Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песнь Песней Глава 1






ПРЕДИСЛОВИЕ


И, наконец, «Песнь Песней» – это вершина всех его книг и всех книг Ветхого Завета. Она повествует о великой любви между Богом и людьми. Надо помнить, что все толкователи Ветхого и Нового Завета, православные, они всегда понимали ее не в том смысле, в каком часто понимают ее обычные люди. Есть даже постановление V-го Вселенского Собора, которое анафематствует тех, кто учит, будто бы «Песнь Песней» говорит о любви между мужчиной и женщиной. Дальше при чтении мы увидим, что в ней скрыт особый величайший, глубинный смысл.

Книга тем интересна, что, хотя все ее толкователи считают ее величайшей книгой Ветхого Завета, а рабби Акиба говорил, что весь мир не стоит того мгновения, когда дана была книга «Песнь Песней», тем не менее, в ней ни разу не упоминается имя Божие, ни разу не употребляется имя «Бог» и никакое из Его имен.

В этой книге неоднократно пытались найти какой-то сюжет, развитие драмы, пытались истолковать ее буквально, но она не поддается буквальному толкованию, принципиально не поддается. Об этом приходится говорить, потому что до сих пор появляются толкователи православные, а тем более, западные еретики, которые говорят, что в ней идет речь о любви между мужчиной и женщиной, о плотской любви. Но при таком подходе непонятно, почему Жених (там два главных героя – Жених и Невеста) периодически называется также и братом, а Невесту называет сестрой. Ведь, как мы знаем, по ветхозаветным законам со времен Моисея свадьба брата и сестры была невозможна. Кроме того, мы видим, что география совершенно не земная, то есть, что географические реалии Книги не совпадают с географией Палестины. Там нет также ни одной ссылки ни на Патриархов, ни еще на кого, даже нет никаких элементов свадебного еврейского ритуала. Наше венчание, кстати, очень точно воспроизводит еврейский свадебный ритуал. Известен случай, когда один человек, еврей, зашел в наш храм во время венчания и очень удивился, что все как в синагоге: то есть оба ритуала венчания восходят к Ветхому Завету. Здесь ничего похожего мы не найдем. Книга наполнена такими вещами, которые не переводимы при обычном подходе.

То есть, как я уже говорил, все древние толкователи Ветхого и Нового Завета и все Святые Отцы понимают под Женихом – Бога, Христа, а под Невестой – или Церковь, или человеческую душу, или Пресвятую Богородицу. Как Вы понимаете, все три толкования не взаимоисключающие, а, наоборот, взаимодополняющие. Какая человеческая душа больше всех восприняла Бога, как не Пречистая Богородица? И кроме того мы знаем, что в Крещении каждая человеческая душа становится храмом Бога и малой Церковью. Кто более всех реализовал в себе это, как не Пречистая Дева Мария? Здесь идет речь о каждой человеческой душе, которая приходит к Богу. Не только о Деве Марии, которая, конечно же, прошла этим путем, но и о любом христианине, который идет к Христу.

Итак, начинаем эту Книгу с заглавия, которое звучит так: «Книга Песни Песней Соломона». Что значит «Песнь Песней»? Значит, что это превосходная песнь, лучше, чем все песни земли, самая лучшая, самая прекрасная из всех песней. Кто стоит за именем Соломона? Конечно же, автором этой Книги, земным автором, является царь Соломон – величайший из царей Израиля, сын Давида, при котором Израиль достиг максимального своего могущества, который дал израильскому народу покой. Он первый, кто построил Храм Божий, кому Бог дал мудрости больше, чем кому-либо из людей земли, самый мудрейший из всех людей. Но за ним скрывается, конечно же, истинный автор этой песни, Которого тоже называют Соломоном. Слово «Соломон» происходит от слова «мир» («дающий мир», настоящий Миротворец) – «мир» не в смысле «космос», а в смысле «отсутствие войны». Истинный Автор этой песни – Тот, о Котором говорит 71-й псалом, Тот, чье владычество будет от моря до моря, от рек до конец вселенной, Которого Имя пребывает прежде солнца, Который является Всемогущим Богом. Здесь речь идет о том, что Песнь Песней – творение истинного Соломона, то есть Христа, истинного Миротворца, дающего мир вселенной. И потому не случайно, что Песнь Песней читается в праздник Пасхи, потому что в ней содержится предсказание о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа из мертвых.

