Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Прикид






Самое трудоемкое в подготовке к игре (балу, фестивалю и т. д.) - это изготовление игровой одежды (чаще называемого «игровуха», «прикид», «дурацкое», «костюм»). Это очень важный и ответственный момент. Даже если все остальное у тебя не получится, по крайней мере, будешь представлять собой отличную «декорацию». А это уже шаг к успеху!

Можно шить на каждую игру и фестиваль новый костюм, а можно пошить оптимальный комплект, который можно потом дополнять различными аксессуарами, тем самым меняя его вид.

Хорошо если у вас реконструкция* комплекта. Но и модель будет тоже не плохо.

За прошедшие века одежда претерпела ряд изменений. Сейчас в мире, нет кардинальных отличий в повседневной одежде, и по внешнему виду будет сложно, или даже почти не возможно, определить к какому народу или региону относится тот или иной человек. Раньше же, было вполне понятно, не только к какому сословию относится человек, но и к какому региону. Сейчас если и богач может ходить в рваных джинсах, раньше социальный статус подчеркивали различные аксессуары и материалы, из которых были изготовлены одежды.

Подбирая ткань, для изготовления костюма, желательно использовать материалы из натуральных волокон: хлопок, лен, шерсть. Не желательно использовать синтетические ткани. Цвет ткани также играет важную роль. Чаще всего использовались серый, коричневый и белый. Реже красный, синий и зеленый.

Вариантов комплектов очень много. У разных регионов и эпох свои отличительные черты (см. Приложение).

*[ Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

*Историческая реконструкция — это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса. ]

Обобщенно об одежде

Мужская одежда

Костюм отвечал требованиям лесного мира, где нет сильных ветров, перепады температур между днем и ночью невелики, а передвижения ограничены реками и буреломами (именно такая была вся Европа до конца средневековья, когда леса были изрезаны дорогами и количество городов и деревень увеличилось).

Итак, как правило, костюм этот состоит из рубахи с длинным рукавом и подолом в среднем до середины бедра, чтобы не цеплялся за кусты. Но при этом сильно коротких подолов тоже не делали, чтобы рубаха могла защищать от холода. Покрой рубах был туникообразный. Ткань перегибалась и кроилась. На месте перегиба делался вырез под голову. Он мог быть круглым или прямоугольным. В нижней части рубаха могла иметь клиновидные вставки.

Штаны доходили до лодыжек или середины голени, и на поясе удерживались шнуром. Низ штанин был заправлен в обувь.

Основными видами обуви являлись лапти, поршни, сапоги и черевики. Лапти были самой древней и распространенной обувью в Европе. Они известны с эпохи неолита. Лапти могли быть в косую либо прямую клетку. Косое плетение было характерно для племен восточных областей: вятичей, новгородских славян. Остальные плели лапти прямого плетения. Поршни были главным образом кусками кожи, по краю которых делался ряд дырок, в которые продевали ремешок. Когда его стягивали, получали что-то вроде кожаного мешка, охватывающего ступню. Черевики — кожаные тапки, кроенные из одного или двух кусков кожи. Сшивались по-разному. Чаще всего шов проходил вдоль большого пальца или сбоку. Крепилась такая обувь кожаными ремешками, завязывавшимися вокруг лодыжек. Иногда обвязывалась голень до колена.

Также костюм включал в себя различные пояс, шапку и плащ.

Костюм также нёс сакральную функцию. В картине языческого мироздания пояс соответствовал уровню земного мира, выше плеч были небеса богов, ниже пояса - подземный мир. Поэтому рубаха была светлее штанов.

Кроме этих основных элементов присутствовали и украшения, которые в то время играли роль оберегов. Весьма распространены были гривны - витые или плетённые металлические ожерелья, которые по языческим представлениям удерживали душу в теле, не давая ей уйти вместе с дыханием. Были ещё и специфические обереги, которые носили на поясе чаще справа. Эти обереги, обычно, различались у каждой племенной группы.

Женская одежда

Для женской одежды были характерны те же основные элементы, что и для мужской. Женская рубаха была того же покроя, что и мужская, но более длинная. Чаще всего длина варьировалась от щиколоток до икр. Подол, ворот и рукава рубахи покрывались оберегающей вышивкой, характерной для каждой племенной группы.

При изготовлении женской рубах следует принять во внимание несколько полезных советов, которые я даю на основании соответственных наблюдений.

Во-первых, длина рубахи не должна быть очень большой, иначе не сможете ходить по лесу. Не длиннее середины голени, и не короче чем по колено. Не экономьте не ширине. В условиях природной среды часто приходилось шагать широко.

