Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диафрагменное дыхание






Невозможно переоценить важность дыхания в пении. Ведь и сам звук невозможен без дыхания, поэтому все преподаватели вокала уделяют этому особое внимание, к великому недовольству начинающих вокалистов. Всё дело в том, что " нудные" дыхательные упражнения для многих могут поначалу показаться ненужными и безрезультатными. Но это совсем не так. Для начала немного анатомии.

 

Предположим, что вы начинающий вокалист и совершенно не представляете как правильно петь. Вы приходите к педагогу вокала и первым делом он вам говорит, что вы должны научиться правильному дыханию. Как? Почему? Зачем? Что неправильного в том, как вы дышите? Как это ни странно, но очень многие люди дышат не так как следует. Чем же отличается " правильное" дыхание от " неправильного"?

Диафрагма

 

 

Диафрагма - тонкая мышечно-сухожильная перегородка, изогнутая в виде купола, обращенного выпуклой поверхностью в грудную полость, которая отделяет ее от брюшной полости. мышечные пучки, конвергируя вверх, к диафрагме, переходят в ее сухожильный центр. диафрагма с обеих сторон начинается от внутренних поверхностей хрящей и прилежащей костной части vii-xii ребер, задней поверхности мечевидного отростка грудины и передней поверхности поясничных позвонков. В диафрагме существует несколько отверстий, через которые проходят пищевод, кровеносные сосуды и нервы. Диафрагма играет важную роль в процессе дыхания. при сокращении диафрагмы ее купол уплощается, благодаря чему объем грудной полости увеличивается (при вдохе). при каждом выдохе она расслабляется и восстанавливает свою куполообразную форму.

Если говорить простым языком - диафрагма отделяет наши внутренности от лёгких. Диафрагма - мышца, а не просто целлофановый пакет, на котором расслабленно валяются наши лёгкие. Она выполняет определённую функцию. Но какую? Одно из проявлений действия диафрагмы можно обнаружить если слегка покашлять или засмеяться. Можете попробовать прямо сейчас. Бока и живот выступают вперёд когда вы начинаете смеяться или покашливать. Это и есть работа диафрагмы. Двигаясь вниз диафрагма вытесняет внутренности и поэтому живот и бока немного выступают наружу – это то, что мы и наблюдаем. Таким образом заполняются воздухом нижние отделы лёгких, которые в повседневной жизни мы используем мало. Диафрагменное дыхание и есть правильное дыхание, которому мы с вами должны научиться. Но как и зачем? Разве это даёт что-нибудь? Однозначно.

Как показывает практика, диафрагменное дыхание намного эффективнее, чем грудное, ведь кислород поступает в кровь активнее, поэтому даже йоги во всю практикуют управление диафрагмой. Это сохраняет энергию, и, что самое главное даёт вам больше контроля над голосом.

Многие вокалисты считают, что диафрагменное дыхание нужно, чтобы взять побольше воздуха, но это не совсем так. Да, можно взять больше воздуха, но если вы поёте правильно, то даже длинная фраза не потребует от вас полного заполнения лёгких. Более того, черезмерное количество воздуха будет способствовать появлению зажимов, так как вы будете тратить силы на то, чтобы удержать весь объём внутри, как надутый до предела шарик.

Тем не менее диафрагма используется в пении так же активно, как и связки, а именно - для удержания опоры, эффективного управляемого вибрато, динамики – всего, что в сумме составляет поставленный голос. Обучаясь диафрагменному типу дыхания мы учимся контролировать свой голосовой аппарат, что очень важно.

Типичная ошибка начинающих вокалистов - поднятие плеч при вдохе. Это так называемое ключичное дыхание, при этом блокируется и зажимается шея, что крайне нежелательно в пении. Часто это и является показателем того, что вы набираете слишком много воздуха.