 

 

ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ ГЛАВА 1

 

Начинается она такими словами. Невеста говорит Жених-у: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои (по-славянски – сосцы) лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песн. П. 1, 1-3). Так Невеста – христианская душа – желает, чтобы Бог лобзал ее лобзаньем уст своих, то есть, чтобы Бог встретился с ней лицом к лицу. Душа желает, чтобы Бог не через тени, не через кого-то из посредников общался с нею, но чтобы лобзанье Его уст, то есть слово Его, выходящее из Его уст, прекраснейший поцелуй, оно пришло к лицу ее, чтобы она могла встретиться с Ним и стать одним целым.

«Целовать» что значит? Значит – стать цельным, то есть мы желаем стать единым целым с Богом, при этом оставаясь сами собой. Смотрите, при поцелуе человек остается человеком, но он становится единым целым с тем, кого он целует. Здесь происходит не растворение личности в другой личности, а личная встреча, в которой человек узнает другого человека. Например, можно ли узнать человека, ненавидя его? Нет, конечно же. Можно ли узнать другого человека путем вскрытия? Нет, тоже нельзя. При помощи психоанализа можно узнать человека? Нет. Человека можно узнать, только полюбив.

Мы хотим полюбить не человека, мы хотим полюбить Бога. Поэтому инициатива всегда исходит только от Бога. Даже такое желание – полюбить Бога – не смогло бы в нас возникнуть, если бы Он нас не поманил. Об этом говорит следующий стих: «...ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя».

Представьте себе, на человека вылили сосуд с благовонием, какой от него исходит аромат! Знаете, иногда в метро или еще где пройдет женщина, и от нее аромат вокруг распространяется. Христос когда приходит, вокруг Него распространяется аромат необычайной силы и красоты, который охватывает всю вселенную.

Почему ласки Христа (по-славянски – сосцы) лучше вина? Сосцы – это знак того, что даже самое начало Его познания – молоко, дающее здоровье и жизнь. Как говорил апостол Павел: «Я кормил вас молоком, а не твердой пищей». И с самого начала учение Христа лучше вина, лучше всех учений земли, которые, как вино, помрачают разум человека. Когда человек напьется вина, его разум становится глуп и туп, человек глупеет и тупеет и теряет возможность ориентироваться в пространстве, начинает шататься. Так и человек, напившийся духовного вина злых духов, напившийся злого земного вина, злых земных учений, – его тоже начинает шатать в разные стороны, он начинает нести глупости, говорит взаимоисключающие вещи. Его начинает крутить, вертеть, он теряет всякую ориентацию во времени и в пространстве и начинает нести всякую ахинею. А самые начатки учения Христова – они отрезвляют, как молоко, поэтому они лучше вина. Сосцы Христа лучше вина.

И дальше говорит певец: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро». Блаж. Филарет Тирский говорит: «Почему же Христос назван разлитым миром?» Это одно из имен Христа – Разлитое Миро. Потому что некогда миро было заключено в сосуд. Представьте себе запечатанный сосуд с миром, он же не пахнет, а когда миро проливается, то аромат его заполняет все пространство. Некогда Иисус тоже был Неразлитым Миром, Божественная природа Его была скрыта от людей. Люди знали о Боге только тени, только те отблески, которые получали от пророков, но пришел тот день, когда Миро было разлито. И Тот, на Кого Оно было разлито, стал называться Помазанником, Христом, Тем, Кто помазан Небесным Миром, Божеством. Это был Тот, чье Человечество было помазано этим Миром. И действительно, аромат этого Мира распространился везде. Обратите внимание, это очень точное сравнение. Господь привлекает к Себе, как аромат, Он не берет, как Мухаммед. Он не мечом загоняет в Царство Божие. Мухаммед говорил, что раньше, мол, Бог посылал со словом, а меня Он послал с мечом. А Христос зовет тонким ароматом, которым влечет за Собой. Он действительно увлекает человека, манит его за Собою – для того, чтобы дать ему свободу. Не для того, чтобы обмануть или лишить жизни разума, а для того, чтобы дать ему жизнь разума, для того, чтобы сделать и его благоуханным.

