был свободен от низких поступков, однако он признавал свой грех, когда ему на него указывали. Однако Ахав и его царица были слишком бесчувственны к обязанностям, вытекавшим из Завета с Господом, и слишком отстраненными от традиционной израильской концепции царской власти. Если ранние цари сгибались перед карающим жезлом пророческого слова, то эта царственная пара пыталась переломить этот жезл и уничтожить пророка, поднявшего его.

Состязание на горе Кармил (18.1-46). Имя Илии (" Господь мой Бог") полностью характеризовало его миссию. Он лучше всех со времен Моисея чувствовал исключи­тельную природу Божественных требований к Израилю. Лишь Господь был Богом и он не терпел каких-либо соперников или партнеров. Илия поставил перед народом вопрос ребром: " Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то по­следуйте Ему; а если Ваал, то ему следуйте" (ст.21) Некоторые вопросы следует решать в абсолютных категориях, и вопрос о Боге является одним из них.

Со смелостью, рожденной уверенностью в своих убеждениях, Илия вызывает пророков Ваала (поддерживаемых Иезавелью) и их последователей на соревнование, чтобы определить Кому следует поклоняться в Израиле — Ваалу или Господу. Местом проведения этого необычного состязания была выбрана гора Кармил, в течение длительного времени считавшаяся священной и покрытая жертвенниками Ваалу и Яхве (видимо жертвенник Господа был разрушен; ст.ЗО), Усложняя свою задачу тем, что он предоставил пророкам Ваала право выбора жертвенного животного, право первыми призвать своего бога, чтобы он воспламенил их жертву и тем, что он облил свою жертву и дрова водой перед тем как начать призывать Господа послать огонь с небес, Илия доказал превосходство своего Бога19.

18 Bright, " History", p.245.

19 H.H.Rowley отрицает мнение, что поливание водой было магическим призыванием

дождя: " В тот момент Илии нужен был не дождь, а огонь, и он лишь сделал условия более

неблагоприятными, чтобы показать свою уверенность и сделать свою победу еще более

впечатляющей"; " Elijah on Mount Carmel", BJRL 43 (1960): 210.

 

 

РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (3 ЦАР. 12.1-4 ЦАР. 18.12) 251

Интересен также контраст между поведением пророков. Очевидно, отличитель­ной чертой языческого пророка было экстатическое поведение, а не содержание послания. Пророки Ваала были классическим примером использования безумного поведения, чтобы добиться ответа своего бога. Вначале они скакали вокруг жертвен­ника, затем кололи себя ножами, одновременно громко призывая Ваала. Их отчаян­ное неистовство в течение всего дня ни к чему не привело. В отличие от них, Илия спокойно, но в то же время горячо, произнес свою просьбу и огонь сошел20.

Хотя с Иудео-христианской точки зрения нельзя простить того усердия, с кото­рым Илия убил ложных пророков, однако и этот жестокий поступок можно понять. Эти лжецы были осуждены, и пророк, по-видимому, рассматривал себя как орудие наказания. Хотя его рвение кажется чрезмерным, угроза была очень велика. Языче­ское рвение Иезавели и ее последователей не оставило невредимым ни одного пророка Яхве. Это был день Илии и он воспользовался им в полной мере.

Мало найдется в Писании людей, стоящих выше одинокого Фесвитянина (17.1) на горе Кармил. Его роль в этот переломный момент хорошо сформулирована Rowley:

" В истории часто случается, что события всемирного значения зависят от отдель­ных лиц, без которых они могли бы принять совершенно другой оборот. Однако мало найдется кризисов, имеющих для истории большее значение, чем тот, в котором выступает Илия. Поэтому в рассказе о Преображении он по праву вы­ступает наравне с Моисеем. Без Моисея религия Господа в том виде, в котором она представлена в Ветхом Завете никогда бы не родилась. Без Илии она бы умерла." 21

Слов одобрения заслуживает та искусная простота, с которой ведется повествова­ние. В нем нет лишних деталей, ненужных комментариев или мелодраматического сентиментализирования. Повествователь использует иронию и юмор, за которым скрывается чувство драматичности, отдавая вполне заслуженные лавры Илии, но в то же время помня, что не Илия, а Бог Илии одержал победу в тот день22.

