Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Амвросий митрополит.






Почему митрополит Амвросий и допущен был священнодействовать в Белокриницком монастыре по долгу освященнаго епископа, где и ожидать ему до последования настоящаго утвержения о принятии его в австрий­ское подданство.

Между тем австрийский император сде­лал о митрополите Амвросии к цареградскому патриарху справку чрез своего консу­ла. Патриарх, не знав еще, что митрополит Амвросий поступил к староверцам, полагая, что он хощет быть в австрийском подданстве при митрополии Карловицкой, единоверной с церковию греческой, скоро дал ответ авст­рийскому императору чрез консульство в действительности грамот и о безпорочности митрополита Амвросия, и что он освобожден от правления своей митрополии не за погрешности, но по ненависти турок.

По получении от цареградскаго патриарха сведения австрийский император немедлен­но утвердил принятие в австрийское под­данство, и последовавшею утвердительною от 7 июля 1847 года под № 16130 грамотою признан был первосвятителем староверческаго Белокриницкаго монастыря, ни от ка­ких духовных лиц прочих религий отнюд не зависимым.

Митрополит Амвросий, вследствие поданнаго австрийскому императору проше­ния, получил от Его Величества милостивое разрешение и возвратился чрез Львов, и 12 октября 1846 года прибыл в Белокриницкий монастырь, где встречен был от всех иноче­ствующих братий и многочисленнаго христианскаго народа с подобающею честию и неизглаголанною радостию. И немедленно послано было в Молдавию к ясским хри­стианам, и в соседственные российские го­рода, и прочие христианские общества из­вещение о прибытии митрополита Амвросия в Белокриницкий монастырь, дабы оные христиане сходились на собор в Белую Кри­ницу для общаго разсуждения о принятии реченнаго митрополита в православную ве­ру. И в скором времени прииде из молдавскаго Мануиловскаго монастыря игумен Иоиль с братией и со старцы Мануиловскаго скита и с прочими депутатами из Ясс, такожде и из прочих мест безчисленнии людие, иноцы и мирстии, снидошася.

Собор сей бысть в Белокриницком мона­стыре28 октября 7354 года, в день недель­ный пополудни, следующим образом. В хра­ме Покрова Пресвятыя Богородицы после всенощнаго бдения и святыя литургии, на амвоне поставлену украшенному аналою, на нем же положену святому Евангелию с предстоящею возжженною свещею. По обою страну амвона вдоль церкви для заседания присутствующих поставлены стулья, а по­среди на другом, аналое положена была Кормчая и другия многия божественнаго писания книги; сим же тако устроенном, по трикратном ударении в колокол собравшие­ся людие за священноиноком Иеронимом и настоятелем иноком Геронтием с благогове­нием взошли в церковь и по обычном начале сели на приготовленных местах; по одной стороне в начале сел настоятель инок Геронтий со всеми своими соборными старцами и прочих скитов иноками, а по другой стороне сел священноинок Иероним, за ним устав­щик белокриницкия церкви Киприян Тимо­феев, потом депутаты от Молдавии - ясские купцы Никифор Панкратьев, Иаков Иванов Железников и Логгин Андреев, далее - де­путаты от своих слобод: белокриницкие, климоуцкие, соколинские, михидрские и прочие христиане, собравшиеся из окрестных сло­бод, в безчисленном множестве предстояще со угнетением, наполнили всю церковь и притвор, даже невместительно.