Кстати говоря, сравнение с миром здесь не только символическое. Дело в том, что, как знают очевидцы, встречавшиеся с Богом, встреча с Богом прекрасна для всех органов чувств человека. Когда Серафим Саровский в Духе Святом явился Мотовилову, тот чувствовал аромат, который был несравним ни с какими духами земли. Недаром наше миро варится из 35 ингредиентов – самые ароматные подбираются, чтобы был самый прекрасный аромат на земле, потому что Бог – это первоисточник ароматов, Миро Благоухающее, Которое облагоухает все творение Свое, и это проявляется в самых очевидных вещах. Кто помнит из тех, кто прикладывался к мироточивым иконам, какой от этих икон исходит прекрасный аромат?! Это действительно отблеск и отзвук, некое отражение того первого Мира, излитого на человеческую природу, Мира – Христа, Божественного Мира.

И «... поэтому девицы любят тебя». Те люди, те души, которые сохранили себя в девстве, они любят Тебя. А те души, которые не девицы уже, как вы думаете, они любят Христа? – А мы все, души-то, – все девицы. К сожалению, нет, не девицы. Как тело может блудить с телами мужчин или женщин, так души могут блудить с ложными идеями, ложными богами, с ложными идолами, истуканами. Об этом и говорят пророки. Они обличают Израиль в блуде очень красочно. Как тело оскверняет блуд, так и душу осквернят соединение с ложными богами, с ложными духами, со всякой нечистотой. Не обязательно именно с ложными богами, всякими истуканами, хотя и сейчас такое бывает. Помните, как 1 мая наши доблестные анпиловцы ползали на коленях вокруг бронзовой статуи Владимира Ильича и просили у этой статуи прощения за то, что дали развалить Советский Союз? Если это не идолопоклонство, то что же это такое? Когда душа растлевается злом, когда она служит истуканам зла (как говорится в каноне Андрея Критского: «я стал самоистуканным страстями», то есть стал сам для себя истуканом), тогда душа человека уже перестает быть девицей. Он уже не бежит за Христом, для него, как говорит апостол Павел, этот благовонный аромат Христа воспринимается как запах, ведущий к смерти. Для любящих Христа, для любящих Истину, для любящих Бога, для них Христос – это аромат, ведущий к жизни. А для ненавидящих Христа – это аромат, ведущий к смерти. Они боятся и ненавидят и не бегут за Христом, а бегут от Него. На самом деле можно сказать, что люди перед лицом благоухающего Христа определяют, как у них органы чувств духовных – здоровы ли? Если здоровы, то человек бежит за Христом и получает исцеление, а если у него органы чувств извращены, то с ним происходит то же, что и у женщин во время беременности. Они могут есть самую вкусную пищу, а она им гадкой покажется, идиосинкразия возникает. Так человек может страдать и духовной идиосинкразией. Он воспринимает Христа – прекраснейшего из сыновей человеческих, благоуханнейшего и величайшего – как что-то жгучее, противное, ненавистное. Это связано с тем, что человек разлагается изнутри, у него душа распадается, гниет. И поэтому его собственная гниль, к которой он привык, она проявляет свою мерзость в сравнении с благоуханием Христа. И если человек выбирает гниль, то для него аромат Христа становится невыносимым.

Девственные души любят Христа. «Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои...» (Песн. П. 1, 3). Итак, душа говорит: «Ты влеки меня, и я побегу за тобою». Так происходит в христианстве: Жених – Христос влечет, а мы должны за ним бежать. Но мы часто говорим: «Влеки меня, тащи меня за собой на веревке, я буду сзади болтаться как не знаю что, как болван деревянный, как собака». А Христос хочет, чтобы, когда Он поманил нас, мы с радостной готовностью устремились вслед за Ним. Так и происходит: когда человек приходит ко Христу, Бог его манит, дает ему свою благодать, ничем не заслуженную, и смотрит, побежит ли за Ним душа или не побежит. Если не побежит, Бог начинает ее наказывать, а если побежит, то начинает ее поддерживать. Когда человек бежит, он может запыхаться, споткнуться, но он встанет и побежит дальше. Как на исповеди: когда мы исповедуемся, наша задача – бежать дальше. Тогда введет нас Царь в чертоги свои. Мы не должны просто стоять на месте и заниматься отжиманием: упал, отжался, встал, упал, отжался, встал. Надо бежать, и, если даже споткнулся и упал, надо встать и бежать дальше, никогда не прекращать двигаться на пути к Создателю. Царь уже ввел душу в чертоги свои. И это движение начинается, когда человек вводится в чертоги Царя.

