Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ 1 страница. В течение восьмидесяти лет, описанных в этой части, произошла полная транс­формация политической и экономической жизни Израиля






В течение восьмидесяти лет, описанных в этой части, произошла полная транс­формация политической и экономической жизни Израиля. Давид и его сын сумели слить Иудею и Израиль в военный организм, способный доминировать над соседями и в коммерческое предприятие, приносящее беспрецедентное богатство и славу. Слабо­связанные колена были соединены сильной монархией, которая оставалась образцом в течение почти четырех веков. Это был действительно золотой век Израиля.

СИЛЬНОЕ ЦАРСТВОВАНИЕ ДАВИДА (2 ЦАР.1.1-8.18)

Эти главы продолжают рассказ о приходе к власти Давида, начатый в 1 Цар.16. Смерть Саула оставила Израиль без вождя, открытый филистимскому господству. Однако уверенными, размеренными шагами Давид двигался к престолу не только Иудеи, но и всего Израиля, более чем заполняя образовавшуюся пустоту. Если навяз­чивая идея Саула об уничтожении Давида оставила его уязвимым перед вторжениями филистимлян, то стремление Давида защитить и расширить границы Израиля при­вело к тому, что он подчинил филистимлян и распространил свою власть на всех непосредственных соседей Израиля.

Царь Иудейский в Хевроне (1.1-4.12) (1) Как пали сильные (1.1-27)! Итак, Давид мог вернуться из ссылки, не опасаясь более преследований Саула. Однако возвраще­ние было омрачено для Давида его страданиями по поводу побоища у горы Гелвуе. Его печаль о Сауле, который, похоже, пользовался у него большим почтением, и особенно об Ионафане, по-видимому, была усилена озабоченностью о дальнейшей судьбе Израиля, который сейчас нуждался в твердом руководстве. Судьба амалики-тянина, который пытался снискать расположение Давида рассказом о смерти царя и претензией на участие в убийстве, показывает всю глубину переживаний Давида.

 

 

ЗОТОЛОЙ ВЕК ИЗРАИЛЯ - ДАВИД И СОЛОМОН (2 ЦАР. 1 - 3 ЦАР. 11) 229

Другим доказательством является трогательный плач Давида над великой утратой Израиля, которая также была и его личной утратой (ст. 19-27). Используя драматический контраст (в котором рассказывается о прошлой славе героев, чтобы усилить нынешнее унижение) и краткие строки погребального плача, Давид при­зывает весь Израиль, включая горы Гелвуе, которые были свидетелями трагической сцены, оплакать царя и его сыновей1.

(2) Борьба за престол (2.1-4.12). Триумфальное возвращение Давида из своего изгнания в Секелаге привело к тому, что он был провозглашен царем Иудейским в Хевроне (2.1-4). Этот древний город, который хранил богатые воспоминания еще о днях Авраама, был его столицей в течение семи с половиной лет (5.5). Тем временем, с семьей Саула все еще нужно было бороться. По наущению Авенира, коварного начальника войска Саулова, сын последнего Иевосфей (правильнее - Ешбаал)2 был провозглашен царем над остальными израильскими коленами, включая заиорданские. Ничто не указывает на то, что правительство Иевосфея пользовалось народной поддержкой. То, что его столица была расположена за Иорданом уменьшало его влияние среди колен, которые все более смотрели на Давида как на своего вождя.

После двух лет столкновений между двумя претендентами на престол (2.10; 3.1), Иевосфей разгневал Авенира, обвинив его в близости с наложницей Саула (ст.6-11). Если эта связь действительно имела место, то она указывает, что Авенир сам хотел претендовать на корону. Интимные отношения с одной из наложниц Саула давали бы Авениру право на царство. Разрыв с царем вынудил Авенира искать примирения с Давидом (12-16), который в качестве условия выдвинул возвращение себе Мелхолы, дочери Саула. Политическая подоплека этой просьбы (выполненной Иевосфеем) очевидна: сын от Мелхолы помог бы Давиду заручиться поддержкой сторонников Саула3.

