Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования.






В России интерес к восточному садоводству неуклонно растет, начиная со второй половины ХХ века. На протяжении последних 60 лет в лесных, строительных, архитектурных и сельскохозяйственных ВУЗах активно открывались специальности, создавались факультеты, выпускались специалисты по озеленению городов, садово-парковому и ландшафтному строительству. Не смотря на повышенный интерес к специальности, ее экологической, природоохранной и культурно-исторической значимости, исследований по теории и истории озеленения городов, затрагивающих природно-географические условия и этно-культурные традиции, практически нет. Крайне мало российских исследований и публикаций на эту тему, что влечет за собой отсутствие учебников, и как результат – низкую эрудицию выпускаемых специалистов в рассматриваемом направлении.

Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих российских и зарубежных ученых в области озеленения городов, садово-паркового строительства, ландшафтной архитектуры, истории, искусствоведения и востоковедения, а так же собственные исследования автора. Садово-парковое искусство Китая – остается в нашей стране малоизученной темой, несмотря на близкое соседство наших стран и тесные контакты наших народов. В российских публикациях в специальной литературе по ландшафтной архитектуре и садово-парковому строительству имеются весьма скудные сведения о китайских садах лишенные стилевого анализа. Одной из первых профессиональных попыток описать китайские сады находим у А.Регеля в «Изящном садоводстве..», изданной в 1896 году. Четкой позиции в отношении к китайскому садовому искусству у него нет. В разделе книги, посвященном китайским паркам, Регель не скрывает, что исходя из имеющейся у него информации, можно составить только гипотетическое представление о китайском садоводстве (Регель А.Э. Изящное садоводство и художественные сады. М.: ЗАО «Фитон», 2007, с.82-87). Последующие российские авторы давали информацию в пределах фактов, изложенных А. Регелем (Залеская, 1964; Жирнов, 1977; Боговая, Фурсова, 1988; Ямщиков, 2009). Всех вышеперечисленных авторов объединяет их позиция о первичности китайских пейзажных садов перед европейскими, однако доказательной базы нигде не приводится.

В большей степени, чем ландшафтные архитекторы, внимание садово-парковому искусству востока уделяли российские искусствоведы. В книге В.Я Курбатова «Всеобщая история ландшафтного искусства» (2007) в разделе, посвященном китайским и японским садам, высказывается точка зрения, очень похожая на то, о чем писал А.Регель по этому вопросу.

Академик Д.С.Лихачев, исторически обосновывая появление пейзажных парков в Англии пишет, что разрушению эстетики регулярных садов послужило знакомство с китайскими садами и увлечение «chinoisere» во всех формах искусства (Лихачев, Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст Текст. / Д.С. Лихачев. - М.: Согласие, 1998. - с.196.). Искусствоведческий анализ японским садам дан в книгах Николаевой Н.С. (1975, 2005), а китайским - Виноградовой Н.А. (2004), изданных в серии «Сады мира». В обеих публикациях уделяется внимание в основном художественной стороне восточных садов - архитектуре, композиционной целостности, росписям и интерьерным элементам. Искусствовед Б.М.Соколов в работах об английских пейзажных садах многократно упоминает о связи английских пейзажных парков с китайским садовым искусством (Соколов, 2002, 2004).

Небольшое число работ, посвященных исследованиям в области садово-паркового искусства, в основном их философско-культурному аспекту, опубликовано отечественными востоковедами. Это работы Е.В.Завадской (1969, 1991), В.С.Мясникова (2006), Е.В.Новиковой (2004), Е.А.Торчинова (1992, 1999), Г.А. Ткаченко(1999), В.В. Малявина (1995, 1997).

При изучении вопросов философско-религиозной основы китайских и японских садов автор данной работы использовал опубликованные переводы древних философов и комментарии к ним в сборниках под редакцией В.В. Малявина (1997, 2004), Е.А.Торчинова (1992), Титаренко М.Л. (2006), М.Е.Ермакова, а также работы Г. Дюмулена (1994), Л.С. Васильева (1988, 2001).