Проконтролируйте работу диафрагмы: в горизонтальном положении(на кровати, например, или на полу) положите ладонь чуть ниже солнечного сплетения. Это место должно подниматься, когда вы вдыхаете и вы это сразу обнаружите. Если не получается попробуйте опереться животом во что-нибудь устойчивое (например в рояль) обе руки прижмите плотно на бока. Теперь попробуйте пропускать воздух сквозь зубы на звук " с-с-с-стх" последний «тых» должен быть сильным, как будто вы беззвучно кашляете. В результате вы должны увидеть, что ваш живот резко надувается, отталкивая вас от упора. Поделайте так с минуту.

В общем, говоря по-простому, принцип работы такой – отпускаете живот и бока наружу, раздуваете их и воздух сам набирается куда надо, при этом нельзя забывать про плечи. На этих картинках схематически показана работа диафрагмы на вдохе и выдохе.

 

Итог

В общем, правильное дыхание - один из главных навыков которые вы должны освоить при обучении пению. Есть негласное правило - не нужно набирать много воздуха, но лишь столько, сколько вы набираете готовясь, например, сказать длинную фразу. У вас не должно возникать чувства дискомфорта, и если вы чувствуете, что напрягаетесь, значит что-то не так. Наиболее активно, выявленно диафрагма работает в самых динамичных, мощных песнях, особенно в роке. Если вы пытаетесь давить, " доставать ноты" силком, одним лишь напряжением связок, то можете потерять голос. Когда я только начинал петь рок, мне было невдомёк, что я делал не так, и почему так быстро садился голос. Пытался не напрягаться, но на мощных вещах это не давало никакого эффекта - там, где нужен драйв, о расслаблении не могло быть и речи. Занявшись дыханием вплотную, я понял, что упускал из вида. Теперь я активно задействую диафрагму при пении и даже после трёх часов пения голос не теряется. Делайте выводы сами. Конечно само по себе одно лишь дыхание не решает всех вокальных проблем и даже при правильном дыхании могут быть трудности со звукоизвлечением. Но это уже другая история...

 

Как снять горловые зажимы

 

Поскольку основная и наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая, необходимо заставить себя расслабиться, отвлечь посторонние мысли, сконцентрироваться только на собственном голосе, никого в округе не замечать и петь свободно и комфортно. Подходя к трудной ноте – не обращайте на нее внимания, говорите себе: «Спою фальшиво, не возьму ноту, ну и пусть». Важно заставить себя расслабиться и найти те ощущения, при которых вы сможете петь расслабленно.

 

Часто бывает, что после определенного количества выпитого спиртного – занятие вокалом превращается в легкое и комфортное. Это связано с тем, что под действием алкоголя центральная нервная система притупляется, и вы уже не делаете сознательных зажимов для достижения той или иной цели. Но занятия вокалом и пьянство – вещи несовместимые, значит необходимо освободить свои страхи перед звуком и в трезвом состоянии. Для этого дам несколько рекомендаций:

Заставьте себя расслабиться. Внушите себе, что вас ничего не беспокоит. Можно посмотреть и страху в глаза. К примеру, пригласите в комнату маму и скажите, что вы сейчас споете для нее арпеджио, спойте его и скажите, что у вас получилось, не очень хорошо, и вы будете искать ощущения, чтобы петь лучше. Когда мама уйдет в другую комнату, возможно, вы уже не будете ее стесняться.

Для расслабления рекомендую петь арпеджио. Пойте удобную для вас гласную. При пении не открывайте рот сильно, сделайте это наполовину. Лишь на высоких нотах допускается некоторое расширение рта. Смотрите ровно перед собой. Дышите спокойно. Заткните плотно одно ухо пальцем. Это поможет вам хорошо слышать себя изнутри и подавит психологическое напряжение. Не увеличивайте громкость в верхнем регистре. Пойте с умеренной громкостью. Когда вы достигнете некоторой расслабленности – зацепитесь за эти ощущения. Ищите ощущения. Затем попробуйте спеть песню, но в полгромкости и ни в коем случае не напрягаясь, пусть звук покажется вам более тонким и менее динамичным, но главное, чтоб он оставался связанным, а со временем придет, и сила и окраска голоса станет более богатой.

