Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов темы






Начиная рассмотрение первого вопроса, отметьте, что в первой пол. XIX века сформировались социально-политические предпосылки буржуазных реформ в России. Раскройте основные тенденции кризиса крепостнического строя в Рос­сии. Важно показать подготовку, содержание и проведение крестьянской ре­формы 1861 г., ее влияние на развитие страны. Необходимо знать, какие предложения выдвигались в ходе подготовки крестьянской реформы 1861 г., от кого они исходили, позицию Александра II в этом вопросе. Подчеркните, что, в ко­нечном счете содержание крестьянской реформы, ее направленность и меру решительности, с которой она проводилась в жизнь, определил временный союз трех сил: самодержавия, либерального чиновничества и передовых кругов российского общества. Хотя реформа и проводилась " сверху", в известной сте­пени она носила компромиссный характер.

Охарактеризуйте изменения в правовом положении крестьянства. Проанализируйте закон 1861 г. об обязательном выкупе земли. Отметьте, что в целом крестьянская реформа носила буржуазный характер и способствовала дальнейшему развитию в России капиталистических отношений.

Необходимо четко представить, что реформы вто­рой половины XIX в. являлись шагом вперед по пути превращения феодаль­ной монархии в буржуазную, однако не изменили абсолютистский характер го­сударства, не затронули господствующего положения дворянства в политиче­ской и государственной системах. Охарактеризуйте основные изменения в системе государственного управления в период контрреформ.

При изучении второго вопроса следует подробно изучить основную право­вую базу реформ - " Положение о губернских и уездных земских учреждениях" 1864 г. (земская реформа), " Городовое положение" 1870 г. (городская ре­форма). Вместе с тем на семинаре целесооб­разно разобрать содержание и других преобразований эпохи " Великих реформ" - полицейской реформы 1862 года, реформы образования 1864 г. и тюремной реформы 1879 г. При анализе содержания реформ второй половины XIX в. необ­ходимо учитывать, что они преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития.

На основе материалов кодификаций, проведенных в дореформенный пе­риод, были изданы второе и третье Полное собрание законов. В него вошла значительная часть нового пореформенного законодательства. В рассматривае­мый период получает значительное развитие гражданское право, торговое пра­во и судопроизводство, уголовное право, фабрично-заводское законодательст­во. Отметьте, что расширились гражданские права крестьянина, принципиально изменилось процессуальное право, произошла существенная демократизация судопроизводства.

При изучении третьего вопроса рассматриваются структура и функции судебных органов - судебные уставы 1864 г. (судебная реформа) и " Устав о воинской повинности" 1874 г. (военная реформа). Обращается внимание на упразднение сословных судов и введение буржуазных принципов судопроизводства. Обсуждается значение введения института судебных следователей, организации прокурорского надзора за судопроизводством и учреждения адвокатуры.

В заключении сделайте выводы по теме, подчеркивая огромное значение буржуазных реформ, открывших для России необходимые подходы для эволюционного изменения политико-правового порядка в стране. Подумайте, почему они не были до конца реализованы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Образование, состав и полномочия Совета Министров.

2. Призывной возраст и порядок призыва на военную службу по Уставу о воинской повинности 1874 г.

3. Виды уголовных нак4азаний и их классификация по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г.

Дополнительная литература к теме № 7

1. Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 1969.

2. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 гг. М., 2008.

3. Евреинов В.А. Крестьянское дело по Положению от 19 февраля 1861 г. СПб.,

4. Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880 годов. М., 1964.

5. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1960.

6. Зайончковский П.А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861 г..М, 1958.

7. История полиции дореволюционной России. Под ред. В.М. Курицина. М., 1981.

8. Крестьянская реформа в России 1861 года: Сборник законодательных актов. М., 2008.

9. Мулукаев Р.С. Полиция и тюремные учреждения дореволюционной России в 60-е - начале 90-х годов XIX века. М., 1984.

10. Полевой П.Н. история России от древних славян до отмены крепостного права. М., 2007.

11. Чернуха В.Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60 - 70 гг. ХIХ в.). Л., 1972.

ТЕМА 8






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.