ДЕЯНИЯ ЕЛИСЕЯ (4 ЦАРЛ.1-8.29)

В начале 4 Книги Царств Ахав уже мертв, однако Илия жив и его противодействие хананейской религии сильно как никогда. Когда раненый сын и приемник Ахава Охозия искал совета у священников и пророков Аккаронского бога Вельзевула в земле филистимской, Илия прибег к решительным мерам, чтобы остановить его (1.2-16). Многие древние народы верили, что предсказать будущее значило управлять им; когда такой могущественный человек как пророк произносил волю бога, он

20 Рассмотрение различных теорий, объясняющих это чудо естественными причинами,

такими как использование вместо воды воспламеняющейся жидкости, или зеркала для

зажигания с помощью солнечных лучей, см. Rowley, там же. Однако, как указывает Rowley,

пророки Ваала должны были внимательно следить за каждым движением Илии. Любой обман

привел бы дело Господа к позорному поражению. Поэтому объяснение может быть только

одно и оно указано повествователем - огонь был послан Богом.

21 Там же, р.219.

22 Честность, с которой описывается Илия видна в картине его отчаяния на горе Хорив.

Возможно Иаков имел в виду этот мрачный эпизод, когда он писал: " Илия был человек,

подобный нам..." (5.17).

252 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

определял ее. Посылая к Вельзевулу, Охозия подразумевал, что Ваал, а не Яхве, был Господом Израиля и определял его будущее.

По-видимому, память о событиях на горе Кармил поблекла. Иезавель была еще жива, так что не могло быть какого-либо ослабления решительного пророческого противодействия языческим посягательствам. В выполнение пророчества Илии, Охозия не оправился от ранения. За его коротким царствованием (ок.853-852 гг.) последовало длительное правление его брата Иорама, которое продлилось до 841 года.

Илия и Елисей. Елисей был для Иорама тем, кем Илия был для Ахава. Елисей, очевидно, сопровождал Илию как один из его " сынов" (последователей или учени­ков). Когда Илия был так драматично и таинственно взят от него, Елисей закричал: " Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! " (2.12). Много лет спустя, последняя болезнь Елисея вызвала то же драматичное восклицание у израильского царя Иоаса (13.14). Сила Израиля заключалась в его благочестивых вождях, а не в мощных армиях; его пророки были его истинной защитой.

Понимая, что он является наследником служения Илии, Елисей просил также быть наследником его силы (2.9). Просьба двойной доли духа Илии не следует по­нимать как желание быть в два раза сильнее его - это было бы слишком само­надеянно - но как желание иметь двойную долю наследства Илии, т.е. долю перво­родного сына, который получал в два раза больше имущества по сравнению с осталь­ными наследниками (ср.Втор.21.17)23.

Елисей и Иорам (ок.851-841 гг.). Чтобы иметь дело с Иорамом, Елисей нуждался в как можно большей силе. Несмотря на символические реформы, такие как снос столпов, поставленных Ахавом Ваалу, Иорам мало что сделал для восстановления ущерба, причиненного его родителями (3.1-4). С религиозной и этической точки зрения его правление было отмечено тем же бесцеремонным отношением к вере Завета. Рассказ о вдове пророка, которая умоляла Елисея спасти ее от заимодавца, угрожавшего продать в рабство ее сыновей, отражает то же пренебрежение социаль­ной справедливостью, если не нарушение ее, что и рассказ о винограднике Навуфея (4.1-7). Однако рассказы о Елисее содержат больше свидетельств о тех семи тысячах, которые не поклонились Ваалу, чем 3 Книга Царств. Наряду с молодыми хулиганами, которые насмехались над лысым пророком (2.23-24)24, была и преданная и щедрая Сонамитянка (4.8-37). Несмотря на искушение искать совета у языческих оракулов (1.2, 6, 16), были и активные сонмы пророков, верных Господу, которые признали руководящую роль Елисея (2.15-18; 3.4-8; 6.1-7)75. Проникновение иностранных

23 C.H.Gordon считает, что эта еврейская идиома означает дробь; " The World of the Old

Testament", p. 200. Таким образом, просьба подразумевала две трети духа Илии.