 

Признаки расслабленного пения:

звук сбалансирован по всем частотным составляющим: высоким, средним и низким

вы можете легко петь с поднятой вверх головой даже самые высокие ноты

при атаке звука или же при его завершении проскакивают микро фальцетные «петушки», это символизирует о мягкости атаки и ведении звука и свободе голосовых связок (но это ощущение может и отсутствовать)

не наблюдается напряжения брюшного пресса, а воздуха для пения хорошо хватает

 

Идеально для расслабленного пения подходит методика Сета Риггса «Пение в речевой позиции».

 

И помните, расслабление гортани – процесс не однодневный, а продолжительный, требующий много времени и терпения!!! С каждым занятием расслабляйтесь все сильнее и сильнее…

 

Как определить свой тип голоса?

Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов, а именно о том, как правильно определить свой тип голоса. Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов - для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема. Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы " берёте". Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны " доставать" теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты - особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что " я могу так же". Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение.

Тесситурная выносливость.

 

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.

Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме " бас, баритон, тенор и тд", а по принципу " очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос". В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным - тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:

Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.

Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса - вверху или внизу. Иными словами - как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним " верхушкам" или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура - это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.

Однако остаётся открытым вопрос - как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я - тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.

Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз " вы бас" или " вы баритон", так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни " заточены" под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория - простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!

Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы " не раскрыт". Мой совет - найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

 

 

Типы голосов.

Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

Женские голоса делятся на:

Сопрано - самый высокий женский голос

Меццо-сопрано - средний

Контральто - самый низкий женский голос

Мужские голоса:

Тенор - самый высокий мужской голос

Баритон - средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.

Бас - низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

Тенор от До малой - до До второй октавы.

Баритон Ля большой октавы - Ля бемоль первой октавы

Бас - Фа большой - Фа первой октавы

Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.

Такие голоса очень востребованы в хорах:

Сопрано До первой - До третьей октавы.

Меццо-сопрано Ля малой - Ля второй октавы.

 

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

 

Переходные ноты.

 

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или " мост" голоса - это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.

Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы

Баритон: ре - ми бемоль - ми первой октавы

Бас: ля - си бемоль - си малой - до - до диез первой октавы

Сопрано: ми - фа - фа диез первой октавы

Меццо-сопрано: до - ре - ре диез первой октавы

 

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

 

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан " под голос" с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую " фишку". Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.

Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.

Высокие - George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее

Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

 

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса - анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Итог.

 

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Мои рекомендации:

Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение.

Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам.

Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса.

Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки. Если вы всё таки затрудняетесь определить свой тип голоса, или у вас нет возможности пойти к педагогу - обращайтесь ко мне. Присылайте свои записи, я попытаюсь помочь.

Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ - разработать и укрепить " золотую середину" вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут " как по маслу". Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха - значит у вас страдает середина.

 

 

Если мелодия вас не слушается...

Сегодня мы поговорим о том, как разучивать мелодию песни, если у вас от природы не развита координация слуха и голоса. Те, у кого с этим проблем нет могут дальше не читать. Многие люди слышат хорошо, но при этом голос не слушается своего хозяина и в результате звучит фальш - непопадание или очень приблизительное попадание в ноты. Само собой, о каком пении может идти речь, если вы элементарно фальшивите? Выход в этом случае лишь один - изменить подход к запоминанию мелодии.