Что же это за чертоги таинственные, в которые человек уже сейчас входит? Это, конечно же, Православная Церковь. Это действительно прекраснейшие чертоги Царя, дворец Царя, в который человек входит, и только тогда начинается настоящий бег за Богом. Все пути, которые вне этих чертогов, они еще вне пути к Богу. А когда входит человек в Церковь, тогда начинается настоящее восхождение, начинается настоящий бег, который, как мы увидим из самого последнего стиха «Песни Песней», никогда не заканчивается. Это бег, который влечет нас в вечность, который будет продолжаться вечно. Если становится тяжело молиться, тяжело добрые дела делать, надо заставлять себя бежать дальше, бежать, а не идти вразвалочку и не ползти по-пластунски, бежать, то есть вкладывать все силы. Когда вы все силы вложите, тогда будет легко. Когда по-пластунски ползете, тяжело.

Итак, «...будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песн. П. 1, 3). Как вы думаете, зачем должен человек приходить к Богу? – Для того, чтобы восхищаться и радоваться Им. Не для того, чтобы, например, Он от наркомании избавил. Бог принимает и тех, кто приходит ради этого. Бог у нас смиренный, никаких претензий у Него к нам нет. Но если человек остается только ради того, чтобы Бог ему все время что-нибудь делал, то есть все время говорит: «дай, дай, дай», – в такой ситуации Бог отходит от него, потому что человек слишком мало Его ценит. Действительно, человек должен уметь восхищаться и радоваться Богом. К сожалению, когда христиане утрачивают это чувство, у них душа умирает. А почему? Потому что они не хотят бежать. Когда человек ползет, ему сложно восхищаться Богом, он Его не видит. Он видит травку или грязь, по которой он проползает, холмики грязные. А когда он бежит, он видит Бога, за Которым бежит. Помните, как говорит апостол Павел: «…стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 12-14). Именно так нужно идти христианину: всегда забывать о прежнем и бежать к новому, бежать ко Христу, чтобы веселиться и радоваться Им, Ему. Вот в этом христианство. Не в том, что мы какое-то количество поклонов побьем, не в том, что мы ревностно посты будем соблюдать, а потом ходить и этим гордиться. Такое христианство фарисейское, к истинному христианству не имеет никакого отношения. Эти ступени, может быть, и неизбежны для начала, но их нужно переходить, нужно подниматься выше. Вопрос: а как можно восхищаться и радоваться? Ответ: очень просто. Вот, мы радуемся: «Христос воскресе! Какая радость! Слава Тебе, Господи, Боже, что Ты воскрес из мертвых!» Церковь же нас учит на каждом всенощном бдении, на каждой утрени нас учит! Помните: «Хвалим Тя, благословим Тя, славословим Тя, благодарим Тя Великия ради славы Твоея». Потому что «ТЫ есть», потому славим, не за то, что «ТЫ для нас сделал», а за то, что «ТЫ есть», за это славим. Как мы Тебя встречаем, как Тебя чувствуем. Единственное достаточное для нас чувство – это радость, которая превышает все. Почему Церковь ограничивает человека в каких-то вещах? Потому, что Церковь не хочет, чтобы люди растрачивали свои силы на всякую ерунду и глупость. Как говорит Василий Великий: «Если у человека душа простая, то есть не состоящая из кусочков…». Поэтому чем больше человек привязывается любовью к земному, тем меньше остается любви для небес. И тогда любовь к земному превращается в терновник, который заглушает все. А когда человек радуется и веселится пред Богом, тогда он начинает понимать, как правильно относиться и к близким своим, и к дальним, и к себе самому, он во всем начинает видеть Христа. Поэтому и говорит Невеста: «достойно любят тебя». Кто достоин любви по природе своей – это Бог. Вот нас любит Бог и недостойных, мы совершенно не достойны, чтобы нас любили. Он любит нас потому, что мы Его творения, а не потому что мы какие-то особые качества имеем. Многие люди считают себя очень хорошими, некоторые говорят: «Какой я умный, Бог меня за это любит» или: «Какой я духовный человек, Бог меня за это любит» и обижаются, когда узнают о том, что Бог любит всех нас не за наши заслуги, причем узнают об этом, когда Бог им популярно объясняет, что все качества, которыми они гордятся, вовсе не им принадлежат. Оказывается, Бог любит не за это, а любит совершенно незаслуженно, потому что люди – Его творение. Единственный, Кто достоин любви, это Жених – Христос.

