Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ситуация Постмодерна






7.1. В ситуации Постмодерна мир оказывается в последней четверти ХХ века. Убедившись в иллюзорности идеала всеобщего освобождения, человек пытается воплотить в жизнь практику индивидуальной свободы, понимаемой им как отказ от следования общезначимым ценностям и неограниченность творческой самореализации в самых разных областях жизнедеятельности. Следуя за социокультурной динамикой «Модерн–Постмодерн», современная западная философия отказывается от фундаментального для нее единства бытия и мышления, соответствия философских представлений о мире самому миру, каков он есть в действительности. Отныне мир считается не единством многообразия, где все видимое разнообразие его проявлений упорядочивалось внутренним абсолютным первоначалом, которое постигалось разумом, а многообразным единством всех предметов, явлений и процессов в природе и культуре, как материальных, так и духовных, – единством в том смысле, что для каждого из нас они оказываются в одинаковой степени реальными. Рациональное познание, таким образом, понимаемого мира становится не абсолютным, нацеленным на получение о нем достоверного знания, действительного для всех, всегда и везде, но относительным.

 

Литература:

· Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1992. № 4. С. 41–42.

· Лиотар Ж.Ф. Заметка о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 56–59.

Вопросы и задания:

– Крах какой великой идеи приводит к концу Модерна?

– Какие причины «забвения» «проекта Модерна» называет Лиотар?

– Какие основные «постмодернистские тенденции» пронизывают «мышление и практику ХХ столетия»?

– Какие задачи встают перед человечеством в ситуации Постмодерна?

7.2. 70-е годы ХХ века стали временем самоутверждения постмодернизма. Особую роль в этом процессе сыграло появление в 1979 году книги «Состояние постмодерна» французского философа Жана Франсуа Лиотара (1924–1998), где многие черты постмодернизма впервые предстали в обобщенном и рельефном виде. В 1980-е годы постмодернизм распространяется по всему миру, достигает впечатляющего успеха, даже настоящего триумфа. Благодаря средствам массовой информации он становится интеллектуальной модой, неким фирменным знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Как некогда нельзя было не быть модернистом и авангардистом, точно так же теперь стало трудно не быть постмодернистом. В контексте изменения общего образа философии в ситуации Постмодерна обращают на себя внимание изменения и в образе философа.

Философская жизнь строится согласно императивам мысли, так полагал Жиль Делез (1925–1995), и само существование философа, строится на творческих основаниях; философ – изобретатель собственного стиля жизни. Именно строй, стиль, ритм или, иначе, эстетика философского существования превращают частную жизнь мыслителя в произведение искусства; он творит не только в книгах – в самой жизни, творит самого себя, исходя из написанных им и другими книг. Эстетика философского существования не тяготеет к абстрактной, бессильной красоте; стиль жизни невозможен без постоянного усилия, без силы, или могущества, быть собой несмотря ни на что. Ho всякая сила, так или иначе, вступает в отношения c другими силами, поэтому философ не может обойтись без друга-соперника, как не может избежать столкновения c политикой, которая стремится проникнуть в частную жизнь философа, превращая его в «публичного профессора», наставника. Сила философа – в сопротивлении этой власти. Таким образом, жизнь философа отливается в произведение искусства; это сотворение одной единственной жизни согласно требованиям мысли.

 

Литература:

· Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. С. 158, 161, 164.

 


Вопросы и задания:

– Назовите образы философа, выделяемые Делезом. В какие историко-философские эпохи господствовал каждый из данных образов?

– В чем состоит принципиальное отличие классического философа-платоника от современного философа?

– Какие особенности социокультурной ситуации Постмодерна сделали востребованным новый образ философа?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.