Бывшу же молчанию, абие востав настоя­тель инок Геронтий и сотвори молитву Исусову, возгласи во услышание всем, указуя на святое Евангелие, глаголя сице: " Отцы святии и братия, и вси православнии христиане, видите святое Евангелие, вонмите, яко Сам Христос, Праведный Судия, посреде нас присутствует, то убо должны мы разсуждать и строить предстоящее дело без всякаго ли­цемерия, согласно святых отец писанию и воли Божией, а именно: приступающаго ны­не в наше древлеистинное православие, от внешней греческой религии, господина высокопреосвященнаго митрополита Амвро­сия, каким образом и которым чином приня­тие быти долженствует? " Вси сущие на со­боре отвещаша, тако глаголюще: " Потребно убо есть всеопасне разсмотрети святых все­ленских и поместных соборов и особь быв­ших святых отец правила и святоотеческия события и примеры, еще в первенствующей восточной Церкви бывшия, иже к сему предмету относящияся. Притом же наипаче должно есть видети и о самом крещении гос­подина митрополита Амвросия, по обычаю принимаемых от великороссийския церкви священников, яко да по силе гласящаго святейшаго патриарха Филарета соборнаго из­ложения, о сем подробное испытание сотво­рится, и не сомнительным удостоверением обычай действия трехпогружательнаго в греческой церкви крещения соборне засвидетельствуется. Сия слышав, настоятель, инок Геронтий, вызвал из среды посылае­мых в Палестину иноков Павла и Алимпия, яко да засвидетельствуют о действующемся убо есть всеопасне разсмотрети святых все­ленских и поместных соборов и особь быв­ших святых отец правила и святоотеческия события и примеры, еще в первенствующей восточной Церкви бывшия, иже к сему предмету относящияся. Притом же наипаче должно есть видети и о самом крещении гос­подина митрополита Амвросия, по обычаю принимаемых от великороссийския церкви священников, яко да по силе гласящаго святейшаго патриарха Филарета соборнаго из­ложения, о сем подробное испытание сотво­рится, и не сомнительным удостоверением обычай действия трехпогружательнаго в греческой церкви крещения соборне засвидетельствуется. Сия слышав, настоятель, инок Геронтий, вызвал из среды посылае­мых в Палестину иноков Павла и Алимпия, яко да засвидетельствуют о действующемся обычаи трехпогружательнаго крещения в греческой патриархии, где находился ми­трополит Амвросий. Иноки пред лицем все­го собора ответствовали о действительности трехпогружательнаго крещения в восточной греческой церкви: " Мы очевидным наследо­ванием быв уверены, о чем даже и прежде сего, в бытность нашу во Иеросалиме, во Египте и в Царьграде, письменно извещали, что греки восточнаго исповедания, в коем находился и господин митрополит Амвро­сий, повсюду действуют крещение в три по­гружения. И когда по предложению нашему его высокопреосвященству поступить в на­шу староверческую религию и по святоотеческим правилам учинить церковное при­соединение, быть первосвятителем Белокриницкаго монастыря и всех христианских обществ, на что изъявив ревностное желание и усердие, и на предлог о трехпогружательном крещении его преосвященства он, гос­подин митрополит Амвросий, по долгу при­сяги, с целованием святаго образа и своеручнаго подписания в данном нами условии, нас заверил, яко о себе известно уверен, что крещен в три погружения. А именно потому уверен, что отец его, от котораго он рожден, был всеревностный священник и всеобщий хранитель всего того, что изображено в пе­чатных их потребниках. А наипаче сие важ­ное дело, когда в потребнике напечатано крестить в три погружения, как то самое слово показует - ваптизмо (греч. - погружение), то отнюдь не можно и помыслить, чтобы он сам, то есть отец его, ему учинил крещение по еретиче­скому латинскому обычаю. Еще же и сие ми­трополит Амвросий сам помнит твердо, бу­дучи еще он во училище, бывший в Еносе архиерей, хотящих происходить в попы, на экзаменации каждаго испытывал о знании восточной греческой церкви закона, и по­учал оных, дабы могли различать греческую веру от латинской, особенно же в крещении младенец. Также и прочие еносские после­дующие архиереи, как ему известно, тем же порядком поступали. А потому и сам он во все время своего священства тако действовал, всюду и прочих тоже творящих видел. А к тому еще и мы очевидные свидетели, что в Царьграде, в Сирии и Иеросалиме видели трехпогружательное крещение и по многим распросам ни от единаго человека не слыха­ли, не только чтобы в нынешнее время греки обливанием крестили, но ниже помнит кто, чтобы когда в крещении у них обливали, ис­ключая только тех грекосириан и славян, уклонившихся во униятство с католиками. Однако даже и самые католики, в восточных странах живущие, подражая восточным, в крещении погружают. О чем во Александ­рийской патриархии, то есть в Египте, из­давна тамо находящиеся единоверные наши иноки Богом о том заверили, что и в письме к настоятелю Славскаго скита иноку Макарию с братиею, между прочим, и о трехпогружательном крещении упомянули. Сия же слышавше вси, иже на соборе присутство­вавшие, присудиша, дабы и сам митрополит Амвросий лично засвидетельствовал о дей­ствительности трехпогружательнаго креще­ния, учиненнаго его высокопреосвященству. Егда же сие желание собора предъявлено было митрополиту Амвросию, тогда он, тща­тельно пришед в собор, и пред всеми лично, подобно вышереченным послам, чрез пере­водчика с великим удостоверением изъяс­нялся, что он действительно крещен в три погружения по неизменно содержащемуся обычаю во всей восточной греческой церкви, кроме католиков, которые аще и обливают в крещении, но от греческой церкви проклинаеми суть, ибо от них приходящих она со­вершенно перекрещивает. И к тому еще для несомнительнаго удостоверения представил на разсмотрение привезенныя им из Царь-града печатныя на греческом языке книги, а именно Кормчую, яже по-гречески называ­ется " Пидалион", которая напечатана 1800 года, Симеона Фессалонитскаго, иже напе­чатана 1791 года, и потребник греческий, по которому он священнодействовал. И за сим его преосвященство благочинно удалился из собора. Тогда немедленно приступили ко изследованию вышереченных греческих книг чрез искусных переводчиков, которые, всеопасно и тщательно разсматривая, находили то же самое подтвержение о крещении во всем согласно реченных послов и самого господина митрополита Амвросия личному устному уверению. В сих книгах ясно свиде­тельствуется трепогружательное крещение, а обливательное, как латинское и еретическое, весьма воспрещается. По таковом личном вышеупомянутых послов удостоверении и самого митрополита Амвросия засвидетель­ствовании, и изследовании греческих книг, где о трехпогружательном крещении в вос­точной церкви несомненно подтверждается, вси сущий на соборе были уверены, яко упо­минаемый митрополит Амвросий действи­тельно крещен есть в три погружения, про­сили настоятеля инока Геронтия, дабы по преждереченному его предложению присту­пить к надлежащему разсмотрению и разсуждению соборных правил и святоотеческих событий, яко да сим общим советом опреде­лено будет приходящему митрополиту за­конное чиноприятие. Тогда настоятель пове­лел иноку Павлу вычитать пред собором вкратце составленное описание о разных ере­тических верах, святыми соборами осужден­ных, и от которых действуемое крещение и хиротония достойны суть ко приятию в пра­вославную Церковь без повторения. За сим тому же подобное сличение о великороссий­ской и греческой церкви, с кратким означени­ем нововнесенных догматов, следующее:

Нынешние великороссияне, малороссияне и украинцы вселенскими соборами не осужде­ны, а потому определение чина принятия должно быть по степени сравнения с прочи­ми осужденными еретиками, сообразно со­борным правилам, то есть, хотя все они, ве­ликороссияне и малороссияне, и украинцы в нераздельном мире состоят, даже и архиереи меняются епархиями по церковному союзу, но принятие обращающихся от них должно быть разно, как и на самом деле есть. Поне­же и святейший Филарет Московский от унии из Польши приходящих разделил в при­нятии многим различием, взирая не на согла­сие их совокупное, но на разное действие та­йн, совершаемых ими. Великороссияне, мало­россияне и украинцы во Святую Троицу и во Христа Спасителя веруют православно, но имя Исусово, пишемое с единою итою, похабно и зловредно опорочили, якобы оно не изо­бражает Спасителя, но" инаго некоего равноухаго Исуса1".