 

Сперва ознакомьтесь с термином музыкальный слух. Вам придётся обзавестись музыкальным инструментом (желательно не гитарой и не расстроенным в хлам пианино) и научиться на нём играть - хотя бы одним пальцем. Очень хорошие статьи о том как научиться играть найдёте тут. Небольшая миди клавиатура, подключающаяся к usb порту компьютера вполне подойдёт. Если у вас есть синтезатор - отлично. На крайний случай сойдёт и гитара, при условии, что она идеально настроена по тюнеру и все её лады строят (гитаристы поймут о чём речь). Теперь вы готовы к тому, чтобы подобрать мелодию на слух...Я понимаю, что некоторые тут же потянулись к мышке, чтобы закрыть эту страницу и забыть об этой теме, как о страшном сне, но не стоит спешить. Подобрать мелодию на инсрументе, не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Кроме того - если вы всерьёз думаете о пении, то умение подбирать мелодию на слух вам просто необходимо.

 

• Сперва мы подбираем на инструменте мелодию песни. При этом ни в коем случае не пытайтесь петь! В результате непопадания в ноты тут и там у вас может закрепиться неверная механическая память и переучить мелодию заново будет очень и очень сложно. Если же вы уже успели достаточно долго попеть эту песню прежде чем наткнулись на эту статью, то могу лишь посоветовать отложить песню на месяц-другой и взяться за новую.

Подобрав мелодию, сыграйте её (старайтесь играть без ошибок) и запишите её на диктофон, mp3 плейер или компьютер. Про запись на компьютер с микрофона читайте здесь. Важно следить, чтобы не страдал ритм мелодии. Если у вас есть метроном, то используйте для контроля темпа. Погоняйте мелодию что называется " вхолостую" в течение нескольких дней. Важно при этом петь " про себя" - молча.

Через несколько дней, при условии, что вы слушали эту мелодию достаточно долгое время у вас в голове " отложится" чёткая мелодия и голосу будет легче подстроиться в процессе изучения мелодии. Вот теперь следует начинать учить песню вслух, но лучше не со словами, а на " ла-ла-ла" или " та-та-та" (на любой удобный слог). Пойте под запись или играя на инструменте. Постоянно проверяйте правильность попадания. Контролируйте буквально каждую ноту и не забывайте про ритм и темп. Кстати соблюдение ритма и темпа очень помогает запомнить мелодию.

Только когда вы сможете спеть мелодию без фальши, можно приступать к словам песни. Последний этап - пение под оригинал или под минусовую фонограмму. Петь под оригинал легче, потому что главный голос как бы " ведёт" вас, а под минусовку нужно постараться попадать.

 

Само собой, такой способ подходит не всем. Он требует много времени и целеустремлённости, однако поверьте - если вы будете следовать этим рекомендациям, то со временем способность запоминать мелодию на слух разовьётся и вам будет гораздо проще учить новые песни. Если же вы чувствуете, что подобрать мелодию на слух не в состоянии, что вам трудно " нащупать правильный звук", то я рекомендую занятия сольфеджио. Частные занятия - самое эффективное средство развития слуха. Поищите в google по ключевым словам " частные уроки сольфеджио" и название вашего города, например так. Кроме того могу посоветовать онлайн ресурс www.7not.ru.

 

Как вести себя на сцене.

Всем, испытывающим страх сцены посвящается.

 

Сегодня я затрону тему, волнующую всех артистов без исключения - страх сцены. Каждый, абсолютно каждый музыкант или артист - пусть даже профессиональный и активно концертирующий - волнуется перед выходом на сцену. Это вполне естественное явление - все люди подвержены эмоциям в той или иной степени. Вопрос в том, как справляться с этими эмоциями и как направлять их в нужное русло. Как не дать захлестнуть вас и не позволить перерости в страх, панику?

 

 

Всем известно, что с практиктикой выступлений приходит опыт, и многие люди прибегают к проверенным годами уловкам, ухищрениям, приёмам, спасающим их в трудный момент. Несомненно, необходима некоторая доля артистизма и сноровки, чтобы выглядеть на сцене непринуждённо и раскованно, но таков уж этот бизнес, и если вы чувствуете, что это слишком сложно - просто не беритесь. Для тех, кто уверен в успехе, нет преград.