24 Gordon, там же, указывает, что даже в современной арабской Палестине встречаются

деревни, имеющие репутацию щедрого гостеприимства, в то время как другие известны своим

неуважительным, или даже враждебным отношением к чужим. Возможно, насмешки над

Елисеем были последними в целом ряде случаев, в которых вефильские дети проявили себя

беззаконными хулиганами. Такое пренебрежение к древним идеалам гостеприимства и

уважения к возрасту не удивительны в обществе, где сами старейшины достаточно свободно

относились в обычаям прошлого.

25 Возможно Елисей был более экстатичен в своей пророческой деятельности чем Илия, и

следовательно, более схож с пророческими гильдиями чем Илия (см.3.15; см. также 1 Цар.10.5-

12).

 

 

РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (3 ЦАР. 12.1 -4ЦАР.18.12) 253

религий было бедой для веры Израиля, однако сами Израильтяне также не были чужды миссионерской деятельности. Это видно из рассказа о сирийском полководце Неемане, которому его израильская прислужница указала на пророка Истинного и Живого Бога (5.1-27).

В политическом отношении, царствование Иорама было отмечено двумя со­бытиями. Во-первых, Меса, царь Моавитянский, чьи земли находились под властью Амврия и Ахава и который был вынужден платить тяжелую дань овцами и шерстью, отложился от Израиля (3.4-8). Вслед за первоначальными столкновениями с Иорамом и его союзником Иосафатом Иудейским26, Месса прибег к крайним мерам. Он принес своего старшего сына, который должен был наследовать ему, во всесожжение Хамосу на крепостной стене города. Это ужасающее зрелище, очевидно, вызвало панику среди израильских войск. Точное значение слов: " Это произвело большое негодова­ние в Израильтянах" (ст.27) определить сложно. Возможно, Бог использовал их смятение при виде этого странного зрелища, чтобы обратить их в бегство, чтобы Моавитяне могли победить их. Могло, также, случиться, что суеверные израильские воины (не все разделяли взгляды Илии и Елисея) испугались гнев Хамоса в земле, где они думали, что он, а не Господь являлся повелителем27.

Другим значительным событием был ряд столкновений между Израилем и Сирией. В 5.2 и 6.8 имеются намеки на то, что набеги на Израиль могли быть обыч­ной практикой сирийцев. Елисей несомненно рассматривал войны Израиля как священные и часто перед сражениями давал советы царю (напр., 3.13-19; 6.9 и далее). Как помощник царя Израиля, Елисей был желанной добычей для царя Сирии, который предпринимал отчаянные, но безрезультатные попытки избавиться от пророка, знающего о его действиях раньше его самого (6.8-14).

Енисей и сирийцы. Один поразительный рассказ из этого периода касается сирий­ской осады Самарии, которая почти довела город до голодной смерти. Царь Израиля обвинил во всем Елисея (6.31), возможно из-за того, что тот посоветовал помиловать захваченных сирийских воинов (ст.21-23), или из-за того, что Елисей предрек это поражение в незафиксированном пророчестве. Спокойно выдержав гнев царя, Елисей предсказал, что голод закончится на следующий день (7.1-2). Это пророчество было исполнено, когда сирийцы, испуганные странным звуком, который они приняли за приближающееся войско, бежали, оставив свое вооружение и провиант.

Это не было единственным случаем, когда Елисей влиял на события в Сирии. На пути в Дамаск он узнал, что Венадад, который правил Дамаском и был главой союза арамейских городов-государств в течение сорока лет, заболел. Отчаянно пытаясь узнать свою дальнейшую судьбу, он послал своего придворного Азаила с дарами к человеку Божиему. Ответ Елисея был загадочен: " Пойди, скажи ему:

26 Крепкие связи между Израилем и Иудеей, установленные при Амврии, просуществовали

несколько поколений. Браки между царствующими домами вносили свой вклад в поддержание

этих связей (напр., сын Иосафата, Иорам Иудейский, был женат на дочери Ахава; 8.1).

