Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические приемы в деятельности учителя






Мы рекомендуем учителю:

• проводить с родителями ежемесячно консультации по обу> чающей программе;

• учить детей выполнять домашние задания в классе;

• в ходе урока объяснять и показывать порядок выполнение домашнего задания, убеждаясь в том, что каждый ученик знает как и умеет выполнять задание;

• дать рекомендации родителям, как в домашних условия: контролировать ход выполнения задания, оказывать необходимую помощь; выяснить реальное время и затруднения, которые испытывает ребенок при выполнении зада ния;

• оценивать качество выполнения задания по времени и вносить коррективы по объему и сложности даваемого зада ния на дом;

• осуществлять контроль и коррекцию домашних заданий ш предметам в классе, в процессе уроков.

В результате анализа учебного процесса, бесед с учителя ми, медицинским персоналом, родителями, а также по дан ным наблюдений было установлено, что исчезли признаки эмоционального стресса:

• дети перестали грызть ногти, сосать пальцы, видеть кошмарные сны и т. п.;

• повысилась самооценка, улучшилось поведение и успеваемость;

• дети стали успешными в обучении, когда осознали свои способности, а не свои недостатки;

• учебная деятельность учителя способствовала развитии: познавательных возможностей учащихся.

Процесс воспитания в ходе учебной деятельности позволил детям и родителям понять и преодолеть трудные периоды в жизни ребенка, достичь полноты самоощущения, видеть мир таким, какой он есть, научиться делать выбор в ситуациях, в решении которых они испытывают потребность, и самое важное, они поняли, что имеют право на ошибку.

 

Методика обучения чтению и прописям. Схема «Гимнастика мозга»

Дитя, начинающее учиться, должно не только понимать

то, что читает, но правильно и зорко смотреть на настоящий предмет,

замечать его особенности.

Что из того, если мы развернем перед ребенком книгу раньше,

чем он может понимать ее и находить интерес в чтении?

Я предпочитаю медленно приучать дитя к механизму чтения,

но вместе с тем развивать в нем способность внимания,

устную речь, рассудок, обогащать его память живыми образами

и меткими словами для выражения этих образов.

К. Д. Ушинский

Функции головного мозга человека, которые отвечают за речь и интеллектуальные способности, в начальные фазы жизни развиваются значительно интенсивнее, чем другие части тела. Исследователи доказали, что около 50 % наших способностей к обучению развиваются в течение первых 4-х лет жизни, а еще 30 % — до 8 лет, 20 % — до 17 лет. Это не означает, что к 4 годам ребенок приобретает 50 % своих знаний или 50 % мудрости. Это означает, что в течение первых лет жизни в мозге формируются основные структуры, необходимые для обучаемости. Все, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте.

Важнейшим положением экспериментальной науки является то, что речь и интеллект взаимосвязаны и что детский интеллект можно и нужно развивать. Ибо то, что не раскрыто в первые годы жизни, является, как правило, серьезным препятствием в развитии ребенка. Люди, которые медленно развивались в течение первых 3-х лет жизни, испытывают проблемы как в детском возрасте, так и повзрослев.

Уже во втором полугодии жизни, показывая и называя предметы ребенку, взрослые формируют у него связи между зрительной и слуховой областью, а затем и двигательной (когда ребенок начинает манипулировать предметами). Ощупывание предметов, игра с ними создают новую форму связей: тактильно-кинестетическую и моторную. Моторное обучение — основа для всех других видов усвоения знаний, включая чтение, правописание, арифметику и музыку. Без моторного обучения мозг просто не может развиваться.

В подшефном детском саду в 3-4 года мы используем буквы и их копии, изготовленные из мелкой наждачной бумаги. Например, психолог кладет на стол буквы О, М, II, а одну из этих букв, изготовленную из наждачной бумаги, дает ребенку в руки для ощупывания подушечками пальцев, желательно в левую руку. При этом ребенок зрительно видит буквы О, М, П. Ощупав, например, букву О, он берет или показывает одну из трех букв. При определении буквы О, лежащей на столе, психолог произносит ее название и эмоционально поощряет ребенка, например, говорит: «Какой ты у меня молодец!», формируя тем самым положительную мотивацию.

.

На 4-5 году жизни ребенка активизируется наглядно-действенное восприятие. Психолог применяет схему «Гимнастика мозга», в которой имеются печатные буквы алфавита: А, Б, В, Г, Д и т. д. Ребенок воспроизводит действия психолога и называет буквы в указанном порядке. Схема содержит правила использования рук, глаз, ног, дыхания:

Сначала ребенок включает в работу руки: поднимает руку и называет букву. Затем включаются движения глаз. При показе указкой буквы А ребенок поднимает левую руку (включа-ется двуглавая плечевая мышца), поднимает глаза влево-вверх, смотрит на ладонь вытянутой вверх руки и называет букву А.

Затем внимание ребенка переключается на букву Б. Он поднимает правую руку, глаза вправо-вверх, на ладонь и называет букву Б.

В данном варианте действий формируется концентрация внимания. Движения глаз, рук, а в последующем ног определяются по схеме:

По мере овладения ребенком приемами поднятия рук, движениями глаз с одновременным называнием букв подключаетсярегуляция дыхания. Глядя на указанную букву, ребенок поднимает руку, переводит взгляд на ладонь руки, набирает носом воздух и на выдохе называет букву.

На следующем этапе отрабатывается хлопок противоположной рукой при названии буквы на выдохе.

На 5-6 году жизни отрабатывается прием поднятия ноги под прямым углом с оттянутым носком (включается трехглавая тазобедренная мышца, крестообразный комплекс коленного сустава), что усиливает кинестетическую силу хлопка и звучание буквы, а в последующем и слова под ударением. Поднимается нога, противоположная поднятой руке.

В дальнейшем подключаются мыслительные процессы посредством кодирования букв. Например: «А— Алена, Б — Борис, В — Вика, Д — Даша и т. д.». Имена придумывает сам ребенок, так как на 5-6 году жизни дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха. Имя произносится с ударением. В том случае, если ребенок затрудняется назвать имя, ему разрешается назвать букву.

Развив основные сенсорные функции коры головного мозга, психолог использует для обучения чтению центры зрительного восприятия правого полушария и речевые центры левого полушария. Например, ребенку показывается под ярким светом настольной лампы фотография мамы с надписью «Мама»; картинка «Труба, из которой идет дым» и надпись «Дым», кастрюля, из которой идет пар, и надпись «Пар», картинка «Уши зайца» и надпись «Уши». Ребенок свободно без затруднений считывает слова, опираясь на зрительное восприятие. По мере овладения содержанием картинок и надписями количество букв в надписях увеличивается. Например, картинки «Репа», «Собака», «Яблоко». При считывании слов психолог просит показать одну из букв или назвать третью букву в слове и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.