Представьте себе следующую картину - вы стоите перед сценой и через пять минут ваш выход. В зале много людей и все будут пристально разглядывать вас в течении по крайней мере первых двух песен. Какие эмоции разрывают вас в этот момент? Многим, достаточно только представить такую картину, как кровь начинает кипеть от выброса адреналина. В груди щемит, в ногах наступает ощущение слабости, а в горле всё пересыхает так, что трудно даже говорить, не то что петь. Знакомо? Дальше - хуже. В момент вашего выхода наступает паника. Вы с трудом переставляете ноги, начинает подташнивать, из рук чуть не вываливается гитара (ну или бубен), вы ничего не видите и спотыкаяссь об ударную установку или шнур от микрофона, падаете. Публика, естественно, начинает смеяться, а вы с позором убегаете вешаться в ближайшем туалете.:)))) Ну это я так, шучу, конечно же. Чаще всего всё заканчивается банальным стоянием " как столб", вцепившись в микрофон до белизны в костяшках и мычанием чего то невразумительного в тональности, которую затруднится определить сам Бетховен.

 

Как человек, прошедший через нечто подобное скажу так - ощущение не из приятных. Теперь, оглядываясь назад я понимаю, как много было сделано для того, чтобы избавиться от сценического страха. Вместе с тем, полностью мне это не удалось и не удастся никогда... и слава Богу! Почему? Дело в том, что волнение, которое мы испытываем перед выходом это проявление энергии, которая переполняет нас. Стоит направить её в нужное русло и вы на коне, стоит поддаться ей и пустить всё на самотёк - и вы в беде. Только тогда, когда я понял это и начался настоящий прогресс, чего и вам, кстати, желаю. Сейчас я по прежнему волнуюсь на выступлениях, но этот страх позволяет мне использовать выброс адреналина, чтобы вытворять вещи на которые я не способен в нормальном, спокойном состоянии. Теперь, например, чтобы сделать качественную запись дома, мне приходится раскачивать себя эмоционально, представлять, что я на выступлении, чтобы получить необходимый импульс.

 

Три вещи необходимые для успешного страх-менеджмента.

 

Первая и самая важная составляющая успешного выступления - это удачный контакт с публикой. Если вы напуганы тем, что на вас будут смотреть и слушать, или тем, что вас будут оценивать и критиковать, то вы непременно будете выглядеть неестественно и неуклюже, публика от вас отвернётся, а это значит, что вы просто не готовы к выходу. Вы должны быть напуганы совсем другими вещами, а именно - тем что вы сделаете нечто такое, что настроит публику против вас. Кстати говоря, это обязательно произойдёт, если она почувсвует ваш негативный настрой, или страх. Представьте, что перед вами младшая группа детсада, а вы дед мороз, на которого они смотрят с обожанием и восторгом. Что бы почувствовали малыши, если бы дед мороз мямлил под нос, переминался с ноги на ногу и постоянно ронял из рук мешок с подарками, наступая снегурочке на подол? Они бы разочаровались в своём кумире и потеряли к нему всякое уважение! Но стоит деду морозу сказать " У меня есть кое что для вас", весело подмигнуть детям и он их бог на целый вечер. Именно подобный настрой обеспечит вам необходимую отдачу. Вы должны почувствовать контакт с публикой, тёплую атмосферу дружеской компании, (и тут.. внимание! пабааааам!) хотя бы с несколькими людьми из всей толпы. То есть это необходимое и достаточное условие, выражаясь языком математики.

