Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфуцианство






7.1. Учение Конфуция (551–479 до н.э.) содержит ряд основополагающих принципов: жить в обществе и для общества; уступать друг другу; слушаться старших по возрасту и по званию; подчиняться императору; сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей; быть человечным. «Благородный муж» в конфуцианстве является совершенным в моральном плане человеком. Моральные качества, хотя и являются врожденными, но для своего воплощения в жизнь нуждаются в длительном самовоспитании. Основой этого процесса Конфуций полагал постоянную требовательность к себе, постоянное поддержание самодисциплины и тотальный самоконтроль.

 

Литература:

· Конфуций. Беседы и высказывания // Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 139–174.

 


Вопросы и задания:

– Выясните, какое содержание Конфуций вкладывает в основные категории древнекитайской этики: жэнь, сяо, ли, синь.

– Каким образом взаимосвязаны основные принципы древнекитайской этики?

 

7.2. По мнению конфуцианцев, только «самоорганизованный» высокоморальный правитель, наведя «внутренний порядок», сможет восстановить и внешний порядок в Поднебесной, призвать к порядку своих подданных, осуществить чжан ми – «исправление имен» – заставить их соответствовать своему жизненному уделу, например, быть почтительным сыном по отношению к отцу, а не только называться сыном.

 

Литература:

· Конфуций. Беседы и высказывания // Древнекитайская философия: в 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 139–174.

 

Вопросы и задания:

– Что, по мнению Конфуция, должно лежать в основе идеального государственного и общественного строя – соблюдение человеком принципов добродетелей или же воплощение в жизнь каких-то социальных принципов?

– Сторонником какого государственного устройства выступает Конфуций?

– Каким методам управления государством отдает он предпочтение?

 

Список дополнительной литературы

· Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М., 1992.

· Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1972–1973.

· Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.

· Судзуки Т. Наука Дзэн – Ум Дзэн. Киев, 1992.

 

Хрестоматия (в электронном виде)

· Вивекананда Свами. Афоризмы Патанджали

· Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия

· Джаммапада

· Конфуций. Беседы и высказывания

· Лао-цзы. Книга о Дао и дэ

· Типитака. Сутта-питака

· Чжуан-цзы. Книга Чжуан-цзы


Семинар 3. Античная ФИЛОСОФИЯ

 

В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, почти все позднейшие типы мировоззрений.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг

 

План

1. Античная «физика»

2. Космоцентризм и проблема мирового начала в древнегреческой философии

3. Объективный идеализм Платона

4. Философские взгляды Аристотеля

5. Античная этика

6. Античная диалектика

 

Античная философия возникает и развивается в период с 6 века до н. э. до 4 века н. э. в Древней Греции и Древнем Риме. «…Одни философы называются физиками, за изучение природы; другие – этиками, за рассуждение о нравах; третьи – диалектиками, за хитросплетение речей…» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.С. 59).

 

1. АНТИЧНАЯ «ФИЗИКА»

Античные ученые стремились дать цельную картину мира, объясняя все явления на основе «начал». «Фюсис» значит «натура», «природа» (отсюда «физика» – наука о природе). Фюсис – это все существующее, несущее в себе некий скрытый порядок и законы, и подлежащее осмыслению. Близкое значение имеет понятие «космос» – Вселенная, мир, мыслимый и существующий как упорядоченное единство, а также собственно порядок, как антипод беспорядка – «хаоса». «Архе» – первопричина, то из чего происходят все вещи, праоснова, из которой проистекает все сущее, то, что при всех перевоплощениях реальных вещей остается самим собой. Эти понятия образуют своего рода круг, в котором сосредоточена мысль первых философов, вопрошающих: Что есть это прекрасное гармоничное сущее? Почему оно есть? Какова его причина?

Первым греческим философом традиция называет Фалеса (640/624–548/544 до н.э.). Основные идеи античной физики, оказавшие неизмеримое влияние на западную философию, прекрасно обобщил современный западный исследователь Ричард Тарнас.

 


Литература:

· Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. С.62–63.

Вопросы и задания:

– Дайте характеристику основным идеям античной физики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.