Перебежчик Авенир, путешествия из одной земли в другую для переговоров со старейшинами, стал в авангарде кампании Давида за воссоединения нации (ст. 17-19). По-видимому, зависть и жажда мести подтолкнули военачальника Давидова Иоава на убийство своего соперника, который, по крайней мере явно, стал его союзником. Смерть Авенира опечалила Давида (обратите внимание на короткий плач, ст.33-34) и встревожила Иевосфея, который вскоре был убит двумя головорезами, ранее служившими Саулу (4.2 и далее). Это не понравилось Давиду и он приказал убить убийц, которые надеялись снискать его благоволение.

Царь над всем Израилем в Иерусалиме (5.1-8.18). После смерти своего соперника, Давид был провозглашен царем над всем Израилем в Хевроне (5.1-5). Дом Иуды, который в то время включал Симеонитов, Халевитов, Офниелитов, Иерахмеелитов и

' Более полное рассмотрение литературной формы Qinah (плач) и использование ею драматического контраста, в частности с восклицанием " как! " (см. ст. 19, 25) см. гл.47 о Плаче Иеремии.

2 Имя " Ешбаал" (" Человек Ваала" или более вероятно - " Ваал существует" используется в

1 Пар.8.33 и 9.39. Отвращение писцов к Ваалу привело к тому, что в 2 Пар. слово " Ьа'аГ было

заменено на " baser (" стыд").

3 См. J D.Levinson and B.Halpern " The Political Import of David's Marriges ", JBL 99 (1981):

507-518.

 

 

 

 

ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

 

 

fiud столицы Давида в Иерусалиме, к югу от нынешнего Старого Города.

Кенеитов (1 Цар.27.10; 30.29), воссоединился с северными коленами (" Израилем" 4). О том, что последние никогда чистосердечно не принимали Иудейских царей, можно судить по их готовности к отделению во времена внука Давида, Ровоама.

(1) Захват Иерусалима (5.6). Хананейская твердыня - Иерусалим - оставалась вне владений Израиля в течение двух с половиной веков его пребывания в земле. Древний город (ср. 14.18) Иерусалим5 был идеально расположен, чтобы стать столицей Давида. Находясь между двумя половинами его царства на территории, не принадлежащей какому-либо колену, он был нейтрален и мог служить объединяю­щим фактором. Подробности осады не приводятся, однако существует предположе­ние, что воины Давида ворвались в город через водяные трубы (5.8)6. Ненависть Давида к Иевусеям и психологию, которой он воспользовался, чтобы придать боевой дух своим воинам выражены в том, что он называет вражеских воинов хромыми и слепыми, по-видимому вспоминая их насмешки над ним. Такие колкости были обыч­ной тактикой в древних войнах.

Давид незамедлительно принялся за укрепление и украшение своей столицы. Хотя его строительные проекты не могут идти не в какое сравнение с великолепием Соломона, они привнесли дух роскоши, неизвестный во времена Саула. Один размер семьи Давида (см. 3.2- 5; 5.13-16) наводит на мысль о многочисленном дворе. Образ жизни Израильтян менялся, и Давид шел в авангарде этого процесса. Иерусалим был его собственным городом, захваченным его личными войсками, а не объединенной армией колен. Это был трофей его победы и он соответственно к нему относился.

4 О том, имеется ли в виду весь народ, или северные колена, можно судить лишь по

контексту.

5 Идентичность Салема и Иерусалима похоже подтверждается в Пс.76. 2.

6 CM.W.S.LaSor, " Jerusalem", IBSE 2 (1982): 1006.

 

 

ЗОТОЛОЙ ВЕК ИЗРАИЛЯ - ДАВИД И СОЛОМОН (2 ЦАР. 1 - 3 ЦАР. П) 231

Укрепив свою столицу-крепость, Давид принялся за то, что не удалось сделать Саулу - избавить землю от филистимлян. Бесстрашный как никогда и хорошо знакомый с тактикой филистимлян Давид смог выиграть решающие сражения и впервые за 150 лет изгнать Филистимлян в их собственные границы (5.17-25)7.

