Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Большой офис, завышенные представительские расходы






Вторым фактором, приводящим к банкротству новых предприятий, является непосильная для начинающего бизнеса арендная плата за офисное помещение. Стоимость аренды каждый год возрастает, многие виды бизнеса без офиса, склада, цеха существовать не могут и каждый год стоимость создания бизнеса становится выше, а срок окупаемости увеличивается именно из-за роста цен на аренду помещений. Этот фактор стоит учитывать при бизнес-планировании. Но сейчас речь даже не об этом, а о «барстве».

Новоявленные бизнесмены, частенько рассуждают так: офис — это лицо компании. Раз у меня нет истории, нет еще устоявшихся клиентов, то единственный способ их получить — это торговать «лицом». Такой бизнесмен снимает большой офис «на вырост», «для солидности» — и совершает, таким образом, одну из распространеннейших ошибок.

Другая вариация на эту же тему выглядит так: сама большая комната офиса — это кабинет директора. Посетители принимаются в меньшей комнате, товары (если это оптовая ТОРГОВАЯ фирма) и вовсе разложены вдоль коридора. Позвонив в эту фирму через год вы скорее всего обнаружите, что она переехала в меньший офис, с одной комнатой, а еще через год вы ее нигде не найдете.

Открывая новое дело, спросите себя — для чего свое помещение действительно необходимо. Будут ли к вам приходить клиенты, или большую часть встреч вы будете проводить на чужой территории, а помещение вам нужно только как склад, возможно, оно может быть расположено где-то в дешевом районе на окраине города, или в области.

Подсчитайте стоимость рабочего места. Возможно, ваш будущий бухгалтер или веб-дизайнер будут рады получать в 1, 5 раза больше, работая на дому. И вам это обойдется дешевле, чем платить ему и столько же (иногда больше) — за организацию его рабочего места. Со временем вы найдете недорогое помещение, соответствующее размеру вашего бизнеса, но если вы снимете его сразу при открытии своего первого дела, с ограниченным размером средств, до выхода предприятия на окупаемость — вы рискуете разориться.

Одно предприятие, с которым мне довелось сталкиваться, просуществовало четыре месяца и закрылось из-за обеих выше описанных ошибок. Владелец снял большой офис, самая большая комната была выделена под кабинет для двух владельцев (хозяин — барин), меньшая — для обслуживания посетителей и одновременно под ремонтную мастерскую. Спустя 3 месяца стало очевидно, что еще 2 месяца — и фирма выйдет на самоокупаемость, это воодушевило обоих владельцев. Однако, владелец большей доли почему-то решил что его дело уже сейчас настолько перспективно, что можно начинать извлекать из него прибыль и спустя месяц дело закрылось — нечем было платить за аренду офиса, большую часть которого составлял кабинет владельцев.

Неоправданные надежды, или «Одна баба сказала»

Распространенный повод для открытия нового дела — владелец узнает о новой для него возможности, из СМИ, или от знакомых — и окунается в нее с головой, что называется, не зная броду, суется в воду.

Будущий бизнесмен так воодушевляется попавшейся ему информацией, что берется за организацию бизнеса, не посчитав реальные объемы рынка и не оценив его перспектив. Потенциальную доходность, само собой тоже не просчитывает, а зря.

Следующие душераздирающие истории мне поведал начинающий бизнесмен и мой хороший друг Дмитрий Огнянников. Его одногрупник был вторым человеком в фонде, владевшим десятком предприятий. Одно из открытых этим фондом дел было откровенно провальным и о нем пойдет рассказ.

У фонда был налажен контакт с предприятием на Дальнем Востоке, производящим «безалкогольный бальзам» из трав уссурийской тайги. Вкус у продукта был отличным, — густой сироп из каких-то трав. Разлит в стандартные водочные бутылки, этикетка обычная на вид — словом поставь его среди разных ликеров, или водок — не заметишь и не отличишь.

ПРОГНОЗ объемов поставок и сбыта по Москве показался солидным — два вагона в месяц. Но продукт не пошел. Первая партия из нескольких вагонов была складирована на подмосковном складе, а созданная для сбыта продукта небольшая фирма из трех человек распродавала эту партию несколько лет. В конце концов, срок годности вышел, и работники этой фирмы начали стирать ацетоном дату с бутылок и ставить штампом более свежую.

Но как ни странно — фирма не умерла. Стирание даты ацетоном дало новую идею. Стали стирать даты с других просроченных продуктов, купленных за полцены и успешно сбывать их. Когда попалась партия сушеных кальмаров, выяснилось что стереть дату без следов на упаковке невозможно — просто порвали пакетики и ссыпали содержимое в мешки, затем продали «на вес».

Это, друзья мои, не бизнес, тут и до тюрьмы не далеко. А причина одна — рынок не изучили. Ни в коем случае не повторяйте этих действий, но будьте готовы, что в процессе становления вашего дела вы сможете обнаружить еще более перспективную нишу и расширите бизнес.

Еще один распространенный пример незнания рынка (отрасли), актуальный на момент написания этой книги — отрасль платежных терминалов самообслуживания, «банкохватов», пополняющих счета сотовых операторов и интернет-провайдеров.

Игроками в этой отрасли являются: производители терминалов, владельцы терминалов, арендодатели — магазины, в которые владельцы ставят свои терминалы. А так же платежные системы — компании, к которым подключен терминал и которая непосредственно проводит платеж, снимает деньги со счета владельца терминала и отправляет информацию о платеже одному из сотни провайдеров, или сотовых операторов.