 

Выберите глазами нескольких человек из толпы, пусть это будут ваши знакомые или люди, которые вам показались симпатичными и пойте для них. Пусть это выступление будет посвящено им. Найдите человека, который смотрит на вас и улыбнитесь ему, либо просто кивните, в общем - установите контакт. Как только вы это сделаете, вы почувствуете некоторый подъём - ведь вы уже не одни на этой сцене, с вами они - те, с кем вы в контакте. Пойте глядя в глаза отдельным людям, пробегитесь взглядом чуть выше голов зрителей, кивните в толпу, пусть каждый думает, что это было сделано для него. Кстати, ни в коем случае не выходите на сцену с надменной миной и с мыслью что публика дура. Публика намного умнее нас, даже если она изрядно пьяная. Именно публике виднее, что вы делаете правильно, а что нет, и ваше отношение к ней должно быть дружественным, потому что вы вышли чтобы покорить их средца, а не вызвать зависть к тому факту, что вы стоите на сцене с гитарой или микрофоном в зубах..ой простите - в руках.

 

Очень многое зависит от музыки и от того, что она несёт. Если музыка несёт агрессию, жёсткие эмоции, то улыбаться и подмигивать девушке из толпы, завывая во второй октаве про то, как трупы встают из могил не стоит. В лучшем случае девушке вызовут скорую, в худшем - вас порвёт её бойфренд. Во всём надо знать меру - это второе правило. Если вы поёте попсовую лирику это одно, если вы поёте тяжёлый рок, это совсем другое. В каждом случае необходим свой подход к слушателю, какой - определитесь сами. Сперва нужно понять зачем вы вышли на сцену с той или иной музыкой. Если вы вышли просто так, потому что это круто, то удачи вам не видать, если же вы действительно переживаете и чувствуете то, о чём собираетесь петь, то успех вам практически обеспечен.

 

Второе правило - думайте и чувствуйте то, о чём вы поёте. Вы просто обязаны проживать текст, стать тем самым человеком, который рассказывает историю, а не проигрывателем, который воспроизводит пластинку с математической точностью. Если вы будете думать об этом, то страх сцены отступит, уступив место эмоциям которые несёт текст. Некоторые артисты, исполняя грустные баллады плачут, настолько сильно их раскачивает поток эмоций, другие, исполняя агрессивный рок, сами становятся агрессивными и если к ним подойти в этот момент и дать повод, то можно схлопотать по полной программе. Всё это эмоции, они не могут быть искусственными, потому что они индуцируются страхом сцены, а страх это самая сильная эмоциональная составляющая всей нашей жизни. Страх сцены во всех этих случаях был направлен на генерацию эмоций в ходе вживания в образ. Таким артистам публика верит, и если при этом артист в контакте с ней, то всё в порядке.

 

Будьте готовы. В смысле будьте готовы к выступлению заранее. Вы должны быть уверены в материале, который вы исполняете. Выучите текст так, чтобы вас разбудили ночью и вы могли рассказать или напеть его без запинки. Выучите мелодию, если чувствуете, что у вас проблемы с точным интонированием. Вызубрите её так, чтоб она была вбита в мышечную память. Конечно же за счёт харизмы можно вылезти и не особо попадая в ноты, но если при этом вы не попадаете хронически в 99.9 % случаях, то общее впечатление будет, мягко говоря испорчено. Простят вам это только если вы уже являетесь звездой кино или театра.

 

Всё это звучит очень легко, но некоторые люди, даже при соблюдении всех правил испытывают неконтроллируемый страх сцены. Это сильнее их и даже изрядная доля валидола не помогает снять дрожь. Таким людям я посоветую одно - вам надо один раз переступить через себя. Не пытайтесь это сделать на сцене, иначе уедете оттуда на скорой с левой ногой за головой.:) На самом деле я имею в виду то, что нужно создать себе условия, при которых вы сможете повторно переступать через свой страх. Скажу честно, я был именно таким. Никакая йога и глубокие копания в психике не помогли, единственное, что меня спасло это случай.