27 Меса хвастает этой и последующими победами в надписи на моавитском камне. Он

датирует свое восстание против Израиля серединой царствования сына Амврия. Хотя не со­

хранилось указаний на восстание моавитян против Ахава, ослабление власти над Моавом

могло произойти уже в его царствование, а полная ее потеря при правлении Иорама. Другим

возможным способом соотнесения этой надписи с библейским повествованием является

толкование слова " сын" как " внук", т.е. Иорам.

 

 

254 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

" выздоровеешь"; однако открыл мне Господь, что он умрет" (ст. 10). Прямым ответом Венададу было то, что его болезнь не является смертельной. Однако Елисей знал, что Азаил устроит заговор против царя, который и приведет к смерти Венадада. При­стальный взгляд, который пророк обратил на Азаила был вызван его знанием о пред­стоящем убийстве и о страданиях, которые впоследствии обрушатся на Израиль (ст. 12). Задушив Венадада мокрым одеялом, Азаил добыл себе престол Дамаска28.

Иорам Израильский и его родственник Охозия Иудейский (ок.841 г.) восполь­зовались беспорядком, вызванным сменой правления в Дамаске, чтобы вернуть Рамоф Галаадский (ст.25-29). Несмотря на то, что Иорам был ранен, а Охозия за­болел, в результате чего оба вернулись домой, поход был удачен.

В то время как Иорам Израильский воевал с сирийцами на протяжении всего своего царствования, отец Охозии, Иорам Иудейский (ок.853-841) имел свои собст­венные трудности (ст.20-24). Едом последовал примеру Моава (3.4-8) и восстал против своих поработителей. Это проявление независимости является подтвержде­нием слабости южного царства, которые было более не в состоянии страхом удержи­вать своих южных соседей в повиновении29.

С поразительным мужеством и энергией, Елисей проповедовал по всей земле — среди простолюдинов и аристократов, израильтян и иностранцев. Он неоднократно вызывал гнев своего царя и правителя Сирии. Однако когда кто-либо из них хотел узнать будущее, он призывал Елисея. Облаченный в милость Илии (1.8; 2.13), он утешил горе вдовы, помог слуге достать утонувшее топорище (6.5-7), озадачивал Венадада и приводил в ярость Иорама. Более того, он положил начало плану, который сверг порочную и компромиссную династию Амврия, выполняя пророчества Илии о полном разрушении, которое навлекут на себя и свою семью бессердечие Ахава и развращенность Иезавели.

ИИУЙ И ЕГО ДОМ - БЕСПОРЯДКИ В ИЗРАИЛЕ (9.1-14.29)

Человек, избранный Елисеем для отмщения дому Амврия, был Ииуй - жестокий и безрассудный военачальник армии Иорама, расквартированной в Рамофе Галаадском для защиты его от возможной сирийской контр-атаки (9.1-37). В древней харизмати­ческой манере представитель Елисея помазал Ииуя, который затем был провозглашен царем израильскими воинами. Воодушевленный этим, Ииуй начал кровавую расправу, жертвами которой стали Иорам Израильский (9.24), его союзник Охозия Иудейский (ст.27-28), Иезавель (ст.30-37), потомки и родственники Ахава по мужской линии (10.1-11), сорок два члена рода Охозии (ст. 13-14) и все поклонники Ваала в Самарии.

Ииуй не только довел возмездие дому Ахава до крайностей, он проявил также мало способностей к стабильному управлению после своего окончательного утверждения у власти. Его переворот существенно изменил внешнюю политику

28 Ассирийская надпись, принадлежащая Салманассару IV подтверждает библейский рас­

сказ: " Ададидри (Венадад) покинул свою землю (т.е. умер насильственной смертью). Азаил,

ничейный сын, захватил престол." См. Unger, " Israel and Arameans of Damascus", p.75;

M.Burrows, " What Mean These Stones? " (Baltimore: 1941), p.281.

