Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Серебряного века






Для России ХХ век – очень сложный период, в течение которого она пережила очень многие потрясения. По этой причине и русская философия этого времени неоднородна. В соответствии с периодами истории России можно выделить философию «серебряного века», советскую и постсоветскую философию. Серебряный век – период расцвета искусства и философии. Одно из наиболее ярких явлений русской философии Серебряного века – сборник «Вехи». Семь авторов «Вех» печатали свои статьи в сборнике в алфавитном порядке: Бердяев, Булгаков, Гершензон, Изгоев, Кистяковский, Струве, Франк. Знаменитый сборник статей, вышедший в свет в 1909 году, поднимал вопросы, важные не только для самосознания интеллигенции, но и для судеб России в целом. «Вехи» приобрели знаковый характер: авторы сборника предупреждали об опасности социальных потрясений, во многом идейно готовившихся именно представителями радикальной интеллигенции, осуждали ее нигилизм, безверие, неспособность к положительной творческой работе, равнодушие к своей стране и увлечение общественными утопиями. Основной пафос сборника – осознание необходимости духовного обновления русской интеллигенции, которое предполагает отказ от «давящего господства народолюбия и пролетаролюбия».

Открывался этот сборник статей Николая Александровича Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда». Бердяев активно критикует марксизм. Во многом продолжая традицию Соловьева, Бердяев полагал, что общественное развитие России возможно в рамках христианской традиции. Земная жизнь – эта арена, на которой происходит воплощение религиозных идеалов, реализация Божественного в человеке. Подлинную задачу философии Бердяев видел не в абстрактном познании, а в изучении места человека в мире в связи с его личностными индивидуально-духовными, нравственными и эмоциональными структурами. Одна из важных тем философии Бердяева – тема свободы. Он противопоставлял два пути развития личности. Первый путь – это принятие общеобязательных форм жизни, или объективация; в этом случае человек как бы обезличивается, поскольку становится таким как нужно, теряя свободу и персоналистичность. Второй путь – жизнь в свободе, предполагающая неприятие того, что считается обязательным.

 

Литература:

· Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М., 2007.

 

Вопросы и задания:

– Какие две тенденции можно наблюдать в душевном укладе русского человека в отношении к европейской философии?

– Как русская интеллигенция относится к науке?

– Как был воспринят позитивизм русской интеллигенцией?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.