 

Мне посчастливилось познакомиться с одним великолепным академическим тенором из таллиннской консерватории. Разговорившись, он предложил пойти послушать его исполнение на улице. Как выяснилось, каждый вечер он выходил на главную улицу старого города с гитарой, устраивался поудобнее, открывал футляр и пел классические произведения. Когда я об этом узнал я впал в ступор. Мне страшно было даже представить каково это петь на улице, ведь люди засмеют! Однако, всё оказалось совсем иначе. Через минут десять пения, вокруг моего знакомого собралась приличная толпа туристов и горожан. После каждого произведения стоял оглушительный шум аплодисментов и свиста, а футляр гитары быстро наполнился иностранной валютой. Через час приятель встал, поклонился публике и мы ушли. Я спросил, как ему удаётся сохранять спокойствие перед толпой, а он сказал - попробуй сам и всё поймёшь. Надо признаться я испугался, и долго не мог решиться на этот поступок. Однако однажды я позвонил и предложил вечером собраться на улице - поиграть вместе. Он согласился. Можете представить мой страх когда я пытался заставить себя сесть и достать гитару из футляра. Я говорил себе " Это же так просто! Сядь и пой, просто для себя! " Ничего подобного, я не мог заставить себя сделать это. Пришлось отложить до лучших времён. В следующий раз мы пошли вместе опять. Я решил что должен заставить себя преодолеть этот нерациональный и глупый страх. Я достал гитару, сел на тихой улочке в старом городе и начал петь. Вскоре появились первые прохожие. Я постарался сделать вид что играю сам для себя. Помню как покрылся испариной и был красный как рак. Однако тут произошла удивительная вещь. Я услышал звон монет. Даже слова песни забыл от удивления. Открыл глаза - никого; вдалеке женщина с ребёнком помахали мне рукой. Рядом на камнях лежали деньги. Страх улетучился сам собой. Откуда ни возьмись появилась толпа туристов и вскоре у моих ног лежала груда монет и банкнот. Я пел и не боялся. Больше не боялся ничего.

 

Получив отдачу от публики, пусть и в виде денег я понял, что бояться нечего, люди ценят то что ты делаешь, им нравится, а значит всё не напрасно. С тех пор я всегда волнуюсь перед выступлениями, но на сцене получаю только удовольствие.

Что делать и чего не делать на сцене.

 

Как вести себя на сцене, куда деть руки, как поставить ноги, куда повернуться, как наклониться..столько вопросов и ни одного ответа! Если вы испытываете острую нехватку сил оторвать руку от микрофонной стойки или сдвинуть свою задницу на пол метра влево или вправо, то прочитайте это.

 

Есть два варианта. Первый - вы поёте в гордом одиночестве под минусовку(пение под плюс не считается пением вообще), либо аккомпанируете себе сами. Второй - вы поёте с группой. Есть ещё и третий - когда вы подпеваете кому то, но это мы рассматривать не будем. Соответсвенно, если вы выступаете с группой вы должны учитывать те факторы, которые отсутствуют в случае, если вы поёте один и наоборот.

 