 

Далее Невеста обращается к дщерям иерусалимским. Кто такие дочери иерусалимские? Это – ангелы, дочери Небесного Иерусалима, наши старшие братья, которые ликуют пред лицом Бога, граждане Небесного Иерусалима. К ним мы должны присоединиться снова. Невеста говорит: «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла. Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» (Песн. П. 1, 4-6).

Невеста оправдывается: «черна я, но красива». Человеческая душа черной стала, так как ее опалил грех, на она тем не менее красива, потому что на ней отпечаток Бога, воплотившегося в Сына Божия, по которому она создана. Образ Сына, образ Божий на ней отпечатан, поэтому она, хотя и черная, но не утратила красоты Образа. Как говорит архимандрит Софроний Сахаров, у человека есть страшное искушение: когда он погружается в глубины своей души, он может принять себя за Бога. Человеческий ум очень красив, потому что он является отсветом, отблеском ума Божия, хотя он извращен, и искажен, и испачкан. Поэтому душа человеческая, хоть и черна, но красива, сравнивается с шатрами Кидарскими, шатрами самых дальних кочевников, на дальнем севере, в глухой пустыне. Она черна, но красива, как шатры Кидарские, как странница, странствующая вдали от Бога, которая ничего основательного не имеет. Черна и красива, потому что состоит из двух народов – из языческого, идолопоклоннического и из еврейского, который дал пророка Давида. Потому и сравнивается с шатрами Кидарскими и с завесою Соломона – как два народа, которые вошли в одну Церковь.

И дальше Она говорит ангелам: «Не смотрите на меня, что я смугла», – то есть это не ее природное свойство, греховное. Об этом говорится в Писании: человеку не свойственно быть греховным, человеку не свойственно быть смуглым, черным. Грех и зло – это внешнее, это нечто, наросшее на человеке, это наросты и извращения, это не природное свойство человека. «Не смотрите на меня, что я смугла; ибо солнце [солнце зла] опалило меня» – меня опалило солнце, гнев Божий опалил меня.

«...сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла». Кто они такие – жестокие сыновья матери, которые разгневались на нее и поставили ее свои виноградники стеречь? – Это злые духи, бесы, которые раньше и были такими же прекрасными ангелами, как и дщери иерусалимские, но которые стали нечистыми злыми духами, тиранами, за свое отступничество. Итак, они «поставили меня стеречь виноградники» – они заставили работать на себя, служить себе, работать не на Бога, а на себя, потому что «моего собственного виноградника я не стерегла». Вспомним, когда душа не стерегла свой виноградник, свой сад? В раю Адам не смог сохранить своего собственного сада. И поэтому стал копаться в чужом саду, стал наемником у других господ, рабом, стал служить злым нечистым духам, потому что не стерег своего собственного виноградника, и стал черным и смуглым, его душа почернела.

И теперь душа обращается к Богу: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?» – Где Ты пасешь людей, покажи мне, где находится Твое пастбище, на котором Ты пасешь своих людей.

«Где отдыхаешь в полдень?» – то есть где Ты покоишься в своей сверхсияющей мощи. Полдень – знак полноты сияния Божия. Где Ты находишься, переполненный сиянием, где находится место Твоего покоя? Где я могу найти Тебя? Покажи мне Ты, потому что без Тебя я не найду этого. На самом деле глупы те, которые выдумывают свои религии, потому что они пытаются своими силами прорваться туда, куда они сами никогда не смогут войти.

«К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» – к чему мне скитаться около стад чужих богов, служить чужим богам? Я хочу найти Тебя, но не могу найти Тебя. Моя душа рвется к Тебе, но сама я найти не могу, мне нужно, чтобы Ты сам нашел меня. Никто, ни один человек никогда не сможет найти Бога, если Бог сам не найдет предварительно человека.

 

И ангелы отвечают: «Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских» (Песн. П. 1, 7). Славянский текст более точен: «Если ты не знаешь себя, прекраснейшая из женщин…». Только через вхождение в свое сердце ты можешь найти Бога. Не потому, что Он там есть, а потому, что там находится дверь, ведущая к Нему. Если ты не знаешь себя, не познал себя, своего состояния, не увидел, кем ты стал, если ты не понял, кем ты был и кем ты стал, не осознал, в каком состоянии ты находишься, тогда ты не можешь никогда найти Бога. Тогда занимайся тем, чем раньше занимался, иди по следам своих овец, копайся в земле, будь таким же человеком, будь таким же привязанным к земле, как пастухи.