Вопросы развития западноевропейских садов и парков и связанные с этим историко-географические причинно-следственные связи изучались по работам Боклль Г. (2002), Johnson Kirk (1999), Иглз Р. и Диксон Э. (2008), Дэниел К. (2008), Ван Зюилен (2003), Uglow J. (2005), Buchan U. (2006), Mackay S. (2001)

При изучении специальных вопросов японской и китайской архитектуры, живописи, литературы, тесно связанных едиными эстетическими нормами с садами, использовались работы авторов Richie Donald (1995), Man-Ho Kwok (1997), Ду Фу (2000), Ван Вэй (2001), Глухаревой О.Н (1982), Григорьевой Т. П. (1979), а также такие сборники работ как «Китайская пейзажная лирика» (1984) «Китайская поэзия в переводах Льва Меньшикова» (2007) и др.

При анализе литературных источников зарубежных авторов в области идеологии садового дизайна восточноазиатских и западноевропейских садов изучались работы Attiret Jean-Denis (1982), Chambers William (1757), Chen Congzhou (1989), Zhu Junzhen (2002), Рандхава М. (1981), Джекобсона Д. (2004), Lou Qingxi (2010), Zhu Junzhen (1992), Hu Dongchu (1991), Shinji I. (1989), T. Saito (1987), Chinese classical gardens (2002), Planing & design of pedestrian way park in Tsukuba (1987), Planing of Tokyo (1999), Suzhou gardens (1999).

Анализ флоры садов и парков Китая, Японии и Великобритании осуществлялся по публикациям Reid Daniel (2001), Alpine flowers of Japan (1988) Zhi Mao-sheng (2007), Jiang Yongming, Weng Zhilin (2006), Quan Zhengjin, Li Zuowen (2006) Beijing Botanical Garden (2004), Martin W. K (1971), Garden plants of Japan (2004), Kashioka, Ogisu (1997).

В работе были использованы материалы, полученные автором в процессе личного обследования садов Японии и Китая и Великобритании и других стран Западной Европы и Восточной Азии в период 1988-2010 гг. (Голосова, 1998, 2002, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010)

Предметом исследования являлисьобъекты ландшафтной архитектуры и озеленения городов юго-восточной Азии и Европы, традиционные приемы и методыформирования пространства иподбора древесных растений в садах Китая, а также заимствование и трансформация этих приемов и методов в других странах исследуемых регионов на примере Японии и Великобритании.

Методологические принципы исследования.

1.Принцип системного анализа позволил получить полные и глубокие представления о предмете изучения – увидеть историю развития декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры Китая как целостный процесс, в котором отражены разнообразные отрасли знания.

2.Исторический принцип исследования позволил выявить общие закономерности развития китайского классического садоводства и причины заимствования его приемов в других странах исследуемых регионов.

3.Принцип сравнительной хронологии, свойственный большинству фундаментальных исследований и принцип развития позволили проследить возникновение, становление и формирование садово-парковых стилей на основе конкретных произведений садово-паркового искусства исследуемого региона, позволили определить этапы развития и закономерности заимствования приемов и методов в создании объектов озеленения Китая, Японии и Великобритании.

4.Принцип сравнительного анализа позволил выявить не только внешнюю схожесть некоторых элементов и художественных приемов исследуемых объектов, но и выявить общие закономерности планировочных и конструктивных особенностей садов и парков.

Рассматривая проблему исторического формирования восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под определенным углом зрения, то есть, по степени влияния на становление их национального ландшафтного стиля китайского классического садоводства, в качестве примеров для углубленного изучения садов нами были выбраны Япония и Великобритания. Выбор этих стран объясняется следующим:

1.Сходность географического положения: Япония – островное государство в Азии, Великобритания – островное государство в Европе.

2.Обе страны имеют известные всему миру и признанные садоводческие традиции, их национальные сады вошли в историю мировой культуры в качестве понятий «Японский сад» и «Английский пейзажный парк».

3.Япония и Великобритания активно экспортируют национальные садовые приемы в другие страны мира.

 

Рисунок 1 – Блок-схема исследований






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.