Рассмотрим вариант с группой. Не вдаваясь в подробности, следует отметить важность сотрудничества музыкантов на сцене. Группа - это один организм и каждый должен слушать другого, взаимодействовать и учавствовать в шоу. Кстати - о шоу. Как это не обидно звучит, но большинству(не всем) людей не особо интересны подробности вашего мастерства, как вокалиста или инструменталиста. Прежде всего толпа жаждет ШОУ, для чего она в общем то и приходит на концерт. Есть и такие, кто хочет получить чисто эстетическое удовольствие от профессионального исполнения, но таких слушателей меньшинство, рассчитывать на них - по меньшей мере глупо. Поэтому, если вы выйдете на сцену и зарубите офигенный рок, вытягивая сверхвысокие ноты и поражая воображение своими мелизмами, но при этом будете стоять, как столб с каменным лицом, пытаясь рукой продавить металл микрофонной стойки...Публика заснёт на третьей песне. Вам не будет веры, потому что ваш образ не будет соответствовать тому, о чём вы поёте. Посмотрите концерты великих рок звёзд. Обратите внимание на то, что они вытворяют на сцене. Мало того что они активно двигаются, они взаимодействуют друг с другом, они общаются во время песни, даже не произнося при этом слов. Вы когда нибудь задумывались о барабанщике, к которому вы весь концерт стоите своим неповторимым задом? Может стоит повернуться и встретиться с нима взглядом, одобрительно кивнуть на какую нибудь офигенную сбивку? Он ведь не только для себя старается. А басист? Что бы было без баса? Да ничего не было бы. Бас это основа музыки, от него вся гармония отталкивается. А гитарист? Музыка стала бы пустой, если бы он замолчал. К чему вся эта вода? Да к тому, что вокалист, хоть и важный перец, но уважение к своим музыкантам должен проявлять. Отношение типа " Да вы вообще мне только фоном нужны" можете засунуть себе куда подальше. Это эгоизм, и публика его не оценит, потому что вы на сцене, как на ладони.

 

Теперь о том, куда девать руки. У многих - наболевшая проблема. Не дай Бог в руках не окажется гитары или микрофона - теряются и забывают обо всём на свете. Кто-то крутит в руках микрофонный кабель, пока тот не завяжется узлом, другой держит гитару, как трофей, изредка изображая, что играет баррэ. Купите себе большое зеркало. Дома каждый день пойте перед ним, представляя, что вы на сцене. Продумайте, что вы будете делать с руками на каких эмоциях. Например, в кульминационных местах вы прижимыете локти к бокам и сжимаете кулаки подняв руки вверх, либо ещё как нибудь, тут уже всё зависит от вашей фантазии. Одновременно работайте над мимикой, чтобы маска безразличия не присутствовала на вашем лице. Не позволяйте рукам безвольно болтаться, как сосиски, пусть будет хоть какое то осмысленное движение. Если фантазии не хватает, то понаблюдайте за известными исполнителями, проанализируйте их движения и возьмите что-то на вооружение (ради Бога не копируйте один к одному). В общем если у вас есть проблема с тем куда деть руки - репетируйте перед зеркалом и продумайте всё заранее. Когда вы почувствуете, что можете обходиться без зеркала, то пробуйте сделать тоже самое перед сторонним слушателем, это совсем другое дело. Если слушатель (ваш друг или родня) не найдёт ваши движения неуклюжими и неуместными, значит всё в порядке. Если скажет, что вы выглядите как клоун - смело режьте вены. Шутка. Просто спросите совета у кого-нибудь более компетентного. А может быть есть смысл обратиться к хореографу? Движение на сцене - это ещё один важный вопрос. В зависимости от стиля музыки движение может очень сильно отличаться. Недостатком многих вокалистов является неумение хорошо и пластично двигаться. Если в роке достаточно прыгать и трясти хаером, то в какой нибудь современной R`N`B песне такой номер не пройдёт. Тут уже не обойтись без постановки хореографии.

 

Конкретных советов по тому, как вы будете строить своё шоу я вам не дам, и никто не даст. Тут многое зависит от музыки, от текста, от того, что вы пытаетесь донести, да и от имиджа в конце концов. Только один совет - постарайтесь не копировать, кого-то очень известного, это может сойти за плохую пародию. Например, был случай - мы выступали с группой на дне города и перед нами на сцену вышел парень, который изображал Верку Сердючку. Это была пародия на пародию. Хотелось просто плеваться. Так что будьте оригинальны. Если вы поёте что-то известное, например делаете кавер популярной песни, которая у всех на слуху, то ни в коем случае не копируйте голос, манеру и стиль оригинала. Вы всё равно не споёте точно так же, а только докажете, что вы неоригинальны - даже если вы снимете голос один в один. Подражание и копирование важны и полезны на этапе обучения, но не на сцене.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.