(2) Религиозные реформы (6.1-7.29). Одной из основных ошибок Саула было его невнимание к религиозным учреждениям Израиля, в частности, к центральной святыне и священству. Однако Давид понял важность духовного наследия своего народа и всячески старался его увековечить и приумножить. Израиль не мог быть по-настоящему объединенным, без того, чтобы его политический глава не был одно­временно и религиозным лидером. Перенесением ковчега, столь прочно и надолго забытого при Сауле, в Иерусалим и помещением его в скинию Давид сделал свой город не только политической, но и религиозной столицей. Это был крупный шаг, который способствовал усилению верности народа Давиду. Его активное участие (возможно слишком активное по мнению его жены Мелхолы; 6.20) в церемониях посвящения создало ему прочную заслуженную репутацию как человека, который вернул Израильтянам Бога и способствовал их вере.

Продвижение к власти Саула вызвало в пророке Самуиле опасения, однако Давид пользовался полной поддержкой Нафана (7.1-3). По Божественному повелению он объявил царю об особых отношениях, которыми будут пользоваться Давид и его семя с Богом. Нафан обещал ему " великое имя" - величественную и заслуженную репута­цию,; стабильность его народа на земле; долгое царствование его династии и ее особые отношения с Богом. Хотя Давиду и было запрещено самому строить постоян­ный храм, он получил заверения, что это сделает его сын. Важность этого завета трудно переоценить8. Пророческое ожидание царя из рода Давида, который со славой будет царствовать над Израилем (Ис.9.6 и далее; 11.1 и далее) основывается на этом завете, так же как порицание пророками царей Северного царства, не являющимися потомками Давида. Новый Завет объясняет права Христа на правление тем, что Он является потомком Давида (Мф. 1.1; Лк. 1.32).

Для управления многочисленными деталями общественных богослужений Давид назначил священниками Садока и Ахимелеха (8.17). Отец Ахимелеха - Авиафар - по-видимому все еще исполнял свои обязанности (15.24), возможно в качестве " заштатного священника", пользующегося определенным влиянием, несмотря на то, что его должность уже перешла к его сыну. Семьи обоих священников, похоже, имели корни, восходящие к святилищу в Силоме или даже далее — к Аарону, основа­телю священнической династии9. Однако не все священники были потомками Аарона, поскольку среди них называются и сыновья Давида (8.18). Хотя во второй Книге Царств описание официальной религии является схематичным, Летописец не

7 Рассказы о войнах с филистимлянами, содержащиеся в 21.15-22, могут быть обзорами

сражений, произошедших в начале царствования Давида, а не в конце, как можно было бы

подумать, исходя из их положения в тексте.

8 Детальное рассмотрение его уникальности и возможной связи с заветом Авраама в

Быт. 15, см. R.E.Clements " Abraham and David" (Naperville: 1967), pp.46-60.

9 Однако эти родословия (1 Пар.6.4-8; 24.1-3) не лишены проблем. Было предпринято

множество попыток отделить линию Садока и от линии Аарона. Хотя связь может не быть

достаточно четкой (в родословиях могут отсутствовать некоторые поколения или приводиться

принимаемые, а не данные при рождении имена), причины, обычно выдвигаемые для такого

разъединения не является неоспоримыми.

 

 

232 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

жалеет усилий, чтобы нарисовать полную картину (1 Пар.23.1-29.30). Его рассказ является признанием ключевой роли Давида в процессе перехода от простоты Силомской святыни к тщательно разработанным культовым функциям, характерным для царствования Соломона и его преемников.

(3) Беспрецедентные военные успехи (8.1-18). Глава 8 является кратким обзором

военной деятельности Давида, некоторые детали которой могут быть даны в по­

следующих местах (напр, его столкновение с аммонитянами и их сирийскими союз­

никами, гл.10) Когда улеглась пыль сражений, оказалось, что филистимляне, а также

едомитяне, моавитяне, аммонитяне и великие города-государства Сирии, такие как

Дамаск, Сувы и даже Емаф были либо под властью Давида, либо платили ему дань.

Два десятилетия до этого, израильтяне пытались избежать полного подавления филистимлянами. Однако теперь, Филистимское пятиградие было разрушено, и Давид значительно расширил влияние Израиля в этом районе. Он стал действительно самым могущественным царством западной Азии; его границы простирались от пустыни до Средиземного моря и от залива Акаба до предместий Емафа на Оронте.