Во-вторых, отнеситесь серьёзнее к выбору материала. В древности не были известны такие элементы костюма как лифчик и трусики. Не стоит надевать рубашку из такой ткани, сквозь которую видно их наличие.

Практически у всех народов замужние женщины носили головной убор. Считалось, что «светя волосом» женщина может навлечь беду. Незамужние девушки могли ходить с распущенными или заплетёнными в одну или две косы волосами. Волосы могли скрепляться очельем («хайратником») или головным венцом. Головной убор замужних женщин был различным у разных народов.

Обувь у женщин и у мужчин была одинаковой.

Поверх рубахи носили набедренную одежду, которая также отличалась у разных этнических групп. Ожерелья из бус были в некоторых славянских регионах излюбленным женским украшением. Многие ожерелья были одноцветными и состояли из синих стеклянных бусинок, иногда добавлялись зелёные.

Кроме бус иногда носили и металлические украшения - шейные гривны, перстни и браслеты.

Этноопределяющие признаки

Вышивка

Это очень важный элемент одежды. Он был необходим на рубахе, гак как защищал человека от посягательства сил Нави (потусторонних сил). Вышивкой окружались все отверстия в рубахе, чтобы под неё не могли проникнуть злые духи. Особенно важной была вышивка по вороту, так как через ворот был кратчайший путь к душе человека. На женской рубахе не менее важным был подол. Злой дух, забравшись под него, мог лишить женщину плодовитости, или испортить не рождённого ещё ребёнка. Мир в целом представлялся язычниками двусторонним, наподобие монеты. На одной стороне Явь (мир явный, явленный, в котором мы живём), а с другой стороны - мир Нави (потусторонний мир, мир духов, куда попадают души после смерти). Между ними лежит Правь, мировой закон, не допускающий проникновения из мира в мир. А ещё Правь - это обиталище богов. Вышивка несёт в себе символы богов, силы и благополучия.

Славяне, поклоняющиеся солнечным богам Ясам, вышивали солнечные символы. Обычно вышивка делалась красными нитками. Могли вышиваться:

ü Символы Перуна, бога грозы - зигзагообразные рисунки и шестиконечные звёзды.

ü Символы поля, плодородия. Засеянного поля (женский оберег). Незасеянного поля (мужской оберег).

ü Символы Макоши, богини человеческих судеб, удачи и несчастья.

ü Макош - Ма (мать) кощ (жребий)

ü Кресты и свастики - символы Огня и Солнца (закрученные по часовой стрелке - женский оберег, а против часовой – мужской).

ü Символ Сварога, бога творца, небесного кузнеца, сковавшего (сварганившего) Сваргу - небесный свод.

ü Символ Лады, жены Сварога, богини лада (порядка, любви и согласия).

 

Кроме этих изображений возможно были вышивки в зверином стиле (изображения коней, птиц, тотемных животных).

Для народов Скандинавии также была характерна солнечная символика. К тому же был весьма развит звериный стиль, оставивший нам прекрасные памятники декоративно-прикладного творчества. Можно также предположить наличие на вышивках грозовой символики: зигзагов, шестиконечных звёзд, молота. Возможны также изображения драконов, змей и различных мифических животных. Правда, подходить к этим изображениям следует с умом. Для скандинавов был характерен особый стиль изображения этих существ, ни похожий не на какой другой.

Для финских народов также характерны солнечная символика, символы Макоши и изображения поля. Часто встречается характерный для финнов символ Земли-и-Солнца. В целом финские и славянские народы очень близки по мифологии и мировоззрение.

Тюрки более почитали небо и луну. Священный цвет у них голубой и синий (возможно, с жёлтым или белым). Такова и вышивка. Орнамент вышивки чаще всего растительный. Хотя встречались и символы огня (крест в кругу) и земли-и-воды.

Обереги

К оберегам относятся различные предметы, призванные оберегать владельца от порчи, сглаза и злых сил.

Славяне носили обереги, изображающие различные хозяйственные или бытовые предметы. Их миниатюрные изображения крепились цепочками к цепочкодержателям. Мужчины носили обереги на поясе, женщины на груди. Обереги были мужские и женские, а также общие. К мужским относятся изображения оружия, топоров, ножей. К женским: изображения ключей, серпов, ухватов, ложек, иголок и т.п. Общими являются изображения коней, птиц, колеса, колокольчики и бубенчики. Мальчики и девочки до совершеннолетия могли носить общие обереги.

Скандинавские мужчины носили на шее на шнурке или на гривне изображение молота Тора. Кроме того носились подвески в виде драконов, валькирий (женщин воительниц).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.