Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абсолютный идеализм Гегеля






4.1. Суть своей философской системы сам Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) выразил так: «Согласно кантовской философии, вещи, о которых мы знаем, суть лишь явления для нас, а в себе они остаются для нас недоступными и потусторонними. Этот субъективный идеализм, согласно которому то, что составляет содержание нашего сознания, есть лишь только наше содержание, непредубежденное сознание справедливо отвергает. Истинное положение вещей на деле таково, что вещи, о которых мы непосредственно знаем, суть простые явления не только для нас, но также и в себе, и настоящее определение конечных вещей состоит в том, что они имеют основание своего бытия не в самих себе, а во всеобщей божественной идее. Это понимание вещей также должно называться идеализмом, но в отличие от субъективного идеализма критической философии мы должны его назвать абсолютным идеализмом». Самопознание Абсолютной идеи становится сутью философии Гегеля. А природный и социальный миры предстают в его учении как результат самоотчуждения Абсолютной идеи.

 

Литература:

· Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т. 1. Наука логики. М., 1975. С. 162–163.

 

Вопросы и задания:

– Почему именно абсолютный идеализм должен был являть подлинную философскую систему?

 

4.2. Абсолютная идея сама по себе есть лишь неопределенная интуитивная мысль: «Все разумное действительно; все действительное разумно», наш разум является абсолютным идеальным первоначалом мира и человека, нуждается в дальнейшем прояснении и обосновании. Это самопознание Абсолютной идеи распадается на три этапа: логику, философию природы, философию духа. Для Гегеля логика – это система «определений мышления», которые выражают наиболее существенное в реально существующих вещах, т. е. она совпадает с метафизикой (как разделом философского знания). Можно сказать, что логика – это царство «чистой идеи», существующей внутри себя самой. Затем Абсолютная идея превращается в природу, и предстает в виде конечных, чувственных и телесных вещей, отходя при этом от своей изначальной идеальной сущности, вернее, облекает ее во внешнюю материальную оболочку или форму. На этапе самопознания Абсолютной идеи в природе можно наблюдать, как протекает процесс эволюции, переход от низших ступеней организации живого к высшим, который увенчивается появлением человека как наделенного духом разума существа.

 

Литература:

· Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. Наука логики. М., 1975. С. 121–122, 162–163.

 

Вопросы и задания:

– Какова всеобщая природа единичных вещей?

– Что происходит с Абсолютной идеей на этапе природы?

 

4.3. Олицетворяющий собой последний, завершающий этап саморазвертывания Абсолютной идеи – дух – это та же идея, но в ее реальном выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших форм (вроде сновидений) и кончая абсолютным знанием, где достигается правильное выражение Абсолютной идеи посредством научных понятий и логических категорий. С помощью человеческого духа Абсолютная идея может завершить процесс самопознания, поскольку только человеческое познание способно раскрывать нематериальные, идеальные сущности вещей и тем самым удостоверять, что абстрактные понятия и категории логики действительно отражают сущность существующих в природе вещей. Абсолютный дух относится только к самому себе, имеет дело только с самим собой, и в форме самой философии сознает свою собственную абсолютную в своей идеальности сущность. Можно также сказать, что Абсолютный дух – это возвратившаяся к самой себе и наконец-то познавшая сама себя Абсолютная идея.

 

Литература:

· Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. 1. Наука логики. М., 1975. С. 20, 578.

 

Вопросы и задания:

– Где и как достигается правильное выражение Абсолютной идеи?

– Что подразумевает Гегель под Абсолютным духом?

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.