(4) Политическая централизация. Религиозные реформы, военные успехи и

социально-политическая реорганизация потребовали коренных изменений админист­

ративной структуры. Настолько сложной стала эта структура сказать трудно. При­

водятся два списка главных должностных лиц (8.15-18; 20.23-26). Они включают

главнокомандующего израильскими войсками (Иаова); командующего филистим-

скими наемниками (Хелефеями и Фелефеями)10; двух вышеназванных священников;

двух чиновников, ответственных за ведение официальных записей, государственных

и административных документов; и, по крайней мере, в некоторые времена, надзира­

теля за принудительными работами, который, по-видимому управлял иностранными

рабочими. Эти должностные лица не имели независимой власти и находились под

близким присмотром царя, который был верховным лидером, чье суждение в воен­

ной, религиозной и политической области было окончательным".

Сильная пророческая оппозиция, вызванная переписью Давида (гл.24), основы­валась на неодобрении ее целей. Это был не просто подсчет людей, но попытка опре­делить силу различных колен для обложения налогами и рекрутирования12. Хотя при Давиде Израиль был в большей безопасности от внешних агрессий, его граждане имели меньше личной свободы. Этот переход от конфедерации колен к централи­зованной монархии был труден, и, как показала последующая история, Израильтяне не всегда справлялись с ним успешно.

10 C.H.Gordon замечает: " Иностранные наемники не имеют каких-либо семейных или местных привязанностей, являются хорошо дисциплинированными, верными своему командиру и заинтересованными в его личном благополучии, от которого зависело их профес­сиональное благополучие"; " The World of the Old Testament", p. 170.

" J.Bright (" History", pp.205ff.) указывает, что, по крайней мере частично, администрация Давида построена по египетской модели.

12 Несмотря на кажущийся поворот в сторону внутреннего налогообложения, основными источниками доходов для Давида были, несомненно, военная добыча и дань, которые платили покоренные или устрашенные народы, окружающие его.

 

 

ЗОТОЛОЙ ВЕК ИЗРАИЛЯ - ДАВИД И СОЛОМОН (2 ЦАР.1 - 3 ЦАР.11)

 

 

 

 

ИЗРАИЛЬ ft I Сихем

 

A M.M ОН/ т Ие'русалим' л * Хеврон
ОБЪЕДИНЕННАЯ МОНАРХИЯ

 

 

ЧЕСТОЛЮБИВЫЕ СЬШОВЬЯ ДАВИДА (2 ЦАР.9.1 - 3 ЦАР.2.46)

Переход от харизматического к династическому управлению не был осуществлен с восшествием на престол Давида. Сын Саула Ешбаал предпринял безуспешную попытку наследовать отцу, а позже Вениамитянини Савей пытался настроить народ против Давида (20.1-22). Однако, к сожалению, не все поползновения на престол шли извне. Давид, который так умело справлялся с внешними и внутренними проблемами государства, имел неприятности в своем доме, поскольку, по крайней мере, три его сына претендовали на престол. Рассказ о них является человеческой трагедией, на­полненной славой и позором, интригами и контр-интригами, любовью и кровью, блистательным успехом и жалким поражением.

 

 

234 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Эти главы повсеместно считаются одним из наиболее замечательных историче­ских писаний древности - Придворная история Давида (2 Цар.9-20; 3 Цар.1-2):

" Их автор в одинаковой мере владеет искусством драматических построений рас­сказа и реалистическим описанием людей, которых он представляет правдиво и неприукрашенно. Он держится в тени, однако рядом замечаний (...11.27; 12.24; 17.14) показывает, что он считает основными в истории взаимоотношения между-земными событиями и Божественным промыслом13.

Подробные знания придворной жизни и языка указывают на то, что автором был придворный - возможно зять Соломона Ахимаас или священник Давидов Авиафар.

Сильные и слабые стороны Давида (2 Цар.9.1-12.31). Картина доброты Давида к дому Саула и его глубокое уважение к Ионафану, проходящие через все повествова­ние, особо подчеркивается в милости Давида к сыну Ионафана Мемфивосфею (9.1-13)14. Указанное упоминание о хромоте подчеркивает снисходительность царя, по­скольку такие физические недостатки часто рассматривались как печать Божествен­ного наказания (см.Ин.9.1-2). Ласковое обращение Давида с членом соперничавшего семейства еще более замечательно в свете распространенного восточного обычая избавляться от мужской линии низложенной династии. Давид сдержал свою клятву Ионафану и пощадил его род. (см.1 Цар.20.14-17). Его верность этому завету под­верглась еще одному испытанию, когда на Израиль обрушилось наказание за крово­жадность Саула по отношении к Гаваонитянам (2 Цар.21.1-6). Очевидно Мемфивосфей откликнулся на доброту Давида и оставался верным ему до конца своих дней, хотя его слуга Сива стал предателем во время восстания Авессалома и пытался подорвать доверие Давида к Мемфивосфею. (16.1-4).