Великороссияне и малороссияне, и украин­цы все седмь вселенских и девять поместных православные соборы приемлют. Бывшие же древлероссийские православные соборы в Мо­скве, при митрополите Макарии и при пат­риархе Филарете, отвергают.Не последую­щих же но во выдуманным уставам и предани­ям никоновым проклинаютКрещение вели­короссияне совершают хотя и в три погру­жения, но и обливательное за равно прием­лют и даже хотя бы какой-нибудь только вид омовения был, как явствует в книге о поливательном крещении, изданной от всероссийскаго синода 1724 года, а потому малорос­сияне и украинцы крещение и доднесь облива­нием действуют всеобдержно. В великорос­сийской церкви сень Креста всюду предпочи­тается паче истиннаго Креста Христова3. Тремя персты знаменуются и херосложением благословляют. От великороссийской церкви, после никоновых нововведений, по соборному установлению отцев, иже на Керженце и на Ветке, узаконоположено приходящих от оной великороссийской церкви, как священных, так и простых, принимать вторым чином под миропомазание, как и действуется во всех обществах нашей православной Церкви и по настоящее ныне время без всякаго изменения. Последовательно же сему установленному чиноприятию и присоединившийся в нашу православную веру епископ Епифаний, хиро­тонисанный ясским митрополитом, был при­нят на Ветке, в Покровском монастыре, то­же вторым чином, который по надлежащем чиноприятии и миропомазании так, как и прочие принимаемые от великороссийской церкви, на основании осьмаго правила Перваго Вселенскаго собора священнослужители, пребывающий в прежнем звании и действии, оставался в том же епископском сан5

Нынешние греки тоже вселенскими собо­рами не осуждены, а потому и они также подлежат чиноприятию по сравнению по­грешности их, смотря на самое их действие, а не на согласие, что они мируют с Россиею и с митрополиями, иже у нас в Австрии (Львовскою и другими прежде бывшими ма­лороссийскими епархиями) и в Сербии имею­щими крещение смешанное и другия некото-рыя погрешности, коих греческая церковь не имеет. Греки в догмате веры о Самом Боже­стве никакой погрешности не имеют, что есть главный пункт православия. Все седмь вселенские и девять поместные православные соборы приемлют, но приемлют еще и ново­московский неправославный собор о новых преданиях церковных6

Однако сопротивно российскому синоду крещение трехпогружательное, во имя Отца и Сына и Святаго Ду­ха, всеобдержно действуют, а обливательное латинскою схизмою порицают. А если к пат­риарху в том обличен будет поп, то абие от парохии7 и от службы отлучается. В грече­ской церкви богослужение неправославное, перстосложение на благословение и моление, и все прочее точно то самое, какое ныне в великороссийской церкви содержится. Он греческой церкви, со времен согласования оной Никону в нововведениях, принимаемаго свя­щенства в нашу православную Церковь еще не было, не за сомнение новшеств, в греческой церкви существующих, какие и в великорос­сийской церкви содержатся, но по причине неспособности греческаго священства, сущих другаго языка, для нашего русскаго народа. А притом же ко приятию греческих попов и нужды не предвиделось, поелику во всех на­ших обществах существовали принимаемые русские священники, поставления церкви ве­ликороссийской, более способные для отправ­ления богослужения и священнодействия, совершаемаго повсюду в наших обществах на славянском языке.Но что касается до грече­ских архиереев, за различие словесности ме­жду нами и греками, так как и в разсуждении греческих священников, то можно видеть яс­ный пример в древлеправославной российской Церкви, яко во оной от лет равноапостольнаго князя Владимира до Никона патриарха почти безпрерывно существовали греческие епископы и митрополиты в разных россий­ских епархиях, священников же из Греции и тогда весьма мало в России находилось. А по­тому и о приходящем ныне митрополите, сущем греке другаго языка, не должно иметь смущения. Итак, предварительно представ­ляем мы сие краткое соображение на раз-смотрение всякому православному нашему обществу: как поступить в принятии ныне приступаюшаго в нашу православную веру от греческой церкви господина митрополита Амвросия, яко да общему всех христиан разсуждению определено будет ему, митропо­литу, законное чиноприятие. О чем вседушно просим благаго о Христе совета, понеже спа­сение во многом совете бывает".

