Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список дополнительной литературы






· Ахиезер А.С., Яковенко И.Т. Что же такое общество? // Общественные науки и современность. 1997. № 3.

· Горюнов В.П. Философия общества. СПб., 2005.

· Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.

· Зиммель Г. Как возможно общество? // Зиммель Г. Избранное. М., 1996.

· Козлова О.Н. Общество как социокультурная система в динамике и статике // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3.

· Краснов В.Н. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма // Общественные науки и современность. 2003. № 3.

· Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М., 1997.

· Миголатьев А.А. Философия культуры // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3.

· Поляков А.Н. К проблеме общественных формаций // Вопросы философии. 2003. № 6.

· Философия истории: Учеб. пособие. М., 1999.

· Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

 

 

Хрестоматия (в электронном виде)

· Аристотель. Политика

· Бердяев Н. Философия неравенства

· Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского

· Гоббс Т. Основы философии

· Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане

· Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология

· Ницше Ф. Антихристианин

· Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права

· Сорокин П. Проблема социального равенства

· Франк С.Л. Духовные основы общества

· Фромм Э. Бегство от свободы

· Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. О познании

· Энгельс Ф. Анти-Дюринг

 


Семинар 15. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

 

История не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается ни в каких битвах!»…История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

Маркс К., Энгельс Ф.Святое семейство

 

План

1. Линейно-прогрессивное направление

2. Концепция «осевого времени»К. Ясперса

3. Метафизика истории

4. Циклическое направление

5. Современные теории историко-культурного процесса

6. Цивилизационная теория А. Тойнби

7. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

 

Основные теории историко-культурного процесса представлены в их наиболее распространенной классификации.

 

1. ЛИНЕЙНО-ПРОГРЕССИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Линейно-прогрессивное направление основывается на убеждении, что различные государства, народы и культуры вписаны в русло единого всемирно-исторического процесса, который проходит ряд одинаковых для всех своих составляющих стадий на пути к окончательному торжеству на Земле общества свободы, справедливости, равенства и всеобщего материального благосостояния. Зародившись еще в христианской теологии истории Аврелия Августина и сформировавшись в эпоху Просвещения, до середины ХХ века линейно-прогрессивное направление было в европейской культуре господствующим. Классическим образцом линейно-прогрессивной теории исторического процесса является философия истории Гегеля, составляющая органическую часть его знаменитой системы.

 

Литература:

· Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Сочинения: в 14 т. Т. 8. М.-Л., 1935. С. 9–11, 16, 18–20, 32, 422.

 


Вопросы и задания:

– Назовите три основные ступени осознания духом самого себя, выделенные Гегелем.

– Что, по вашему мнению, подразумевает Гегель под «хитростью разума»? Каким образом упомянутая «хитрость» заставляет историю совершаться разумно?

– Несмотря на то, что сам Гегель считал историю совершающейся по воле Бога, между традиционным христианским провиденциализмом и гегелевской философией истории существует принципиальная разница. В чем, по вашему мнению, она заключается?

 

2. концепция «осевого времени» к. ясперса

Самым известным современным вариантом линейно-прогрессивной теории историко-культурного процесса являетсяконцепция «осевого времени»немецкого религиозного экзистенциалиста Карла Ясперса, которая была изложена им в работе «Истоки истории и ее смысл». Критерий, положенный Ясперсом в основу его концепции, можно считать универсальным – он исходит из признания духовной сущности «осевого» человека как такового, безотносительно к его историко-культурным или национально-государственным различиям.

 

Литература:

· Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 51–52.

 

Вопросы и задания:

– Что такое осевое время? Каковы хронологические рамки осевого времени? Какими событиями знаменательно осевое время?

– В чем, по мнению Ясперса, заключается главное духовное содержание осевого времени?

– В чем состоит следующее после осевого времени преобразование всемирного масштаба в истории человечества, к каким последствиям оно приводит?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.