Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основных субъектов фармацевтического рынка РФ и перспективы их развития






Важным условием реализации Приоритетного национального проекта «Здоровье» (01.01.2006г.) и обсуждаемой «Концепции развития здравоохранения до 2020г.» является развитие фармацевтического рынка страны, которое позволяет совершенствовать медицинские технологии, а также решать различные социальные задачи.

Фармацевтический рынок России в настоящее время можно охарактеризовать как растущий и перспективный. По данным аналитических агентств его емкость в продажных ценах составляла в 2008г. 14, 2 млрд.долл., в 2009г. – 16, 5 млрд.долл, а в 2010г. объем рынка достиг 21, 9 млрд.долл. Соотношение отечественной и импортной продукции в денежном выражении, начиная с 1999 г. (55, 0%), постоянно смещается в сторону уменьшения отечественной составляющей, которая по итогам 2009 г. была всего 26, 0%.

Основными субъектами фармацевтического рынка являются производители, дистрибьюторы и аптечные организации.

Производители. В настоящее время на фармацевтическом рынке действуют около 460 отечественных компаний, в том числе Фармстандарт, Валента, Акрихин, Штада, Верофарм, Сотекс и др.

Кроме того, на рынок РФ поставляют свою продукцию более 1000 зарубежных производителей, такие как САНОФИ-АВЕНТИС (Франция), БЕРЛИН-ХЕМИ (Германия), ПФАЙЗЕР (США), СЕРВЬЕ (Франция), НОВАРТИС (Швейцария) и пр.

Всех производителей фармацевтической продукции по степени инновации можно разделить на (а) компании, производящие новые, не имеющие аналогов ЛС; (б) компании, ориентирующиеся на производство дженериков (таких производителей в мире и нашей стране большинство). На фармацевтическом рынке РФ обращается только 12, 0% оригинальных ЛС, а остальные 88, 0% ЛС являются дженериками. По принадлежности: на (а) иностранные (зарубежные) компании; (б) отечественные компании, среди которых можно выделить: производителей субстанций, дженериков, ЛС из ЛРС, оригинальных ЛС и фармацевтические холдинги.

Главной задачей и проблемой отечественного производства в настоящее время является переход на работу по правилам GMP. Среди новых тенденций развития отечественного производства можно отметить (а) создание фармацевтических кластеров в различных регионах; (б) увеличение инвестиций и участие иностранного капитала в сделках по слиянию/поглощению, привлечение стратегических инвесторов; (в) строительство предприятий иностранными компаниями.

Стратегические направления развития отечественного производства определены в Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020г. и дальнейшую перспективу», которая утверждена Распоряжением правительства РФ № 1660-р от 01.10.2010г. Приоритетным является инновационный путь развития фармацевтической промышленности, который предполагает значительное увеличение доли ЛС отечественного производства, в том числе инновационных и произведенных по программе импортзамещения к моменту завершения действия Программы.

Дистрибьюторы. В РФ зарегистрировано около 3000 оптовых компаний, среди которых 95, 0% негосударственной формой собственности. Например, Протек, СИА Интернейшнл, Роста, Биотек, Катрен. и др. Основными тенденциями развития этого субъекта рынка является: (а) усиление роли региональных и межрегиональных оптовых компаний; (б) концентрация рынка; (в) рост и расширение ассортимента; (г) развитие собственных розничных сетей; (д) поиск новых форм работы с аптечными организациями, например, предложение некоммерческого партнерства (создание ассоциаций – «Союз-фарма», АФП, Alphega); включение аптек в закупочный союз (специальные скидки и условия поставки, приобретение и модернизация оборудования, компьютеризация, оптимизация управления товарными запасами и персоналом); доступ к современным технологиям; обучение сотрудников аптеки.

Аптечные организации. В конце прошлого столетья на международных фармацевтических форумах документально было зафиксировано, что роль фармацевтических работников изменилась. Многие государства в национальных программах отразили принципы качественной (надлежащей) фармацевтической практики GPP (выработанные ВОЗ и мировым фармацевтическим сообществом в 1993-1994гг.), которые провозглашают новые подходы, связанные с новой ролью фармацевтов в современном здравоохранении. Это означает, что фармацевтический работник должен нести ответственность и активно участвовать: (а) в различных видах деятельности, связанных с улучшением здоровья и самочувствия людей; (б) в обеспечении здорового образа жизни и профилактике заболеваний, что является одним из правил GPP, согласно которым, главная забота фармацевтического работника – это благополучие пациентов; (в) в предоставлении необходимой информации, консультаций и советов в процессе ответственного самолечения. Итак, основная миссия фармацевтического работника может быть определена как, отпуск ЛС и ИМН надлежащего качества, а также ответственность за эффективность предоставленного пациенту ЛС, информации и профессионального совета по его применению. Таким образом, происходит изменение ориентиров в деятельности аптечных организаций с товара, который реализуется, на потребителя.

В настоящее время в РФ зарегистрировано более 24500 аптек, половина которых имеют негосударственную форму собственности, почти 26 600 организаций мелкорозничной сети(90, % - частные компании), а также около 1600 аптечных сетей работают на фармацевтическом рынке страны.

Для эффективной работы в условиях современной экономической среды и растущей конкуренции в аптечном секторе фармацевтического рынка используются (а) различные конкурентные технологии; (б) создаются сетевые организации.

К конкурентным технологиям относятся: развитие мелкорозничной сети, изменение режима работы, развитие фармацевтических и медицинских услуг и повышение уровня сервиса, использование достижений менеджмента (в частности менеджмента качества) и маркетинга, внедрение новых технологий, компьютеризация и автоматизация и др.

Одним из направления развития аптечного бизнеса является формирование аптечных сетей. Аптечные сети могут быть как государственные, так и частные. Мировым фармацевтическим сообществом выработаны следующие признаки аптечных сетей: (а) единые принципы работы, ассортимент и система ценообразования; (б) широкий ассортимент; (в) использование эффекта масштаба; (г) снижение издержек; (д) низкие цены; (е) компьютеризация и применение новых технологий.

Особой проблемой мирового и российского фармацевтического рынка являются Интернет-аптеки и склады, осуществляющие продажу ЛС посредством электронных каналов. Преимуществами таких организаций являются минимальные издержки, низкие цены, широкий ассортимент и пр., в то же время, несовершенство правового регулирования этого сегмента рынка приводит к нарушениям правил обращения лекарственных средств.

Основными направлениями развития аптечного сегмента рынка в ближайшее время останутся концентрация (создание аптечных сетей), изменение их организационно-правовой формы в результате приватизации, сокращение мелкорозничной сети, выход на российский рынок зарубежных аптечных сетей, а также внедрение менеджмента качества.

Таким образом, в качестве тенденций развития российского фармацевтического рынка можно отметить следующее:

§ преодоление кризисных явлений и рост объема фармацевтического рынка (как составляющей стратегии развития здравоохранения до 2020 г.);

§ усиление взаимодействия по схемам производитель-дистрибьютор-аптека и дистрибьютор-аптека;

§ концентрация компаний в дистрибьюторском и розничном секторе;

§ внедрение маркетинговых подходов в организацию работы субъектов фармацевтического рынка;

§ внедрение новых технологий и автоматизация работы аптек.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.