Той же инок Павел в заключение приба­вил следующее: О содержащихся ныне в греческой и великороссийской церкви новопреданиях, хотя и не было такого осуждения ересем и ограничения чиноприятия, каковое было на вселенских и поместных соборах о вышеупомянутых еретиках, однако видно из соборных деяний, учиненных значительны­ми соборами керженских и ветковских отцев, где, по разсмотрении святоотеческих правил и событий и по соображении нововводств в церкви великороссийской с древ­ними неправомудрствующими еретиками, установлено принимать приходящих от ве­ликороссийской церкви священников и про­стых людей вторым чином, как и действова­ли даже и до днесь во всех наших христиан­ских обществах неизменно. Итак, если мы, принимая от великорусской церкви священ­ников, не сомневались в том, что оная цер­ковь приемлет и обливательное крещение за истинное, не приемлющих же оное за равно­сильное с трехпогружательным сумасброда­ми, атеистами и прямыми безбожниками нарицает, что явствует из книги, напечатан­ной от всероссийскаго синода в 1724 году под названием: " Оправдание о поливательном крещении" 8. И всему свету известно есть, что она целыя епархии имеет в Мало­россии и на Украине, где всеобдержно в крещении обливают, архиереев меняют из одной епархии в другую без всякаго разли­чия. О чем даже праведно бы и усумниться, если бы святейший Филарет, патриарх Мос­ковский, не означил в Соборном изложении ясным словом9что приходящаго в право­славие от таких стран, где разнообразно крещение действуется, но при прилежном распросе сам о себе скажет, что он есть трехпогружательнаго крещения, таковаго вновь крестить не подобает, хотя бы и свидетелей о том не было. А когда при освященном лице прежнее крещение остается, то по силе гла­сящих правил и хиротония не повторяется. То кольми паче о принятии ныне от греков приходящаго митрополита за крещение никаковаго сомнения быть не должно, потому что греческая церковь в главном догмате ве­ры состоит весьма справедливее великорос­сийской. Яко оная, то есть греческая, цер­ковь обливанием действуемое крещение ла­тинскою схизмою порицает, а священников за то от прихода отрешает и от службы отлу­чает, от западной же церкви приходящих без разсуждения покрещевает трехпогружательным крещением. Итак, теперь, поступая к нам, митрополит Амвросий желает во всем последовать древлеотеческим преданиям и в присоединении к нашей православной Церк­ви какому подлежит чину? Третьему ли, на­равне с несторианами, евтихианами, северианами, единовольниками и иконоборцами, как учинено было преподобными Савою и Феодосием в принятии патриарха Иоанна и пре­подобным Максимом Исповедником убеж­ден наго Пирра патриарха, принятаго соборне Церковию, и самим Максимом, приявшим епископа Феодосия, Тарасием и Мефодием, приявшими иконоборцев? Или второму, на­равне с наватианами и арианами, так, как и от великороссийской церкви принимаем священников, якоже и епископ Епифаний на Ветке был принят, сие дело, то есть приня­тие митрополита Амвросия, учиним? Про­сим безпристрастно разсудить и как пред Богом свое мнение открыть, как вас Бог вра­зумит, дабы после времени не дать места между нас поселиться вражде (от чего Боже сохрани) в радость диаволу; а если ныне умолчите, а после противное возглаголите, в том судит вам Бог.

И по таковом инока Павла изречении, абие предъявлено было деяние Задунайскаго собора, которое списал и доставил в Бело­криницкий монастырь в соборе бывший инок Ануфрий, которое и прочтено было во услышание всем, следующаго содержания:

Собравшихся в Задунайском скиту 23 ию­ня 1846 года изо всех задунайских старовер­ческих обществ, а именно Серяковой, Славы, Журиловки и прочих всех отец и братий, в силу представленнаго от доверенных Белокриницкаго монастыря соображения правил, со испрошением на то безпристрастнаго разсуждения, предложено мнение со стороны собора сице: яко разсмотряя все святыя церковныя правила касательно принятия ныне греческаго митрополита Амвросия, признали правильно, дабы сделать принятие третьим чином, в согласность 95 правила Шестаго Вселенскаго собора, и 69 и 70 правил поместнаго Карфагенскаго собора. Притом еще яв­ствует и от жития святаго Савы О священнаго и преподобнаго Максима Исповедника, яко Савва Освященныи принял от ереси севериан патриарха Иоанна, и святый Максим Ис­поведник убедил Пирра патриарха, который принят был Церковию от ереси единовольников и сам принял епископа Феодосия. И на Седьмом Вселенском соборе, при патриархе Тарасии, многие епископы от иконоборства прияты третьим чином. И после Седьмаго Собора патриарх Мефодий по втором иконо­борстве восстановил православие тоже одним только проклятием ересей. Но даже и в самой России был подобный тому случай, как явст­вует в Макарьевской Минеи-Четии, месяца августа, на листе 46, яко Исидор, митропо­лит Московский, присоединившийся к папе римскому на нечестивом Флоренском соборищи, поставил по латинскому обряду Даниила епископа на Владимирскую и Берестинскую епархию, а когда Даниил отступил от Исидо­ра, то принят был Ионою, митрополитом Ки­евским, третьим чином, который и позволил ему Даниилу епископу служить и хиротони­сать, яко истинному святителю10. Еще в то время и нужды во священстве не предвиделось, но у нас теперь настоит необходимая нужда в священстве. Таковыя ради благословныя вины, еще же и за уважение столь высокаго лица, надлежит принять и сего митрополита третьим чином. Всеобдержное же принятие от великороссийския церкви приходящих свя­щенных и простых, как было у нас доныне, вторым чином, так навсегда да останется в своей силе". Наконец настоятель Макарий предложил собору свое мнение, чтобы, ради некоторых не весьма сведущих в Писании и не имеющих довольнаго разсуждения, утверж­дающихся же в принятии священников, всеобдержно принимамых на основании 8-го прави­ла Перваго Вселенскаго собора вторым чином, потому и ныне приступающаго в наше право­верие греческаго митрополита долженствует принять тоже вторым чином. На каковое мнение реченнаго настоятеля и все соборные старцы, согласившись, положились.