Эпизод войны с аммонитянами (11.1-27) показывает еще одну сторону поведения Давида. Захватнические армии, в особенности ассирийские, обычно проводили свои походы между периодом дождей в марте и урожаем зерна с мае-июне. Дороги были достаточно сухи для передвижения и войска могли кормиться спелым урожаем на вражеской территории. Когда его армии были в походе, Давид оставался и Иеру­салиме и здесь произошла его недозволенная связь с прекрасной Вирсавией. Своим заговором против жизни ее мужа Урии, Давид присовокупил к прелюбодеянию еше и убийство. Притча Нафана, тонкий, но полный силы упрек Давиду, является убеди­тельным свидетельством коренной роли великих пророков в жизни Израиля (12.1-15). Царь, чья основная обязанность заключалась в укреплении условий завета и обеспечении законности и справедливости во всех слоях общества, сам грубо нарушил завет. Давид смутился перед праведным приговором сурового пророка. Милость Божия была его единственной надеждой, и, хотя грех Давида повлек за собой смерть ребенка Вирсавии (12.15-19) и снижение нравственных устоев его

и A.Weiser, " Introduction to the Old Testament" p. 165. Тщательное исследование литера­турного стиля и смысла книги см. R.N.Whybray, " The Succession Narrative". SBT (Naperville: 1968). Обзор недавних обсуждений этого вопроса см. в LR.Porter, " Old Testament Historiography", pp. 15If. в кн. под ред. G.W.Anderson, " Tradition and Interpretation".

14 Его имя, как и имя Иевосфея, является результатом изменения писцами первоначаль­ного имени Мериббаал (1 Пар.8.34; 9.40), которые этим показывали свою неприязнь к ханаан­скому богу плодородия Ваалу. Израильтяне иногда называли своего заветного Господа Ваалом (" Господином"), однако Осия отрицал такой титул Иеговы как имеющий языческий оттенок (Ос.2.16-17).

 

 

ЗОТОЛОЙ ВЕК ИЗРАИЛЯ - ДАВИД И СОЛОМОН (2 ЦАР. 1 - 3 ЦАР. 11) 235

сыновей (напр. Аммона; 13.1-39), он был прощен15. Здесь становится очевидной замечательная честность Ветхого Завета, поскольку не делается никаких попыток скрыть или оправдать нравственные промахи великого царя.

Стремление Авессалома к власти (13.1-18.33). У сильного правителя всегда есть враги и Давид не был исключением. Его войны отразились на нравственном состоя­нии войск, рекрутированных в Израиле, которые вынуждены были долгое время носить оружие вместе с личной наемной армией Давида. Внутри самого двора несо­мненно увеличились интриги и попустительство, особенно среди жен Давида, когда начал вставать вопрос о наследнике.

Открытое столкновение за престол было вызвано тем, что старший сын Давида Аммон (3.2) совершил насилие над своей сводной сестрой Фамарью, а затем жестоко отверг ее, хотя он мог просить ее руки в браке (13.1-19). Авессаломом несомненно двигали смешанные мотивы - с одной стороны отомстить за честь сестры, а с другой убрать соперника на своем пути к престолу. Негодуя по поводу того, что Давид не наказал Аммона, Авессалом прождал два года, затем устроил убийство Аммона и бежал в арамейское государство Гессур - родину его матери (ст.20-39).