И здесь уже вступает Жених, Который Сам находит свою Невесту, Он говорит: «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками» (Песн. П. 1, 8-10). Интересны слова: «кобылица моя в колеснице фараоновой». Если ты Моя кобылица, то почему находишься в колеснице фараоновой? Непонятно, о чем идет речь, если воспринимать буквально. Действительно, душа стала подобна кобылице: как кобылу несет ее в разные стороны, как говорил пророк Иеремия: «Все вы как лошади ржете, каждый на жену ближнего своего». И душа, хотя она и Божия изначально, стала кобылицей в колеснице фараона. А кто же такой фараон? Конечно же диавол, величайший фараон, царь Египта духовного, области тьмы. И человек стал кобылицей в колеснице фараоновой, хотя он изначально Божий. Сначала был Божий, но стал полностью управляем фараоном. Знаете, как кобылицей управляют? Вкладывают в рот удила, куда повернет возничий, туда она и смотрит, туда и едет. Так же и человеку удила диавол вложил, сел на него и поехал и скачет, куда ему хочется. Но при этом надо помнить, что диавол не любит эту душу, хотя она и стала его кобылицей, потому что знает, что она по природе не его, а Божия. Душа принадлежит Богу изначально, поэтому диавол ненавидит эту душу, хочет ее убить. Поэтому Бог и говорит: «Когда я тебя нашел, ты была подобна кобылице в колеснице фараоновой».

И затем: «...я уподобил тебя, возлюбленная моя» – ты становишься моей возлюбленной.

 

А дальше он говорит: «Прекрасны ланиты твои под подвесками». Что же окружает голову невесты, какие прекрасные подвески ограничивающие? Закон Божий, который и ограничивает невесту, и является украшением ее? Измененный разум становится подвесками для невесты. С чего начинается обращение ко Христу? Смотрите, очень точно – с того, что меняется разум, не с того, что чувства меняются. То, что построено на чувствах, оно очень быстро рушится. А по-настоящему человек становится прекрасной невестой, начинается тогда, когда Христос надевает ему на голову прекрасные «золотые подвески», то есть золотое мышление, меняет способ мышления у человека. Тогда его щеки становятся красивыми – «прекрасны ланиты твои», – способными даже стыд ощущать. «...шея твоя в ожерельях...». – Дальше что Бог делает? Он надевает на шею человека ожерелья красивые в знак чего? То есть, Бог приучает человека к смирению. Если у человека гордого шея медная и железный затылок, как говорит Писание, то у человека, верного Богу, шея как воск. Она сгибается легко, то есть полностью покорна Богу. Человек, вместо того, чтобы закусывать удила и нестись в колеснице фараона, становится слугой Божиим, которого Бог украшает прекрасным ожерельем.

И дальше Бог говорит: «Золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками» (Песн. П. 1, 10). Мы сделаем подвески, которые сможем тебе на уши подвесить, с серебряными блестками. Почему еще не цельнозолотые? Мы тебе вкладываем Откровение Наше, но оно еще не цельное, не совершенное, потому что ты не способна познать всей полноты Откровения. Сначала Мы даем тебе азы. Как Господь учил Церковь? Он дал ей сначала золотые подвески Закона с серебряными блестками, еще несовершенное нечто, «повесил на уши», для того чтобы приучить тем самым к слушанию, хотя бы так начать обучение человека. Так вот, когда человек приходит в Церковь Православную, он тоже начинает с каких-то азов, с книжечек, например «В помощь кающемуся», «Как вести себя в Церкви». Это действительно вещи хорошие – «золотые подвески с блестками серебряными», но это только начало, потому что это ведет к более далеким путям, путям богоуподобления.