По выслушании же деяния Славскаго собора, молдавскаго Мануиловскаго монастыря игумен Иоиль, посоветовав с братиями, и старцы, и с ясскими депутатами, сказал пред всем собором, яко и мы согласуемся мнению Славскаго скита настоятеля, на коем положися и весь собор Задунайский, дабы приступающа­го ныне в нашу православную веру митропо­лита Амвросия принять вторым чином.

Подобно сему подтвердил и Белокриницкаго монастыря священноинок Иероним от лица монастырских старцев и белокриницких депутатов, яко соборному нашему суж­дению о принятии приходящаго ныне в пра­вославие греческаго митрополита Амвросия воистину надлежит согласовать с прежним всеобдержным чиноприятием приходящих от великороссийской церкви священников; и иже принятаго на Ветке епископа Епифания, посредством втораго чина, то есть под миро­помазание, как и в деянии Задунайскаго со­бора учиненном, по общему согласию славских и прочих отцов предположено.

Настоятель же инок Геронтий, в подтвер­ждение вышесказаннаго предпомянутых лиц определения, повелел вычитать в книге Корм­чей Перваго Вселенскаго собора осьмое пра­вило и выписку из соборных правил Никифора, патриарха цареградскаго, взятую из греческой книги, которая хранится в Моск­ве, на Печатном дворе, яже суть Кормчая, лист 35, в толковании предозначеннаго пра­вила изложено сице: " От приходящих еретик ко святей Божией соборней и апостольстей Церкви, ови убо крещаеми бывают совер­шенно, друзии же, иже токмо миром помазуются, инии же токмо проклинают своя и иныя ереси вся. Сии же глаголемии чистии, прельщени бывше в таковую ересь от Навата презвитера римския церкве, от него же и чистии наречени быша... понеже не приемлют покаяния обращающихся от грех, и второе женитися возбраняют, двоеженца же отнюд не приемлют на общение. И таковии, аще приступят ко святей соборней и апостольстей Церкви, и исповедят двоеженца приимати на общение и не хулити втораго брака, и согрешающим и кающимся прощати грехи, и просто рещи, всем церковным последствующе повелением, свою ересь прокленше и иныя вся, прияти да будут, и токмо святым миром помажутся. Аще же неции от них суть и епископи, паки в своем чину да пребывают".

Никифора, патриарха цареградскаго, в предпомянутой книге, в чине приятия от еретик явствует сице: " Сии вси втораго чина еретики, второе не покрещеваются, но точию прокленше ереси, помазуются святым миром и тако приемлются. Аще же от них суть хиротонисаннии, во своем чину да пребывают".

По прочтении сих правил все присутство­вавшие на соборе единогласно подтвердили, еже приступающему в присоединение к древлеправославной Церкви греческому митро­политу Амвросию учинить принятие вторым чином, посредством святаго миропомазания.

За сим [был дан ответ] на вопрос некото­рых от сущих на соборе, аки недоумеющихся от преждереченных святаго Савы Освященнаго и преподобнаго Максима Исповедника событий: " Может ли священник принять епи­скопа, когда по церковному узаконению меньший от большаго благословляется? " На что по всесоборном разсуждении, по изы­скании надлежащих свидетельств, ответ по­ложен следующий: " Аще меньший от большаго и благословляется безпрекословно по церковному узаконению, но по тому же са­мому узаконению и меньший большаго связует и разрешает. Сиречь, егда самим свя­тейшим патриархам духовнии отцы, точию суще священники, епитимий налагают и прощают, власть имеют вязати и решати. Разньство бо епископа от иерея токмо суть строения ради чинов, как свидетельствует святая Церковь в книге Кормчей, во главе 36, на листе 283, на обороте, в красных стро­ках сице: " Токмо яко не поставляет иерей от епископа разньствует, священство же со­вершенно имать."

Подобие и святый Иоанн Златоуст в " Книге о священстве", на листе247, глаго­лет сице: " Яко не много есть посредство между епископы и презвитеры, ибо и презвитери учительства сан и настоятельство церковное на ся прияли суть. Постановле­нием бо на степени над тех они вышши суть, и сим токмо видятся от презвитерей больше имети".

Сице и в " Беседах апостольских", на По­слание к Тимофею, на стр.2451, подтвержда­ется; такожде и в " Книге о правой вере", на листе 182, засвидетельствуется.

Да и по другому разсуждению, если бы святая Церковь, ид еже не сущу епископу, не уполномочивала иереев в принятии священ­ных лиц, от ереси приходящих, равномощным исправлением и поданием благодати Святаго Духа на священнодействие, то всяко в соборных правилах и номоканонах непре­менно ограничила бы разделением, дабы принимать от ереси простых людей иерею хиротонисанных архиерею, но сего разделе­ния нигде в святом Писании не видится, да­же и не слышится, кроме всеобдержнаго из­речения: " приимати архиерею или иерею зри в Большом Потребнике в чине принятия от ереси приходящих. И паки " в Кормчей Лаодикийскаго собора правило 7-8гласит сице: " Приходяй к Соборней Церкви, веру исповесть пред епископом или презвитером". О чем и преподобный Никон Черныя Горы, в книге своей, в слове 63, на листе 563 подтверждает тако: " Яко темже чином епи­скопское приятие, и не к тому может Цер­ковь правило некое излагати епископскаго ради принятия".