Военачальник Давида Иоав был также сильной политической фигурой. Хотя его хитрая попытка добиться примирения между Давидом и Авессаломом была открыта царем, он сумел добиться от царя разрешения на возвращение Авессалома в Иеру­салим, где в течение двух лет молодой человек не имел доступа ко двору своего отца (14.1-33). Красота и величественность Авессалома сочетались с безответственным оппортунизмом. Это опасное сочетание дало о себе знать, когда он начал подогревать недовольство среди тяжебщиков у ворот, говоря, что если бы он управлял Израилем он судил бы в их пользу. Эти и другие интриги сделали его серьезной угрозой безопасности Давида (15.1-6). Скрытая угроза превратилась в открытое восстание, когда Авессалом провозгласил себя царем в Хевроне (Ст.7-12).

Когда число сторонников восстания Авессалома стало увеличиваться, Давид со­брал своих верных филистимских наемников и бежал из Иерусалима. Картина побежденного царя босиком поднимающегося на гору Елеонскую с покрытой трауром головой и щеками, мокрыми от слез, является одной из самых трогательных картин Ветхого Завета. Особенно огорчительным для Давида было сообщение о том, что его мудрый советник и друг Ахитофел оставил его ради Авессалома (14.30-31; 16.15-23). Одним из светлых пятен этого периода была верность Хусия, которого Давид послал в Иерусалим следить за действиями Авессалома (15.32-37; 16.16-19)'6. Гл.17 повествует о том, как Хусию удалось отвратить Авессалома от совета, данного Ахитофелом, о немедленном преследовании Давида17. Ахитофел был так расстроен, что не последовали его совету, что совершил самоубийство.

15 Еврейское предание соответственно связывает покаянную молитву в Пс.51 и благодар­

ность за прощение в Пс.32 с этим эпизодом.

16 Одним из действий Авессалома было открытое сочетание с наложницами Давида (16.20-

22). Этот шаг позволял Авессалому укрепить свои претензии на корону.

17 Хусий и Ахитофел были, похоже, ранними примерами тех мудрецов или советников,

которые играли важную роль в определении политики Израиля (см. Иер. 18.18) и которые

позднее внесли большой вклад в составление библейской литературы премудрости. Стилисти­

ческие прием сравнения, употребленный Хусием (2 Цар. 17.18) является типичным. По поводу

 

 

236 ОБЗОР ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Перегруппировав свои силы в заиорданье, подкрепленный отрядами верных граждан Давид послал против Авессалома три армии, которые наголову его разбили. Сам Авессалом был убит, в нарушение приказаний его отца, реалистичным Иоавом, который знал, что мира не будет пока жив Авессалом (17.24-18.33)

Последние дни Давида (2 Цар.18.1 - 3 Цар.2.46). Изгнанный царь едва успел утолить свою печаль по поводу утраты Авессалома и вернуться в Иерусалим, когда Савей Вениамитянин призвал народ против царя. Зная о ненависти, питаемой к нему сторонниками дома Саула, Давид поспешил послать Амессая на подавление вос­стания. Окончательная победа, однако, досталась Иоаву, который предательски убил Амессая и принял на себя командование его войсками (20.1-26). То, что Иоав не был назначен командующим с самого начала, по-видимому отражает неодобрение Давидом его убийства Авессалома (18.14).

Несмотря на очевидную нестабильность в стране и опасений народа за будущее, Давид не предпринял каких-либо определенных шагов по назначению себе преемника вплоть последних дней своей жизни. Адония, старший из оставшихся сыновей (3.4) сделал серьезную заявку на престол, заручившись поддержкой Авиафара и Иоава -священника и военачальника Давида. Когда до Иерусалима дошло известие о том, что Адония фактически провел коронационные празднества у источника Рогель, пророк Нафан и Вирсавия, мать Соломона, убедили Давида объявить царем Соломона. Выполняя просьбу своей любимой жены Вирсавии, Давид скрепил назначение клятвой, в качестве доказательств передавая Соломону свою личную гвардию филистимских наемников. Со священником Садоком, пророком Нафаном и Ванею, сыном Иодая, военачальником, Соломон был коронован в Гионе, в то время как празднества Адонии превратились в плач (3 Цар. 1.1-53).