29 Потеря Едома, вероятно, повлекла за собой потерю медных рудников и гаваней Елафа

на побережье залива Акаба.

 

 

РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (3 ЦАР. 12.1 -4ЦАР.18.12) 255

Израиля: убийство Охозии привело к трагическому расколу союза с Иудеей, который поддерживался со времен Амврия.

Жестокость Ииуя проложило дорогу враждебным отношениям между Израилем и Иудеей, которые достигли своей низшей точки в царствование внука Ииуя Иоаса (ок.798-782 гг.). Иудейский царь Амасия (ок.796-767), воодушевленный успехом в войне против Едома, послал дерзкий вызов Иоасу Израильскому. Ответ северного царя содержал типичные иносказательные выражения, которыми так гордились древние цари и мудрецы: " Терн, который в Ливане, послал к кедру, который в Ливане же, сказать: " отдай дочь свою в жены сыну моему". Но прошли дикие звери, что в Ливане, и истоптали этот терн" (ст.9)30 Когда Амасия стал упорствовать, Иоас раз­громил его войско у Вефсамиса. Преследуя убегающую армию Иудея, израильтяне штурмовали Иерусалим, разрушили часть его стены и разграбили храм и царскую сокровищницу (ст. 11 -14)3'.

Убийство Ииуем семейства и вдовы Ахава, по-видимому, испортило дружеские отношения с Финикией, установленные дипломатией Амврия и женитьбой Ахава на Иезавели. Следовательно, на юге и западе, где дом Амврия имел друзей, дом Ииуя имел врагов.

На севере и востоке ситуация была еще более опасной. Азаил Сирийский, который был столь же храбрым, сколь запальчивым, совершал набеги и опустошал израильские земли, особенно в заиорданье (10.32-33). На своем знаменитом черном обелиске Салманассар III упоминает о том, что он обложил данью Ииуя из дома Амврия (ок.841 г.)32. В то время как Ахав выступил вместе с Дамаском против Салманассара у Каркара (ок.853 г.), Ииуй предпочел платить Ассирии дань. Он от­казался присоединиться к Азаилу против Ассирии, вызывая этим ненависть, которая красной нитью прошла через всю сирийскую жизнь. Смерть Ииуя лишь поощрила сирийцев на еще более свободные действия и в царствование сына Ииуя, Иоахаза, Израиль оказался на краю пропасти. 13.7 показывает то бессилие, в которое ввергло Израиль нападение Азаила: " У Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадни­ков, десять колесниц..." (Полвека назад Ахав послал на битву при Каркаре две тысячи колесниц!) Оглядываясь на те мрачные дни, авторы 3-4 Цар. не видели другого объяснения тот, что Израиль выжил, кроме заветной верности Бога, Который клялся в ней патриархам (ст.22-23)33.

30 См. притчу Иофама в которой приводится разговор деревьев (Суд.9.7-15). Переписка

между Ахавом и Венададом также дает пример использования аллегорических выражений: " И

послал к нему Венадад сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если

праха Самарийского достанет по горсти для всех людей, идущих за мною. И отвечал царь

Израильский, и сказал: скажите: пусть не хвалится подпоясыващийся, как распоясывающийся"

(ЗЦар.2О.1О-11).

31 В 2 Пар.25.5-13 даются мотивы этого конфликта. Иудейский царь нанял израильских

наемников для помощи в войне против Едома, однако подчиняясь пророку, он отослал их на

север, не позволяя им участвовать в ее южном походе. Озлобленные израильтяне совершали

набеги на иудейские города, заставляя Асасию бросить вызов Израилю.

32 " Дом Амврия" было обычным ассирийским названием Самарии в течении более века

после смерти самого Амврия, что является свидетельством того престижа, который он добыл

себе и своему народу.

33 Положение Израиля несколько улучшилось при сыне Иоахаза, Иоасе, который победил

сына Азаила, Венадада II три раза, как это было предсказано Елисеем перед своей смертью

(ст.14-25).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.