Итак, благоявленно есть, яко всяк право­славный священник, аще чины строити, си­речь, хиротонисати не может, понеже не имеет совершительной благодати, какова дана суть епископам, обаче священнодействовати и совершати таинства равну силу и благодать имать, якову же имут и епископы, архиепископы, митрополиты и даже самые патриархи, якоже явствует в Большом По­требнике на листу 318. Но как приходящих от ереси священным лицам не требуется та совершительная, то есть сановоздательная, благодать, а точию утвердительная, сиречь, печать дара Святаго Духа, то оную как ие­рею, так и архиерею, приходящим от внешней религии, сущим трехпогружательнаго креще­ния, православный священник без всякаго сомнения подать может, как свидетельствует святейший архиепископ Тимофей Алексан­дрийский в Кормчей, на листе 606: " Яко и возложением руку презвитерску и молитвою весть приходити Дух Святый, якоже свиде­тельствуют Деяния святых апостол".

Все сии вышепоказанныя свидетельства, еже о чиноприятии священных лиц в право­славную веру приходящих, как от архиерея, так и от иерея равносильно бываемом, вычи­таны были во у слышание всем, и по надле­жащем разсуждении и соображении с на­стоящим делом обще приговорили, дабы пречестному отцу священноиноку Иерониму приступить к чиноприятию митрополита Ам­вросия посредством святаго миропомазания, то есть вторым чином, и действовать точно так, как действовали в принятии приходящих от великороссийския церкви священников и предупомянутаго епископа Епифания. И на­конец, священноинок Иероним предложил собору, дабы сотворить всенощное бдение святителю Николе чудотворцу, яко да хода­тайством Христова угодника всемогущий промысл Божий споспешествует к соверше­нию столь великаго дела. На что вси с радостию соизволившия и воставше с мест своих и положивше пред святым Евангелием обыч­ный начал, с миром разыдошася.

На утрии в понедельник, после всенощнаго бдения, настоятель инок Геронтий с неко­торыми иноками взошел в келию к митропо­литу и по обычнем поклонении благоговейно предложили определение собора, дабы его высокопреосвященство в настоящий той день соблаговолил присоединиться ко свя­той древлеправославной Церкви посредст­вом втораго чина, то есть под миропомаза­ние. Митрополит же Амвросий, обратився к настоятелю веселым лицем и со восхити­тельною радостию, изъявил свое согласие ко определенному соборне чиноприятию и не­медленно повелел начинать часы к божест­венной литургии. Сам же, облачившись во святительскую мантию и в достодолжном сопровождении, вниде во святую церковь и сотвори обычный начал, уже пребывая с 12 октября по 27 в Белокриницком монастыре и к обычаю несколько приспособившись. И отдав поклонение народу, облачился во вся святительская одеяния и возшел на амвон, где приготовлены были два налоя: на первом для митрополита положен написанный " Чин проклятия ересей", переведенный гречески­ми литерами на русский выговор (точно так, как изображен для принятия от великорос­сийския церкви приходящих; таким же обра­зом переведена была для митрополита и ис­поведь, и еще чин божественныя литургии Василия Великаго и Иоанна Златоуста, и " Чиновник" для поставления священнослу­жителей). На другом же налое положен был Потребник, при котором находился священ­ноинок Иероним во всем священническом облачении. Митрополит же, стоя против царских дверей, начал велегласно русским языком проклинать все ереси, поелику он имел некоторую способность к произноше­нию славянской речи, потому что босанское наречие есть самое сербское наречие, кото­рое почти во всех существенных словах со­гласуется с русскими словами. По прокля­тии же ересей помазан был святым миром и потом вниде во святый олтарь, где и испове­довался пред священноиноком Иеронимом по чину. По окончании же исповеди священ­ноинок отворил царския двери и, вшед на амвон, возгласил к народу пристойное по­здравление, объявив достоинство митропо­лита. Тогда митрополит Амвросий, по обы­чаю святительскому прием в руки трикирий и дикирий (трисвещие и двусвещие) и вы­ступив из царских дверей, благословлял на­род прямо на церковь и по сторонам, певцы же пели: " Исполла эти деспота". Посем свя­щенноинок Иероним, взем благословение от святителя, начал святую литургию, и совер­шалось чинослужение по уставу. По окон­чании божественныя службы прочтено было на амвоне о достоинстве его высокопреосвя­щенства господина митрополита Амвросия свидетельство от приимателя его и духовнаго отца священноинока Иеронима следующаго содержания:

В надежде божественнаго обетования и посещения Господня, по глаголу Господа наше­го Исуса Христа, рекшаго, не оставлю вас сирых, и прочая, жительствую я, нижеподпи­санный священноинок Иероним, при обществе богоспасаемаго места Белой Криницы, сви­детельствую вам: увидев с восхитительною и величайшею радостию исполнение долговременнаго общественнаго желания и сладких плодов долговременнаго труда преподобных монастырских братий, для будущаго и вечнаго спокойствия древлеправославных церквей и обществ христианских, то есть приведение к нам в Белокриницу его высокопреосвященства господина митрополита Амвросия к приня­тию паствы осиротевшей нашей Церкви, и к воздвижению славы оной, и собранию разсеявшихся ее чад, и к упасению душ их во славу Божию. И как к торжественному приятию его высокопреосвященства во особо назначен­ный сей день собрались все общества окруж­ных мест во святую Белокриницкую обитель, в храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии, честнаго и славнаго Ея Покрова, где по всесогласному опреде­лению собора, по правилам святых апостол и богоносных отец и присоединен был к нашей древлеправославной Церкви вторым чином. И когда я приступил ко исповеди его высокопре­освященства во святом алтаре пред престо­лом Божиим, испытывая тщательно всю глубину сердца его, представил ему великую важность высокаго его сана и о пастве неот­ложную его должность, даже и самую буду­щую смерть, муку грешным и воздаяние пра­ведным, то его высокопреосвященство с со­крушенным сердцем и в страсе Божий, ис­тинно исповедал всю сущность православныя христианския веры, и что он действительно крещен в три погружения. И так я с душев­ною радостию в сей час, с восхищением про­возглашаю о достоинстве его высокопреосвя­щенства пред целым в церкви Собором и по­здравляю все благочестивое собрание с его высокопреосвященством, с давно желанным богодарованным нашим архипастырем, о чем свидетельствую пред Богом и в том своеручно подписуюсь.

