Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная каллигрофическая культура






Произошедший к настоящему времени переход к цифровым технологиям уже во всех сферах, транслирующих тексты, изменил ситуацию не менее кардинально, чем изобретение книгопечатанья. Графический дизайн стал любимым хобби разного рода дилетантов, а классические функционалистические построения утратили прелесть новизны или, по простоту, приелись. Поиски все новых средств акциденции привели к тому, что появилось множество цифровых шрифтов, имитирующих рукописное письмо. За основу таких шрифтов брались самые разные технологии исполнения: широким, тонким или круглым пером; кистью, маркером, фломастером, карандашом. Темп письма – от медленного до стремительного, качество – от тщательного до изысканно грубого или псевдо-неумелого. Востребованность этих шрифтов в конце XX – начале XXI веков была настолько велика, что они достаточно быстро использовались и сходили со сцены, поскольку именно уникальность ручного письма была их основной ценностью. Примелькавшиеся шрифты уже не могли работать в акциденции и, как профессионалы, так и дилетанты от графического дизайна, плодили все новые версии цифровой каллиграфии. В этой ситуации профессиональные каллиграфы, умеющие писать настоящим пером, кистью или флоастером, оказались снова востребованными.

Работы Холли Диккенс, знаменитого американского «дизайнера букв» – тому подтверждение. В ее работах мы встречаемся и с логотипами, и со слоганами, и с плакатами, и с каллиграммами.

Случаи классической каллиграфии у нее крайне редки; как правило, это легкое, свободное письмо маркером, фломастером, кистью (как круглой, так и ширококонечной), пером (с нажимом и без), твердым материалом (мелком, углем и т.п.) Динамика письма тоже разная: от стремительной в композициях «Blue Mesa» и «Jazz» до относительно медленного письма в «Ladle of Love» или «Alterini». Характер всех композиций отличается индивидуальностью, ярко выраженным личностным началом, зачастую окрашенным иронией, юмором. Это свойство каллиграфии – придавать обращению неповторимый личностный характер, наряду со способностью задавать ритмический строй композиции, очевидно, и делает её востребованной всегда.

Так каллиграфия завоевала свое место в современном графическом дизайне. Но бывшая всегда Золушкой на задворках европейской художественной культуры, каллиграфия заняла свое место и как полноценный жанр современного искусства. Открытие в 2008 году Современного музея каллиграфии в Москве демонстрирует тот факт, что «искусство рукописного письма» в эру компьютеров стало особенно цениться. Представленные в этом Музее работы являются произведениями искусства новой каллиграфии – каллиграфии, обогащенной средствами современных живописи и графики; каллиграфии, активно взаимодействующей с материалами, фактурами, композиционно-иллюстративным рядом.

Взаимовлияние различных каллиграфических культур привело к появлению новых ценностей и в европейской современной каллиграфии: исторический канон обогащается дальневосточной эмоциональностью. «В своих произведениях я стремлюсь придать языку понятную каждому современную форму, которая в полной мере могла бы отразить его историческую суть. Колдовство ритма, который является одним из важнейших аспектов при написании текста, способствовало тому, что я часто прибегаю к использованию древних форм рукописного письма». (Шнайдер Вернер, Висбаден, Германия).

В свою очередь, современные китайские дизайнеры вводят наклонные начертания в печатные иероглифические шрифты, что является нонсенсом по отношению к письму, всегда исполнявшегося строго вертикально расположенной круглой кистью. Появляются каллиграфические работы, в которых совмещены иероглифические и тексты, и буквы. «Мне очень нравится сочетание иероглифов и русского алфавита. Тем более, что даже при дословном переводе часто появляется дополнительный смысл» (Ким Чон Чхиль Чхонджу, Корея).

А цифровые технологии уже активно осваиваются каллиграфами наряду с перьями и кистями. «Уйдут когда-нибудь в прошлое бумага, кисти и перья. Прогресс, что поделаешь. Но уже сейчас можно делать каллиграфию в цифровом виде. Появляются новые направления цифровой каллиграфии. Меняется способ, а каллиграфия остается. Стремление к красивому остается. И в этом, наверное, и есть величие каллиграфии» (Лебедев А.В., Россия).

Анализ стилеобразования в различных направлениях каллиграфии позволяет выявить основные стилеобразующие факторы, которые находятся в сложных взаимосвязях друг с другом. Художественные поиски современных каллиграфов – источник, питающий современную культуру. «Не существует отдельного понятия “красота каллиграфии”. Её невозможно измерить, о ней невозможно судить, её можно только чувствовать, открывая душу свою Вселенной, отбрасывая все запреты» (Ганзориг А., Монголия).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.