Однако Адония, который, боясь за свою жизнь, укрылся у жертвенника, сделал еще одну отчаянную попытку сместить Соломона: после смерти его отца он попросил у него в жены прислужницу Давида, Авигею. Соломон, чувствуя политические мотивы просьбы своего брата (предусмотрительно переданной через влиятельную Вирсавию), казнил Адонию18.Сослав Авиафара в Анафоф (ср.Иер.1.1) и убив Иоава во исполнение предсмертной просьбы Давида о воздаянии убийце Авессалома и Амессая, Соломон царствовал без соперников на объединенном престоле Израиля и Иудеи (3 Цар.2.1-46). Династическое правило было установлено. В течение четырех веков, царями в Иерусалиме были потомки Давида.

Несмотря на нравственные упущения, своевольную политику и неспособность навести порядок в своем собственном доме, правление Давида было одним из лучших моментов в истории Израиля. Его царствование стало мерилом для всех последую­щих царей.

окружения этих мудрецов, cm.W. McKane, " Prophets and Wise Men" SBT (Naperville: 1965), pp. 13-62.

18 Влиятельные женщины при дворе Давида - Мелхола и Вирсавия - похоже, дали пример другим царицам-матерям Иудеи. Обратите внимание, что автор 3-4 Цар. обязательно упоминает имя матери каждого царя (напр. 15.2, 10).

 

ЗОТОЛОЙ ВЕК ИЗРАИЛЯ - ДАВИД И СОЛОМОН (2 ЦАР. 1 - 3 ЦАР. 11) 237

СОЛОМОН ВО ВСЕЙ СЛАВЕ СВОЕЙ (3.1-11.43)

За тернистым путем Соломона к престолу последовала эпоха беспрецедентного благополучия и славы. В его сорокалетнее царствование (ок.971-931) Израиль достиг великолепных высот в мирных предприятиях, точно так как в сорокалетнее царст­вование его отца он достиг беспрецедентных военных успехов. Первоначально на­званный пророком Нафаном " Иедидиа" (Возлюбленный Богом), Соломон (по-види­мому тронное имя) находился в тени библейского повествования вплоть до последних дней Давида. После того, как Аммон, Авессалом и Адония были отодвинуты в сторону, Соломон шагнул к престолу и укрепил его силу и влияние.

Авторство и композиция 3-4Царств. Рассказ о Соломоне доминирует в первых одиннадцати главах Третьей Книги Царств. Замечательная придворная история царя Давида заканчивается на 3 Цар.2.46. 3 Цар.З - 4 Цар.25 является трудом одаренного и богодухновенного составителя, который придал Книгам единообразие богословского взгляда и высоко стилизованное представление истории Израиля. Он видимо жил на закате истории Иудеи (ок.590 г.)19. Особый акцент на личности Илии, Елисея и других пророков, а также общий пророческий взгляд повествования, привело многих к мысли, что составителем 3-4 Цар. является Иеремия. Действительно, автор рассматривал историю Израиля с позиций, сходных со взглядом Иеремии и, во многом, находился с ним под одним и тем же влиянием. Здесь, как и в 1-2 Цар., простое записываение событий уступает место субъективному подходу. Автор не придворный апологет, чьей задачей является прославление подвигов царя - как это часто происходило у древних народов (за исключением, возможно, хеттов), он историк, который оценивает и часто критикует правителей, сравнивая их с Давидом - великим примером для всех царей.

Составитель 3-4 Цар. дает несколько намеков на источники, которыми он пользо­вался. Возможно большая часть материала, касающегося Соломона в 3 Цар.З-11 взята из книги дел Соломоновых (11.41), в то время как другие рассказы находились в Книгах летописей царей израильских и иудейских. В переводе LXX указывается, что 8.12 и далее (LXX 8.53) взяты из книги Праведного (ср.Ис.Нав.10.13; 2 Цар.1.18). Деяния Илии и Елисея возможно передавались устным путем среди пророческих школ.

Все эти материалы были искусно оформлены в согласованное историческое по­вествование. Летописи двух царств, первоначальное отдельные, были старательно соединены и переплетены собственными пророческими комментариями редактора20. В результате

" Книга была историей, написанной в религиозных и практических целях.... Замечательным является то, что, когда все было потеряно, кто-то нашел историю того трагического периода, который стоило увековечить как урок Божественного воспитания Своего народа" 21.

19 Освобождение Иехонии (ок.560 г.), описанное в 4 Цар.25.27-30, устанавливает крайнюю

дату составления Книги. Однако большая ее часть была, по-видимому составлена и






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.