Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рыночная организация хозяйства. Классификация рынков. Структура и основные направления регулирования фармацевтического рынка






Эволюция экономического развития показывает, что наиболее эффективному решению проблемы использования редких эконо­мических ресурсов для удовлетворения неограниченных потреб­ностей человека в разнообразных благах способствует рыночная организация хозяйства, основными признаками которой являют­ся: свободный выбор видов и форм деятельности; конкуренция; равноправие субъектов с различными формами собственности; свободное ценообразование; личный интерес как главный мотив поведения; ограниченная роль государства в регулировании рын­ка; самофинансирование; договорные отношения между контр­агентами и экономическая ответственность субъектов.

Преимущество рыночной экономической системы реализуется через функциональную направленность рынка, включающую:

информацию (процессы обмена обеспечивают участников объек­тивной информацией о количестве, ассортименте, качестве не­обходимых товаров и услуг, что, в свою очередь, влияет на объем и структуру производства);

ценообразование (основано на процессе взаимодействия продав­цов и покупателей, механизме сбалансированности предложения и спроса);

регулирование (механизм конкуренции как неотъемлемое свой­ство рынка способствует рациональному распределению ресурсов);

интеграцию (соединение сферы производства и потребления);

санацию (оздоровление экономики путем ликвидации некон­курентоспособных организаций, товаров и услуг).

Кроме того, положительными качествами рынка являются вы­сокая адаптивность к изменяющимся условиям, свобода выбора для производителя и потребителя, стремление к удовлетворению разнообразных потребностей, повышение качества товаров и услуг, активное развитие и использование достижений науки и техники.

Однако нельзя не учитывать и негативные стороны рынка, та­кие, как нестабильность развития (кризисы, инфляция); отсут­ствие гарантий обязательного удовлетворения сначала более важных, а потом менее важных потребностей; неравенство в получе­нии и распределении доходов; тенденция к монополизации, под­рывающая свободную конкуренцию; отсутствие гарантий полной занятости и стабильности цен; незаинтересованность в отдельных фундаментальных научных исследованиях, защите окружающей среды, удовлетворении общественных потребностей.

Негативные проявления рыночной организации хозяйства сгла­живает механизм государственного управления и регулирования. При этом государственная система организации не должна про­тивопоставляться самоорганизации рынка.

Управление и регулирование должны находиться в соответствии с требованиями и внутренними возможностями самоорганизации рыночной системы.

Основные причины возникновения рынка были изложены А. Смитом в исторической работе «Исследование о природе и при­чинах богатства народов», изданной в 1776 г. Таковыми причина­ми он считал ограниченность ресурсов, разделение труда и обмен результатами труда.

1. Рынок — место натурального обмена (товар—товар, день­ги — товар).

2. Рынок — место или сфера (пространство), в котором функ­ционируют покупатели и продавцы.

3. Рынок — специфический способ организации экономиче­ской деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают как отношения между товарами или вещами.

4. Рынок — отношения между организациями в процессе про­хождения сквозного материального потока от производителя до конечного потребителя.

5. Рынок — совокупность существующих и потенциальных по­требителей товаров и услуг.

6. Рынок — совокупность требований потенциальных потреби­телей товаров и услуг.

7. Рынок — институт, существующий для облегчения обмена, механизм передачи прав собственности.

Рынок — категория комплексная. Исторически понимание рын­ка абстрагировалось от конкретных границ (определение 1), пе­рейдя к его пространственной характеристике рынка (определе­ние 2). Помимо этого, экономический подход к трактовке данно­го термина акцентирует внимание на организации хозяйственных отношений как отношений между товарами или вещами (опреде­ление 3), тогда как при логистическом подходе упор делается на отношения между организациями (определение 4). Маркетинго­вый подход ориентирован на потребителей и потребительские предпочтения (определения 5 и 6). В то же время институциональ­ная экономика рассматривает рынок в качестве одного из инсти­тутов (определение 7), включающих формальные и неформальные нормы и правила, а также механизмы, обеспечивающие их выполнение, которые структурируют повторяющиеся взаимодей­ствия между людьми.

Таким образом, говоря о рынке, следует всегда обращать вни­мание на то, в каком аспекте — экономическом, маркетинговом, логистическом или институциональном — рассматривается дан­ное понятие.

Информацию о возможностях рынка получают в результате его анализа. Процедуры, связанные с изучением и анализом рынка, требуют знаний его структуризации. Одно из направлений струк­туризации — это классификация. В табл. 2.1 представлены основ­ные признаки, по которым можно классифицировать рынки.

Таблица 2.1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.