 

Итак, невеста отвечает: «Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских» (Песн. П. 1, 11-13). – Пока Царь, Бог, покоился за Своим столом, за трапезой, «нард мой издавал благовоние свое», то есть тот дар Духа, который вошел в меня, благоухая, тогда, когда Царь был за трапезой. А когда человек приходит к трапезе Царя, начинает благоухать? Во время причастия, тогда действительно душа начинает расцветать, начинает благоухать, как нард, спрятанный в одежде, как благовония, спрятанные в одежде. И когда я причащаюсь, мирровый пучок, благовонное миро – это «возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает». Даже еще точнее: между персей, между грудей моих пребывает. Где это – между грудей? В сердце, конечно же. Когда возлюбленный у меня в сердце, когда Христос входит в мое сердце через Причастие, Он становится похожим на миро, Он начинает облагоухать всю природу мою, начиная с груди. Одновременно Господь разум, и душу, и сердце трогает и со всех сторон начинает разгром врага, на человека действующего. Он переделывает всего человека, облагоухает его, делает его чудесным сосудом благовоний.

Жених, когда видит Невесту в таком виде, говорит: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные» (Песн. П. 1, 14). То есть, когда благоухание миро вошло в тебя, ты приобретаешь глаза голубя. Почему голубя? – Глаза Святого Духа. У человека меняется созерцание мира. Обычно у человека какие бывают глаза? «Руки загребущие, глаза завидущие» – глаза у него все время «хапают». Это даже видно, люди иногда глаза прячут, чтобы другие в них не заглянули, поэтому они ходят в темных очках. Они начинают все судорожно ощупывать глазами, взгляд становится такой жадный, бывает взгляд раздевающий, то есть глаза человека пожирают все вокруг, одержимые страстью блуда или гнева или страстью сребролюбия или чем-то другим, – глаза не Божьи совсем. А когда Бог входит в человека, у него начинают меняться глаза, и это видно. Глаза человека начинает преобразовывать Святой Дух. Человек начинает искать, что полезно, что Богу угодно, что прекрасно. Это следующая степень, которую хочет Жених от Невесты. Чтобы наши глаза, наше зрение отыскивало только прекрасное. Есть люди, которые всегда и везде плохое ищут, везде ищут жидовский заговор, всякие пакости, – они одни против всех. Как пел Гребенщиков: «лихо жить, когда ждешь войны с той стороны». Действительно, когда человек ждет со всех сторон нападения, он везде видит врагов. Потому что не те глаза. Что внутри, то и снаружи человека. Настоящим христианином человек начинает становиться, когда приобретает «глаза голубиные». Когда начинает отыскивать, что хорошо, а не то, что плохо. У некоторых людей есть страшная страсть – поиск врагов, заразы в книжках, заразы в людях, в каких-то идеях и т.д. Такие могут заниматься годами, десятилетиями этой «замечательной» страстью. Это значит, что они не прекрасные, не возлюбленные, у них глаза не те совсем. А нужно, чтобы глаза были голубиные, тогда человек будет отыскивать самое прекрасное, что угодно Святому Духу.

 

Невеста отвечает: «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас — зелень» (Песн. П. 1, 15). То есть, Ты прекрасен Сам по Себе и любезен, то есть Ты очень деликатный Бог, очень обходительный. Когда человек общается с Богом, он чувствует, что Бог – сама любезность, очень учтиво общается с человеком. «И ложе у нас зелень» – то есть, когда человек сенситивно общается с Богом, все вокруг начинает цвести. Когда Бог входит в сердце человека, вокруг него начинает все зеленеть. В день Святой Троицы храмы украшают березками, символом вечной жизни, которая в день Пятидесятницы сошла на эту землю. Когда человек становится богоподобным, вокруг него все расцветает. Как отличить настоящего старца от ложного старца? Как отличить настоящего богоугодного человека от ложного благочестия? Настоящий старец всегда полон радостью и вокруг себя сеет жизнь, около него все ликуют, веселятся, люди начинают подниматься с колен, они начинают оживать. А лжестарец, или просто лжепророк, наоборот, везде сеет панику и смуту, потому что он не встретился с Богом.

И дальше: «кровли домов наших — кедры, потолки наши — кипарисы» (Песн. П. 1, 16). Что за «дома» такие, в которых душа человека с Богом встречается? – Церковь. Почему кровли домов – кедры, а потолки – кипарисы? Потому что Церковь обладает благоуханной добродетелью, а потолки наши, буквально, – стропила из кипариса, не гниющего благовонного дерева. Что это за балки, стропила, на которых держится крыша Церкви? – Это православные догматы, которые не гниют, никогда не меняются и издают прекраснейшее благоухание. Вот так люди встречаются с Богом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.