Белокриницкаго монастыря священнои­нок Иероним, октября 29 дня, 7354 года (по современному летосчислению 1846 год).

По выслушании же сего о достоинстве митрополита Амвросия свидетельства вси правовернии христианстии людие прослав­ляли премудрое и неизреченное Божие ми­лосердие и из глубины душевныя возсылали Господу Богу благодарение, явившему людем Своим, Новому Израилю, милость Свою по премногу. И всеобщим собором с подобающею честию и песнопением прово­дили митрополита до келий его, он же пред дверьми входа благословив сопровождающий его народ и отпусти с миром. И тако вси бывший на соборе иноцы и мирстии люди, благодаряще Бога с неизглаголанною радостию и веселием духовным, во своя места отхождаху.

К сему же да будет убо ведомо и о священноиноке Иерониме, откуду бе ро­дом и како рукоположен во священство, и где принят в православную веру. Иеро­ним родом бе московский купец и в Воскре­сенском монастыре, именуемом Новый Ие­русалим, пострижеся во иночество, и потом произведен по степеням во священноинока московским митрополитом Филаретом11. И некогда архимандрит града Одессы, быв в Новом Иерусалиме и познакомившись с Иеронимом, приглашал его в свой мона­стырь во Одессу. Почему Иероним, испро­сив у митрополита позволение, отправился со оным архимандритом. И по прибытии в монастырь познакомился Иероним с живу­щими христианами в городе Одессе, и час­то со оными беседуя, прииде в познание истинныя христианския веры, которые и просили его поступить в их общество для исправления священнодейства, на что весьма охотно Иероним согласился, но только пожелал быть за границею; и так, по желанию его, отправлен был в Австрию, в Белокриницкий монастырь, и оттуду для принятия от ереси отправили его в Моск­ву, где в 1842 году принят был надле­жащим чином священноиноком Иларием. И потом возвратився в Белокриницкий монастырь, священнодействовал до кончи­ны своея.

Приниматель же его, священноинок Иларий, принят был от ереси в Никольском мо­настыре на Иргизе в 1818 году, и мало пожив в том монастыре, отправлен был в Екатерин­бург и тамо в скитах проживал тайно. Бывшу же от правительства о нем разысканию, уехал на Керженец, где прожив несколько времени, отправился в Москву и проживал там тайно до кончины своея и в 1848 году преставися. И чрез три года тело его было перенесено на другое место, не предавшееся еще тлению.

Господин же митрополит Амвросий с того числа, то есть октября 29 дня, приняв должность белокриницкаго верховнаго ар­хипастыря, немедленно приступил к со­вершению священнодействия и богослуже­ния и с полною святительскою властию торжественно отправлял божественную ли­тургию и хиротонисал во священные чины церковнослужителей.

По усмотрению его начатся поставление с игумена того монастыря, инока Геронтия, который 6-го ноября 1846 года поставлен был во иеродиакона, 13-го того же ноября рукоположен во священноинока, а 6 декабря произведен во архимандрита; 2) Евфросин 13 ноября поставлен во иеродиакона, а 24-го того же ноября рукоположен во священнои­нока; 3) Арсений 24 ноября поставлен во иеродиакона; 4) Иоасаф 6-го декабря по­ставлен во иеродиакона в Молдавию, а10-го того же декабря рукоположен во священои-нока; 5) Кирил 10 декабря поставлен во ие­родиакона. 25-го того же месяца рукополо­жен во священноинока, а в 6-й день месяца генваря 1847 года, при многочисленном соб­рании христианскаго народа, торжественно хиротонисан во епископа наместника11; 6) Захарий 25 декабря 1846 года поставлен во диакона в Климоуцы, а 18-го генваря 1847 года рукоположен во священноиерея; 7) Никифор 2 февраля поставлен во диакона в Яс­сы, а 25-го марта рукоположен во священ­ноиерея; 8) Аркадий 15августа поставлен во иеродиакона, 17-го августа рукоположен во священноинока, а24-го того же августа, в присутствии наместника епископа Кирила и всего Освященнаго собора, Хиротонисан во епископа славскаго; 9) Иаков 17-го августа поставлен во иеродиакона за Дунай, в Славский скит; 10) Ануфрий 1-го октября по­ставлен во иеродиакона. (...).

Ненавистник же человеческаго спасения, иже на Церковь Христову присно ратующий, и зде убо утверженное на основании краеугольнаго камени, божественное здание поколебати и низринути покушается, подвизая дышущих враждебною ненавистию, ко ис­треблению православныя христианския ве­ры неудержанно стремящихся, еже низложити истиннаго святыя Церкви архипастыря (...) которые, как непримиримые враги исти­ны, с презельною яростию возстали на возстановленную во святой Церкви священную иерархию.