Сегодня, зайдя на сайты производителей терминалов, можно увидеть данные о «средней дневной выручке с одного терминала» в размере 15–17–18 тысяч рублей, из которых 4–5% — прибыль владельца терминала. Если опираться на эти данные, то можно предположить, что размер прибыли владельца будет 700–1000 долларов с терминала в месяц, без учета налогов и аренды, составляющей 100–500 долларов в месяц — «как договоришься».

При стоимости терминала 2500–3500 долларов можно подсчитать, что срок окупаемости — месяцев 5, дальнейшая прибыль — примерно 600 долларов в месяц с терминала. Неплохая доходность для железки, из которой раз в 3 дня нужно вынимать кассету с деньгами и вставлять новый рулон бумаги.

Увидев эти цифры, новоявленные бизнесмены толпой идут покупать терминалы партиями из десятков штук, стремясь занять лучшие в своем городе места. Сегодня у всех производителей терминалов спрос выше производственных возможностей. Т. е. они продают столько, сколько успевают сделать, практически без рекламы, только публикуя цифру 17 тысяч рублей выручки в день и цену терминала. Купив и привезя терминалы, многие юные бизнесмены обнаруживают, что столкнулись с новыми для себя проблемами, и что легкого пути назад уже нет.

Что происходит на самом деле: кто, и какую прибыль получает в этой отрасли?

Можно зайти на сайт второй по размеру платежной системы России e-port и найти следующую статистику (на октябрь 2006 года):

  • 30, 491 агентских точек (т. е. подключенных устройств оплаты);
  • 22 000 пунктов оплаты (видимо число активных точек);
  • объем операций за сутки — 4, 451, 369 долларов;
  • число транзакций за сутки — 1, 340, 422.

Это значит 4, 451, 369/22000 = 202 долларов и 61 платеж в день на пункт приема платежей в среднем по России.

Двести два доллара — это намного меньше, чем 17 тысяч рублей. Кому верить в вопросе размеров платежей — продавцу железа, или платежной системе, отчитывающейся по объему платежей — объяснять не нужно.

Продавцы терминалов даже не обманывают. Они знают, что есть терминалы, которые принимают в день и 15 тысяч и 30 тысяч (таких 1 из 30 по данным платежной системы). Средних цифр они не знают сами, но им они для продажи и не нужны. Через неформальные связи можно выяснить реальные средние цифры по терминалам — 6400 рублей выручки в день по России и 8200 рублей выручки в день по Москве (сентябрь 2006). Средний процент владельцу — 4, 3%. Это 390 долларов прибыли в месяц по Москве, где средняя арендная плата за терминал уже подходит к 300 доларам. Остаются 90 долларов в месяц, которые окупят стоимость терминала только за 2, 5 года, без учета других затрат на обслуживание.

Кроме того, многие производители собирают терминалы из очень дешевых, да и просто некачественных комплектующих и владельцы в итоге сталкиваются с регулярно зависающими ящиками, которые окупятся неизвестно когда, а продать купленный терминал можно только потеряв большую часть его стоимости. Последний год, работая в этой отрасли, я много раз слышал фразу о том что «если бы я знал — я никогда бы не связался».

Теперь рассмотрим прибыли других участников рынка платежных терминалов.

Производитель собирает терминал из компонентов с оптовой ценой 1500–2200 долларов и продает за 2500–3500 долларов. Сборщик получает от 300 долларов в месяц (гастарбайтеры-нелегалы у одного производителя дорогих некачественных терминалов) и до 25 долларов за штуку у одного качественного и недорогого производителя.

Таким образом, средний производитель имеет около 1000 долларов прибыли за терминал. Больше чем будет иметь его будущий владелец в ближайшее время после покупки.

Очевидно, если и открывать бизнес на этом рынке — то в нише производителей терминалов.

Платежная система имеет в среднем 2, 44% от объема платежей (для крупных владельцев терминалов — скидка до 90%, но для этого нужно быть действительно крупным). 2, 44% — это 170 долларов с среднего терминала по России в месяц — больше, чем может иметь его простой мелкий владелец, платящий аренду за размещение терминала.

Тем не менее, есть владельцы терминалов, бизнес которых рентабелен и выгоден. Это — крупные владельцы сети терминалов. С одной стороны тут действует стандартный маркетинговый закон — берут количеством. С другой стороны, такие владельцы чаще всего по совместительству выступают производителями терминалов, а иногда и платежными системами (либо имеющие большую часть от процента платежной системы, к которой они подключились как крупные дилеры). Срок окупаемости для крупного владельца — меньше года. Это — владельцы магазинов, ставящие терминалы рядом с кассой и не имеющие затрат на аренду 1 кв. метра под терминал за 300 долларов. Пример — сеть «Азбука Вкуса» в Москве. Срок окупаемости составляет около года, за 2 года покупка терминала дает владельцу магазина прибыль 50% годовых — хороший результат.

Оба выше описанных примера коммерческих неудач — следствие входа в незнакомую отрасль без глубокого изучения рынка сбыта и отрасли, только на основании того, что слышал звон, но так и не удосужился выяснить, где же он.

В случае на первый взгляд вкусного и качественного бальзама из уссурийских трав можно было закупить и попытаться продать небольшую пробную партию.

В случае платежных терминалов — зайти на сайт платежной системы и посмотреть статистику, проверив цифры продавца терминалов и попробовать договориться об аренде мест под несколько терминалов до того как покупать их, зачастую в кредит.

Всегда изучайте отрасль, перед тем как делать инвестиции. Старайтесь заниматься известной вам отраслью. Неделя, потраченная на изучение рынка, поведения его участников и пробные попытки войти в него (пилотные проекты, пробные партии и т. д.) позволят избежать потерь времени и капитала. Возможно, даже позволит обнаружить новые возможности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.