Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов темы. Изучение первого вопроса следует начать с рассмотрения причин начала Великой Отечественной войны






Изучение первого вопроса следует начать с рассмотрения причин начала Великой Отечественной войны. Далее необходимо остановиться на нападении нацисткой Германии на СССР и последовавшей за этим перестройки государствен­ного аппарата на военный лад: создании Государственного комитета обороны, Ставки Верховного Главнокомандования (указать их компетенцию), местных комитетов обороны, создании новых нар­коматов и центральных ведомств. Следует остановиться на реорганизации Воо­руженных сил, деятельности Советского государства в области охраны общест­венного порядка, государственной безопасности и борьбы с преступностью.

Важно иметь в виду, что Великая Отече­ственная война 1941 -1945 гг. оказалась серьезной проверкой не только для все­го советского народа, но и для самого государства, которое было вынуждено перестраиваться на военный лад. Необходимо уяснить суть перестройки работы партийных, государственных и общественных организаций. Отметьте, что в пе­риод войны высшие органы государственной власти и управления СССР (Вер­ховный Совет, Президиум, СНК) и высшие партийные органы - (Политбюро, Оргбюро, Секретариат ЦК ВКП(б)) в значительной мере утратили свое былое значение. Проанализируйте изменение функций советского государственного аппарата. Необходимо знать функциональное назначение Совета по делам эва­куации, Комитета по учету и распределению рабочей силы, иметь представле­ние о деятельности местных комитетов обороны, режима военного и осадного положения.

При изучении второго вопроса следует учесть, что в годы войны принимались меры и по совершенствованию законодательства. Радикальные изменения произошли в трудовом, уголовном и уголовно-процессуальном за­конодательстве. В частности, с милитаризацией труда было связано введение трудовой повинности и сверхурочных работ, отмена отпусков, введение особого режима на военном производстве, перевод на военное положение работников транспорта было связано с милита­ризацией труда. Была повышена уголовная ответственность за уклонение от воинской и трудовой повинности, за различные виды хищения государственной собственности, измену Родине. В целом, все изменения, которые претерпела правовая система в исследуемый период, следует рассматривать с учетом общей обстановки военных лет.

Отметить расширение подсудности военных трибуналов, деятельно­сти судов и прокуратуры, реорганизацию органов государственной безопасности, деятельность НКВД, расширение задач милиции и исправительно-трудовых учреждений. Особое внимание следует уделить рассмотрению статуса военного положения и расширение полномочий военных властей в местностях объявленных на военном положении.

В заключении сделайте выводы по теме, подчеркните особый героизм российского народа в борьбе с фашизмом, укажите, что государственно-правовые преобразования в период Великой Отечественной войны явились необходимым следствием перестройки политико-экономической жизни страны на военный лад.

Вопросы для самоконтроля:

1. Правовой режим военного положения в годы Великой Отечественной войны.

2. Ставка Верховного Главнокомандования порядок создания, состав.

3. Какое наказание могло быть применено к мобилизованному за самовольный уход с работы?

Дополнительная литература к теме № 14

 

1. Августинович К. Великая отечественная война. Перелом истории. М., 2008.

2. Биленко С.В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны.

3. Кожевников М.В. История советского суда. 1917 – 1956. М., 1957.

4. Сборник документов Великой Отечественной войны. 1941 – 1945 годы. М., 1981.

5. Семененко В.И., Радченко Л.А. Великая отечественная война. Как это было. М., 2008.

6. Советская милиция: история и современность (1917 – 1987). М., 1987.

7. Шилов О.Ф. Проблемы уголовной ответственности в истории советского уголовного права. М., 1982.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.