Патриарх цареградский, узнав о митро­полите Амвросии, что он поступил к старо­верцам и пребывает в Буковине, в монасты­ре Белокриницком, предписал Карловецкому митрополиту, единоверну сущу с церковию греческою и под властию константинопольскаго престола состоящему, дабы убедил митрополита Амвросия паки обра­титься в греческую религию и поступить в прежнее достоинство в Греции в сущем его сане. Митрополит карловецкий, получив означенное от цареградскаго патриарха пред­писание, немедленно отправил своих по­слов в Белокриницу, которые, прибыв к ми­трополиту Амвросию, объявили ему патри­аршее предписание и убеждали его сотво­рить волю патриарха. Но митрополит Ам­вросий, несмотря ни на какие увещания и убеждения, решился ответствовать, что он единожды отверг греческую веру и не жела­ет во оную паки обратиться, но при помощи Божией пребывать в истинном древлеправославном отеческом благочестии даже до конца своей жизни.

Патриарх же, не видя по первому пред­писанию успешности в убеждении митро­полита Амвросия, вторично писал о том карловецкому митрополиту, почему и от­правлены были в другой раз к митрополиту Амвросию послы, но в предприятии своем также не имели ни малейшаго успеха.

Между тем высокопреосвященнейший митрополит Амвросий, занимаясь обыкновенными по должности своей делами, про­стирался к дальнейшему устроению благо­чиния и украшения церковнаго. Почему онаго Белокриницкаго монастыря архиман­дрит Геронтий отправлен был в Россию для покупки церковной утвари и других свя­щенных вещей и облачения для церковно­служителей, новопоставляем ых в сан священнический. (...) Во время пребывания своего в России он был замечен от прави­тельства и строжайше преследован и, нако­нец, на обратном пути взят был и удержан в темничном заключении, и потом представ­лен к допросу о местопребывании его в Ав­стрии и звании, его сане, рукоположении и о причине путешествия его в Россию. Ар­химандрит Геронтий объяснялся во всем подробно, как о причине путешествия сво­его, что он послан в Россию от монастыря для покупки нужных вещей, так и о сане своем и даже о самом рукоположении, учи­ненном господином митрополитом Амвро­сием. Российское правительство, удержав его в заключении за строжайшим присмот­ром на дальнейшее время, возыимело слу­чай ко оклеветанию господина митрополита Амвросия к австрийскому императору, и немедленно послано было от императорска­го русскаго двора в Вену сообщение, напол­ненное жалобами на пребывающаго в Буко­вине греческаго митрополита Амвросия. Почему австрийский император приказал предписать львовскому губернатору вы­звать митрополита Амвросия в Вену для оправдания себя на сообщенныя на него от Российскаго правительства жалобы.

Митрополит же Амвросий, пребывая до­селе благополучно в монастыре Белокри­ницком, не знал еще о обстоятельствах со стороны российскаго императора и константинопольскаго патриарха и неожидан­но, в 8-й день месяца декабря 1847года, по­лучил от губернатора Стадиона запечатан­ное письмо с следующею надписью: " Его Преосвященству липованскаго13 закона гос­подину Амвросию". Содержание письма со­стояло в следующем:

Его Преосвященству господину архи­епископу.

Я нахожусь в положении, вынужденном Ваше Преосвященство просить по принятии сего письма вдруг в Лемберг (во Львов) после­довать и прямо ко мне явиться.Имею честь с полным уважением остаться Вашего Преос­вященства нижайший слуга.

На подлинном подписано:

Стадион. Лемберг, 6-го декабря 1847 года

Почему митрополит Амвросий, не зная будущаго приключения, в 9-й день декабря выехал из Белокриницкаго монастыря: прибытии своем во Львов послан был в Ве­ну, где, по долговременном пребывании, по­лучил предписание господина министра, гра­фа Инцаги, с нижеследующим вопросом:

Его Кесаро-Королевское Величество благоизволило со всевысочайшаго кабинета посла­нием от 29-го ноября прошедшаго года пове­леть, чтоб Ваше Преосвященство в Вену по­звано было, здесь должны Вы на Ваше Преос­вященство донесенныя жалобы быть услы­шаны (испытаны). Прежде всех предаю Вам в приключении сем на Ваше Преосвященство управленное письмо патриарха Константинопольскаго, из котораго увидеть имате, ка­кое доношение он на поступки ваши приводит и какое позывание на вас управляет; со от­ношением на содержание сего письма и на приспевшие жалобы императорскаго русска­го двора Ваше Преосвященство теперь позы­ваетесь на свое оправдание: 1) как Ваше Пре­освященство сказывать могли, что от Константинопольскаго патриарха в Буковину посланы 2) как могли вы, как духовный вер­ховный пастырь терпеть, чтоб в Белокри­ницкий монастырь, без высшаго позволения, русские подданники принимаемы были? 3) от которых одни суть преступники. 4) другие из русских монастырей бежавшие монахи. 5) а другие от наказания избегший? 6) Как вы терпеть могли, чтоб монастыря настоятель с проводящим его одним иноком подложным характером14 как купцы три раза в Россию ходили? 7) как вы терпеть могли, чтобы монастырь непрестанно проповедников в Рос­сию посылал? 8) как могли себе позволить разширение власти вашей в России, когда оп­ределение ваше было только стараться для липованов в Буковине? 9) как, наконец, без полученнаго позволения русских подданников могли посвящать во священники? Я позываю Ваше Преосвященство, изъясните по самой строжайшей истине на каждый пункт, а при том и сказать должны, Ваше Преосвященст­во, как на показания патриарха Константи­наполъскаго вы отвечать намерены? К чему и замечаю вам еще, что вы в Буковину больше возвратиться не можете. Ваше письменное изъяснение должны, Ваше Преосвященство, мне не дальше как в восемь дней представить в Вене. Генваря 30-го, 1848 года.

На подлинном подписано:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.